Решение №04-11/375-21 Решение по результатам рассмотрения жалобы ПАО «Ростелеком» ... от 21 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, тел. (8172) 72-99-70, факс (8172) 72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru

http://vologda.fas.gov.ru

 

от 21.10.2021г. № 04-11/375-21

┌                                                                            ┐

Заявители:

ПАО «Ростелеком»

 

ООО МСК «БЛ Групп»

 

Заказчик:

МКУ «Служба городского хозяйства»

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

 

Р Е Ш Е Н И Е № 035/06/54.3-578/2021

 

«18» октября 2021 года                                                                                                                г. Вологда

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                             Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в утвержденном составе:

ХХХХХХХХХ

рассмотрев жалобу ПАО «Ростелеком» (вх. № 5419-ЭП/21 от 11.10.2021г., № 5420-ЭП/21 от 11.10.2021г., № 5448-ЭП/21 от 12.10.2021г., № 5463-ЭП/21 от 12.10.2021г.) на положения документации (в редакции от 17.09.2021г.) при проведении открытого конкурса в электронной форме, предмет закупки – выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории муниципального образования «Города Вологда» (извещение № 0830600001621000042, далее – закупка, конкурс, документация о конкурсе), заказчиком в которой является МКУ «Служба городского хозяйства» (далее – Заказчик),

в присутствии:

ХХХХХХХХХХХХХ,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области                        (далее – Вологодское УФАС России, УФАС) жалоба ПАО «Ростелеком» на положения документации о конкурсе принята к рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Вологодским УФАС России в соответствии со ст.ст. 105, 106 Закона № 44-ФЗ принята к рассмотрению жалоба ООО МСК «БЛ Групп» (вх. № 5415-ЭП/21 от 11.10.2021г.), которая рассмотрена совместно с жалобой ПАО «Ростелеком».

В связи с тем, что 07.10.2021г. Вологодским УФАС России  рассмотрена жалоба ООО «Ангара» на положения документации о конкурсе и вынесено решение УФАС от 07.10.2021г.                 № 035/06/32-559/2021 к участию в рассмотрении жалоб ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» допущен представитель ООО «Ангара».

В соответствии с требованиями ст.ст. 99, 105, 106 Закона № 44-ФЗ, Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее – Правила № 1576), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Административный регламент), утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссией УФАС в рамках рассмотрения жалоб ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» проведена внеплановая проверка.

С учетом письма ФАС России от 03.04.2020г. № ИА/27895/20 лицам, участвующим в рассмотрении жалоб, сообщено о возможности рассмотрения жалоб с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». Соответствующая ссылка направлена лицам, участвующим в рассмотрении жалоб. Возражений по рассмотрению жалоб с использованием систем видеоконференцсвязи в Комиссию УФАС от лиц, участвующих в рассмотрении жалоб, не поступало. Право для участия и предоставления пояснений (документов) всем лицам, участвующим в рассмотрении жалоб, предоставлено.

Рассмотрение жалоб назначено на 15.10.2021г., в соответствии с п. 31 Правил № 1576, п. 3.32 Административного регламента объявлен перерыв до 18.10.2021г.

15.10.2021г., 18.10.2021г. жалобы ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» рассмотрены, внеплановая проверка проведена в дистанционном режиме с участием представителей МКУ «Служба городского хозяйства» (Заказчик), ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп», ООО «Ангара».

В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено следующее.

Информация и документация о конкурсе размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru, далее – ЕИС) за номером извещения - 0830600001621000042.

Предметом закупки является выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории городского округа города Вологды.

Закупка проводится по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 71.12.11.100 - Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляет - 382 583 513,91 руб.

16.08.2021г. Вологодским УФАС России рассмотрены жалобы ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп», ООО «ВЭСКК», по результатам вынесены решения и предписания                          №№ 035/06/54.3-473/2021, 035/06/54.3-474/2021, 035/06/54.3-475/2021. Заказчик признан нарушившим ст. 54.3, ст. 108 Закона № 44-ФЗ и предписано привести документацию о конкурсе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

17.09.2021г. Заказчик внес изменения в документацию о конкурсе и назначил новую дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» считают, что положения документации о конкурсе (в редакции от 17.09.2021г.) противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ и ограничивают участие в закупке. Заказчиком не надлежащим образом исполнены предписания Вологодского УФАС России от 16.08.2021г. №№ 035/06/54.3-473/2021, 035/06/54.3-474/2021, 035/06/54.3-475/2021.

