Определение №СМ/990/23 о назначении дела № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопо... от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

03 февраля 2022г. г. Воронеж

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 02.02.2023 № 13/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛ:

13.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Опора Телеком» (вх. № 9546-ЭП/22; далее – ООО «Опора Телеком») по вопросу правомерности действий публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15; далее - ПАО «Россети Центр») по начислению платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введению режима полного ограничения потребления электрической энергии.
Как следует из обращения и приложенных к нему документов, 27.08.2021 ООО «Опора Телеком» посредством портала ТП РФ направило в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям базовой станции/оборудования сотовой связи, расположенной по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, северная часть кадастрового квартала 36:28:0105002 (далее - Базовая станция).
В заявке на осуществление технологического присоединения ООО «Опора Телеком» указана информация о ПАО «ТНС – энерго Воронеж», как о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения.
30.11.2021 ПАО «Россети Центр» направило на электронную почту ООО «Опора Телеком» оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, а также счет на оплату от 26.11.2022 № 96795796.
В этот же день между ПАО «Россети Центр» и ООО «Опора Телеком» заключен договор № 3600/16874/21 (42138560) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям должны быть исполнены в срок до 30.03.2022 г.
Однако в указанный срок мероприятия по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям ПАО «Россети Центр» не выполнены.
По информации ООО «Опора Телеком» фактическое потребление обществом электрической энергии началось с 01.02.2022, что подтверждается актом сдачи-приемки объекта № VO0577 от 01.02.2022 и счетами – фактурами от 28.02.2022 № 115 и от 31.03.2022 № 176.
12.07.2022 ПАО «Россети Центр» в ходе проверки технологического подключения потребителей к электрическим сетям был выявлен факт потребления Базовой станцией электрической энергии в отсутствие заключенного и действующего договора энергоснабжения.
По результатам проверки ПАО «Россети Центр» в отношении Базовой станции был составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии от 12.07.2022 № 36-056082 и направлена ООО «Опора Телеком» справка-расчёт на оплату бездоговорного потребления электрической энергии к указанному акту на сумму <...> рубля <...> копейки, а также введен режим полного ограничения потребления электрической энергии.
В этот же день ПАО «Россети Центр» составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта № 36-385173.
13.07.2022 между ПАО «Россети Центр» и ООО «Опора Телеком» подписан акт об осуществлении технологического присоединения № 1800007361.
По информации заявителя, в связи с несогласием с указанным актом и справкой-расчётом, с целью защиты нарушенных прав и досудебного урегулирования конфликта
ООО «Опора Телеком» неоднократно обращалось в ПАО «Россети Центр» с письменными возражениями на акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.07.2022 № 36-056082 и требование об оплате бездоговорного потребления электрической энергии по указанному акту (письма исх. от 14.07.2022 № 262; от 06.09.2022 № 288; от 23.11.2022 № 385), которые оставлены ПАО «Россети Центр» без ответа.
Согласно абзацу 12 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442).
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 39(1) Основных положений, потребление электрической энергии энергопринимающими устройствами заявителя, которое началось до завершения мероприятий по технологическому присоединению, в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в случае указания заявителем в заявке на осуществление технологического присоединения информации о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), до момента заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при условии соблюдения заявителем срока, предусмотренного абзацем пятым пункта 19(1) Правил технологического присоединения, не является бездоговорным потреблением.
Объем такого потребления подлежит оплате заявителем после заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Абзацем 1 пункта 19(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861) предусмотрено, что в случае если заявителем на момент направления в адрес сетевой организации акта об осуществлении технологического присоединения надлежащим образом не оформлен со своей стороны ранее полученный от сетевой организации проект договора, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, то после оформления и подписания со своей стороны указанного проекта договора заявитель направляет его самостоятельно гарантирующему поставщику, указанному в заявке, в течение 30 дней со дня получения от сетевой организации акта об осуществлении технологического присоединения. В случае непоступления в течение указанного срока в адрес гарантирующего поставщика подписанного заявителем проекта договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) гарантирующий поставщик в течение 3 рабочих дней по истечении указанного срока обязан уведомить о таком непоступлении заявителя, а заявитель обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить гарантирующему поставщику сведения, подтверждающие факт направления гарантирующему поставщику проекта договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке) в адрес гарантирующего поставщика в указанный срок.
Таким образом, из указанных норм законодательства следует, что допускаются действия заявителя по потреблению электрической энергии до завершения мероприятий по технологическому присоединению в отсутствие договора энергоснабжения при указании в заявке на осуществление технологического присоединения, поданной в сетевую организацию, информации об организации, с которой заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения, и такие действия заявителя не является бездоговорным потреблением.
Согласно подпункта «г» пункта 2 Правил № 442 выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии является основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Глава II Правил № 442 содержит порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил № 442, ограничение режима потребления вводится, в том числе, по инициативе сетевой организации либо иного лица, к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения – непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо сетевой организации, которая в соответствии с Основными положениями обязана принимать меры по сокращению уровня или прекращению потребления электрической энергии, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «г» пункта 2 Правил.
Абзацем 2 пункта 5 Правил № 442 установлено, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «г» пункта 2 Правил (выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии), ограничение режима потребления вводится с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 24 Правил.
Согласно абзацу 2 пункта 24 Правил № 442, введение в соответствии с настоящими Правилами полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, либо частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии и имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, либо частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии и относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указана величина технологической брони, осуществляется незамедлительно по выявлении факта бездоговорного потребления.
Между тем, как следует из заявления и приложенных к нему материалов, потребление ООО «Опора Телеком» электрической энергии в период с 01.02.2022 до 12.07.2022 осуществлялось до завершения мероприятий по технологическому присоединению, после подачи в ПАО «Россети Центр» заявки на технологическое присоединение Базовой станции к электрическим сетям, в которой указана информация о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (ПАО ТНС энерго Воронеж»), что допускается в соответствии с абзацем 5 пункта 39(1) Основных положений и не является нарушением подпункта «г» пункта 2 Правил № 442 и абзаца 2 пункта 5 Правил № 442.
Таким образом, у ПАО «Россети Центр» не имелось законных оснований для начисления ООО «Опора Телеком» платы за бездоговорное потребление электрической энергии и введения в отношении заявителя режима полного ограничения потребления электрической энергии.
Однако 12.07.2022 ПАО «Россети Центр» были совершены действия по незаконному начислению ООО «Опора Телеком» платы за бездоговорное потребление электрической энергии в размере 1 542 485 рубля 84 копейки и введению в отношении объекта ООО «Опора Телеком» режима полного ограничения потребления электрической энергии, что подтверждается актом о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.07.2022 № 36-056082 и справкой-расчётом на оплату бездоговорного потребления электрической энергии к указанному акту.
В результате совершения ПАО «Россети Центр» указанных действий были ущемлены интересы ООО «Опора Телеком» в сфере его предпринимательской деятельности, поскольку незаконное начисление платы за бездоговорное потребление электрической энергии влечет для заявителя значительную необоснованную финансовую нагрузку и создание искусственной задолженности за потреблённую электрическую энергию.
Кроме того, ООО «Опора Телеком» было незаконно лишено права на полное и бесперебойное потребление электрической энергии при осуществлении своей предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей. Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определённом товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление следующих негативных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в границах территории Воронежской области (в пределах зоны деятельности ПАО «Россети Центр»), что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии от 30.01.2023.
Учитывая изложенное, действия ПАО «