По мнению ПАО «Ростелеком», Заказчик допустил следующие нарушения требований Закона № 44-ФЗ, а именно:

1)    неправомерно применил расчетно-измерительный способ определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем энергосберегающих мероприятий;

2)    неправомерно включил в предмет закупки работы, которые не относятся к энергосервисным мероприятиям, а именно: установка 407 дополнительных светильников;

3)    ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника…»;

4)    в документации о конкурсе указаны сроки выполнения энергоэффективных мероприятий, которые ставят в заблуждение участников закупки и являются нереальными для исполнения;

5)    в документации о конкурсе не указаны запреты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616;

6)    в документации о конкурсе не имеется никаких сведений о геоинформационной системе, а также о наличии/отсутствии на объекте энергосервиса автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии и /или управления наружным освещением;

7)    отсутствует запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1236, что противоречит ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ;

8)    указание цены контракта в денежном выражении противоречит положениям ч. 13 ст. 108 Закона № 44-ФЗ;

9)    в документации о конкурсе указаны противоречивые данные в отношении категорий автомобильных дорог;

10)  в документации о конкурсе указаны данные о коэффициенте пульсации светильников, противоречащие СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», утвержденный приказом Минстроя России от 07.11.2016 №777/пр;

11)  в документации о конкурсе указаны противоречивые данные в отношении степени защиты оболочки светильников;

12)  в документации о конкурсе указаны противоречивые данные в отношении требования к ПВХ изоляции кабеля.

 

По мнению ООО МСК «БЛ Групп», Заказчик допустил следующие нарушения требований Закона № 44-ФЗ, а именно:

1)    Заказчик включил в перечень энергосберегающих мероприятий работы, которые выполнить в установленные контрактом сроки не представляется возможным;

2)    в результате обследования системы уличного освещения города Вологды установлено, что на отдельных участках уличного освещения находится в ненормативном состоянии, выявлены неработающие светильники, аварийные кронштейны и при этом, в техническом задании документации о конкурсе отсутствуют мероприятия и необходимый состав работ для выполнения указанных нормативов. Отсутствует возможность оценить объем работ;

3)    Заказчик необоснованно ограничивает категоризацию дорог, что нарушает СП 52.13330.2016. В документации о конкурсе установлено, что при проведении ЭЭМ выделение пешеходных переходов, согласно СП-52.13330.2016, при этом при соблюдении указанного СП, будут не выполняться требования относительно показателя коррелированной цветовой температуры, установленной в документации о конкурсе к светильникам;

4)    технические характеристики светильников соответствуют только одному производителю – ООО МГК «Световые технологии»;

5)    в Протоколе определения энергопотребления объектов уличного освещения города Вологда за 2020г., система объектов уличного освещения города Вологда (таблица №1) содержит светильники МГЛ-1000 в количестве 38 шт., так же наличие этих светильников отражено в Основных сведениях об объекте энергосервиса (приложение № 2 к техническому заданию) «Прож. 1000» – 38 шт. (итого)» и они включены в общее число светильников, подлежащих замене в рамках выполнения ЭЭМ;

6)    п. 11.1 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует в течение 84 (Восьмидесяти четырех) месяцев от начального срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а в части оплаты стоимости Контракта, возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств – до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту. В срок действия контракта не включен срок выполнения энергосберегающих мероприятий;

7)    Заказчиком не установлен запрет на поставку промышленных товаров происходящих из иностранного государства, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616.

 

Заказчик с доводами ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» не согласился представил письменные возражения от 15.10.2021г. и дополнения к возражениям от 18.10.2021г. Письменные возражения и дополнения к ним приобщены к материалам жалоб, Заявители ознакомлены с данными возражениями.

 

Комиссия УФАС, изучив доводы ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп», Заказчика  и представленные документы, а также по результатам внеплановой проверки, установила в действиях/бездействии Заказчика нарушения требований Закона № 44-ФЗ.

 

В соответствии с решениями Вологодского УФАС от 16.08.2021г №№ 035/06/54.3-473/2021, 035/06/54.3-474/2021, 035/06/54.3-475/2021 Заказчик в нарушение ч. 19 ст. 108 Закона № 44-ФЗ, а также п.п. 6, 8 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенно-стях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 (далее - Требования), неправомерно применил расчетно-измерительный способ определения объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем энергосберегающих мероприятий.

В документации о конкурсе (в редакции от 17.09.2021г.) данное нарушение Заказчиком не устранено, что подтверждается приложением № 2 к разделу 2 «Информационная карта конкурса», в котором указано, что при определении объема потребления энергетического ресурса за 2020 год применен расчетно-измерительный способ (расчетный объем потребления электроэнергии за 2020 год составил 7 818 996,81 кВт*час).

Из разъяснений Заказчика от 22.07.2021г. № 1 следует, что объем потребления электрической энергии на Объекте энергосервиса определяется при помощи установленных приборов учета. При этом определение приборами учета потребления электроэнергии не только светильниками, а также светофорами и иными элементами благоустройства, не означает, что при определении объема потребления энергетического ресурса может применяться расчетно-измерительный способ.

Заказчик в своих письменных возражениях пояснил, что в указанном случае данные об объеме потребления энергетического ресурса, полученные при помощи приборов учета, должны приниматься как объем потребления с учетом положений п. 8 Требований, то есть с учетом факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса. Так, в системе наружного освещения части участков линий освещения, включенных в Объект энергосервиса частино приборы учета действительно имеются, однако не в отношении всего Объекта энергосервиса, кроме того, имеющиеся приборы при этом фиксируют потребление не исключительно светильниками, а, в частности, светофорами, светящимися указателями, указателями пешеходных переходов и прочими элементами благоустройства. Заказчиком уточнено количество не горящих светильников, входящих в Объект энергосервиса.

Заказчик указал, что поскольку имеющиеся показатели приборов учета электроэнергии не обеспечивают получение достоверных данных о действительном объеме электроэнергии Объектом энергосервиса в базовом периоде, заказчиком в соответствии с п. 6 Требований и Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее – Методика), утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 № 67, произведен расчет объема потребления электроэнергии за 2020 год  с использованием расчетно-измерительного способа. Объект энергосервиса в рамках закупки локализован и включает не все элементы системы наружного освещения города Вологды, а лишь отдельные участки сети, указанные в Адресном перечне. По технологическим причинам заказчик не может вычленить из общего объема энергопотребления потребление исключительно заменяемыми светильниками.

Вместе с тем, в силу ч. 19 ст. 108 Закона № 44-ФЗ, п.п. 6, 8 Требований расчетно-измерительный способ при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий может быть применен только при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета.

Согласно п. 6 Требований определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

Пунктом 8 Требований установлено, что учет при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий - среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода).

Следовательно, расчетно-измерительный способ при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий может быть применен только при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета.

Доводы ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» о неправомерном применении расчетно-измерительного способа Заказчиком не опровергнуты. Позиция Заказчика об отнесении данного вопроса к компетенции органов внутреннего финансового контроля не состоятельна, так как надлежащее определение объема потребления энергетического ресурса напрямую влияет на описание объекта закупки и формирование предложений потенциальных участников конкурса.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают положения ч. 19 ст. 108 Закона № 44-ФЗ, п.п. 6, 8 Требований.

 

В жалобе ПАО «Ростелеком» указано, что согласно предыдущей документации о конкурсе (извещение №0830600001621000020) на Объекте энергосервиса необходимо было заменить 10 268 шт. светильников, а 407 шт. светодиодных светильников необходимо было установить дополнительно, т.е. всего необходимо было установить 10 675 шт.

 

 

Модернизация сети уличного освещения на объекте энергосервиса

 

Срок выполнения: с даты заключения контракта по 30 сентября 2021 г.

 

Демонтаж и вывоз имеющихся на объекте энергосервиса светильников в количестве 10268 шт., в том числе:

по 1 адресному перечню – «Молочное», согласно Приложению № 3 таблицы 3.1 к Техническому заданию - 414 шт.;

по 2 адресному перечню – «Заречье», согласно Приложению № 3 таблицы 3.2 к Техническому заданию - 2224 шт.;

по 3 адресному перечню – «Центр», согласно Приложению № 3 таблицы 3.3 к Техническому заданию - 3602 шт.;

по 4 адресному перечню – «Юго-западные районы» согласно Приложению № 3 таблицы 3.4 к Техническому заданию - 4028 шт.

Замена существующих (демонтируемых) осветительных приборов на новые светодиодные светильники, установка дополнительно 407 шт. светодиодных светильников на существующие опоры согласно прилагаемому перечню, приведенному в Приложении 1 к настоящему Техническому заданию

 

Приложение 2 к Техническому заданию Основные сведения об объекте энергосервиса.

1. Перечень осветительного оборудования.

Наименование

ЖКУ

ЖТУ

РКУ

РТУ

СНД

Пр

ЖКУ

LED

Кол-во свет-ков под замену

Кол-во светодиодных свет-ков

Кол-во опор без свет-ков

100

150

250

400

70

100

150

125

250

125

250

250

1000

ДРЛ-250

50

100

150

Итого

1014

5891

2434

109

204

303

173

4

25

46

17

8

38

2

777

811

496

10268

2084

407

 

В соответствии с решением Вологодского УФАС от 04.06.2021г. по делу №035/06/54.3-331/2021 и решением ФАС России от 07.06.2021 по делу №21/44/105/904 установка 407 шт. дополнительных светодиодных светильников не относится к энергосберегающим мероприятиям, соответственно, Заказчиком неправомерно осуществлено объединение работ в один предмет закупки.

По итогам данных решений Заказчик внес изменения в документацию о конкурсе (в редакции от 18.06.2021г.), в соответствии с которыми необходимо заменить имеющиеся на Объекте энергосервиса светильники в количестве 10 268 шт., т.е. установка дополнительных 407 светильников на пустые опоры была исключена из документации. Между тем 21.06.2021г. Заказчик отменил данную закупку, а 07.07.2021г. разместил новую закупку, в соответствии с которой снова требуется демонтаж и вывоз имеющихся на Объекте энергосервиса светильников в количестве 10 675 шт., а также поставка и монтаж светодиодных светильников  в количестве 10 675 шт.

Так, в таблице №1 технического задания указано:

 

Наименование ЭЭМ/

срок их выполнения

Объем выполнения ЭЭМ

Модернизация сети уличного освещения на объекте энергосервиса

Срок выполнения: 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта

Демонтаж и вывоз имеющихся на объекте энергосервиса светильников в количестве 10 675 шт.,

Поставка и монтаж светодиодных светильников  в количестве 10675 шт.

в том числе:

- по 1 адресному перечню – «Молочное», согласно Приложению № 3 таблицы 3.1 к Техническому заданию;

- по 2 адресному перечню – «Заречье», согласно Приложению № 3 таблицы 3.2 к Техническому заданию;

- по 3 адресному перечню – «Центр», согласно Приложению № 3 таблицы 3.3 к Техническому заданию;

- по 4 адресному перечню – «Юго-западные районы» согласно Приложению № 3 таблицы 3.4 к Техническому заданию.

 

Приложение 2 к Техническому заданию Основные сведения об объекте энергосервиса

  1. Перечень осветительного оборудования.

 

Наименование

ЖКУ

ЖТУ

РКУ

РТУ

СНД

Прож.

ЖКУ

Кол-во свет-ков под замену

100

150

250

400

70

100

150

125

250

125

250

250

1000

ДРЛ-250

Итого

1014

6298

2434

109

204

303

173

4

25

46

17

8

38

2

10675

 

Из данных положений оспариваемой документации следует, что светильники в количестве 407 шт., которые необходимо дополнительно установить на объекте энергосервиса, добавлены Заказчиком в общее количество якобы имеющихся на объекте энергосервиса светильников ЖКУ 150 (было 5 891 шт., стало 6 298 шт.).

Заказчик в разъяснениях от 22.07.2021г. № 1 указал, что им уточнено количество не горящих светильников, входящих в Объект энергосервиса. Количество имеющихся на Объекте энергосервиса светильников в размере 10 675 шт. соответствует действительности.

По мнению ПАО «Ростелеком», указанные разъяснения Заказчика не соответствуют действительности, так как  никаких «негорящих» светильников в количестве 407 шт. на объекте энергосервиса фактически не имеется. Данное количество светильников, как и в предыдущей закупке, необходимо дополнительно установить на Объекте энергосервиса.  Это подтверждается возражениями Заказчика, представленными в ФАС России и Вологодское УФАС России при рассмотрении жалобы в отношении предыдущей закупки, а также сведениями, полученными ПАО «Ростелеком» при проведении обследования опор освещения на нескольких случайно выбранных улиц (акт обследования опор освещения от 26.07.2021г.).

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ, а также свидетельствуют о неисполнении вышеуказанных решений и предписаний антимонопольных органов.

 

Согласно доводам ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» в документации о конкурсе указаны сроки выполнения энергоэффективных мероприятий, которые ставят в заблуждение участников закупки и являются нереальными для исполнения.

Так, в п. 2.1 проекта контракта указано:

«Срок выполнения работ по реализации перечня энергоэффективных мероприятий:

В течение 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта, в том числе:

по 1 адресному перечню – «Молочное», согласно Приложению № 3 таблица 3.1 к Техническому заданию: в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с даты заключения Контракта;

по 2 адресному перечню – «Заречье», согласно Приложению № 3 таблица 3.2 к Техническому заданию: в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения Контракта;

по 3 адресному перечню – «Центр», согласно Приложению № 3 таблица 3.3 к Техническому заданию: в течение 50 (пятьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта;

по 4 адресному перечню – «Юго-западные районы» согласно Приложению № 3 таблица 3.4 к Техническому заданию: в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта.

Исполнитель вправе осуществлять ЭЭМ одновременно по нескольким адресным перечням».

Между тем в п. 8 раздела 3 технического задания указано:

«Реализация ЭЭМ осуществляется с преимущественным (при технической возможности) соблюдением следующей последовательности:

По 1-му адресному перечню («Молочное») - согласно Приложению № 3 таблицы 3.1 к настоящему Техническому заданию - срок выполнения: 15 (пятнадцать) календарных дней с даты заключения Контракта;

По 2-му адресному перечню («Заречье») - согласно Приложению № 3 таблицы 3.2 к настоящему Техническому заданию срок выполнения: 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения Контракта;

По 3-му адресному перечню («Центр») - согласно Приложению № 3 таблицы 3.3 к настоящему Техническому заданию - срок выполнения: 50 (пятьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта;

По 4-му адресному перечню («Юго-западные районы») - согласно Приложению № 3 таблицы 3.4 к настоящему Техническому заданию - срок выполнения: 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта.

Исполнителю предоставляется право выполнения ЭЭМ одновременно по всем или нескольким из указанных адресных перечней».

Вместе с тем, в проекте контракта отсутствует фраза: «Реализация ЭЭМ осуществляется с преимущественным (при технической возможности) соблюдением следующей последовательности».

По мнению ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп», данная фраза вводит в заблуждение участников закупки, так как не позволяет определить реальную последовательность и сроки.

В пункте 5.5 информационной карты документации о конкурсе указаны следующие сроки реализации энергоэффективных мероприятий:

 

5.5.

Сроки

Срок выполнения работ по реализации перечня энергоэффективных мероприятий: в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта,

в том числе:

по 1 адресному перечню – «Молочное», согласно Приложению № 3 таблица 3.1 к Техническому заданию: в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с даты заключения Контракта;

по 2 адресному перечню – «Заречье», согласно Приложению № 3 таблица 3.2 к Техническому заданию: в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения Контракта;

по 3 адресному перечню – «Центр», согласно Приложению № 3 таблица 3.3 к Техническому заданию: в течение 50 (пятьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта;

по 4 адресному перечню – «Юго-западные районы» согласно Приложению № 3 таблица 3.4 к Техническому заданию: в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта.

 

В соответствии с техническим заданием первым энергосберегающим мероприятием является «Выполнение светотехнических расчетов», которое должно быть выполнено в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта. Следовательно, на выполнение мероприятий по первому адресному перечню - «Молочное» Исполнителю отводится всего 5 (пять) календарных дней, т.к. исполнитель не может приступить к замене светильников пока не выполнит светотехническое проектирование и не подберет светильники.

Кроме этого, согласно п. 5.8 контракта в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты поступления от Исполнителя промежуточного акта (в двух экземплярах) Заказчик обязан провести проверку качества выполненных ЭЭМ с выездом на место и их приемку, либо заявить мотивированный отказ от подписания Промежуточного акта.

С учетом указанных сроков на приемку первого этапа ЭЭМ (10 рабочих дней) фактически не остается никаких сроков на выполнение второго этапа ЭЭМ по первому адресному перечню.

При этом согласно 5.1 проекта контракта до начала реализации ЭЭМ Исполнитель обязан передать Заказчику по акту приема-передачи образцы светильников всех типов, подлежащих установке на Объекте энергосервиса согласно Технического задания (Приложение № 1), паспорта на указанные светильники, а также протоколы испытаний аккредитованных лабораторий в отношении каждого из типов устанавливаемых светильников в целях организации проверки соответствия светильников требованиям (характеристикам, показателям), предусмотренным техническим заданием.

Однако участник закупки может являться компанией, которая обязана проводить закупки (в том числе закупки оборудования и строительно-монтажных работ) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Следовательно, 5 (пять) календарных дней объективно недостаточно для того, чтобы провести конкурсные процедуры в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. Проведение закупок в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ не запрещено Законом № 44-ФЗ и документацией о конкурсе, а является обязанностью участников закупки, которые в силу Закона № 223-ФЗ проводят такие закупки.

Устанавливаемые государственными (муниципальными) заказчиками требования к срокам выполнения работ (оказания услуг) не могут быть произвольными, а должны быть разумными, то есть должны соотноситься с объемом работ (услуг), которые установлены в документации о закупке.

Кроме того, отсутствие в документации о конкурсе сведений о геоинформационной системе (в том числе о правообладателях данной системы) может вводит в заблуждение потенциальных участников и не позволяет оценить полный объем оказываемых услуг, что влечет невозможность сформировать участникам закупки корректное ценовое предложение.

Таким образом, сроки выполнения работ, установленные Заказчиком, нарушают положения ст. 8, 33, 54.3 Закона № 44-ФЗ, согласно которым требования к выполнению работ не должны приводить к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 установлены запреты на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки, включены в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616.

Позиция Заказчика заключается в том, что в документации о конкурсе указаны ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616, которые вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 31.08.2021г.) и не применяются к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) до 31.08.2021г.

Извещение о закупке № 0830600001621000042 размещено 07.07.2021г., в связи с чем на данную закупку действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 не распространяются.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432 такое  постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок и приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу настоящего постановления.

Вместе с тем, документация о конкурсе в новой редакции размещена 17.09.2021г. и в такой документации установлены новые сроки для подачи заявок на участие в закупке, такие сроки установлены в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432).

Таким образом, заказчик нарушил требования ст. 14, 54.3, 108 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616.

 

В силу Закона № 44-ФЗ, Правил № 1576, Административного регламента при проведении проверок и рассмотрении жалоб на действия/бездействие заказчиков и иных субъектов контроля не обязывает антимонопольный орган/соответствующие комиссии антимонопольного органа устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса. Комиссия УФАС оценивает доводы Заявителя, пояснения, возражения Заказчика с учетом требований действующего законодательства и на основании представленных доказательств (документов).

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

С учетом изложенного, обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов лежит на подателе жалобы (заявителя). В материалы жалоб не представлены доказательства, прямо свидетельствующие об ограничении участия ПАО «Ростелеком», ООО МСК «БЛ Групп» в оспариваемой закупке, а также опровергающие потребность Заказчика.

Так, в частности, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, согласно ч. 8 ст. 32 Закона № 44-ФЗ устанавливается Заказчиком в документации о конкурсе в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1085), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

В соответствии с п. 10 Правил № 1085 в документации о конкурсе в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

П. 27 Правил № 1085 установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 27(1), 27(4) Правил № 1085, может быть в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

При этом, при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг (не предусмотренных п.п. 27(1), 27(4) Правил № 1085) в случае наличия в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.

Указанная позиция подтверждается разъяснениями Минфина России                               (письма от 17.04.2020 г. № 24-05-05/30961 и от 15.11.2017 г. № 24-02-06/75876).

Документация о конкурсе не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по предмету закупки. Отсутствие опыта работы в силу положений Закона № 44-ФЗ не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки участника в случае установления такого критерия.

Следует учитывать, что закупка проводится способом открытого конкурса, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок.

Отсутствие опыта работ не свидетельствует о невозможности стать победителем проводимого конкурса, поскольку такой участник не лишен возможности получения максимального количества баллов по иным показателям.

Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов/закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов/закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере государственных заказов.

Иные доводы Заявителей не нашли своего подтверждения, аргументы Заказчика не опровергнуты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Правилами № 1576, Административным регламентом, Комиссия УФАС Комиссия УФАС

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ПАО «Ростелеком» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим ст. 14, ст. 54.3, ст. 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать предписание.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лица заказчика к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны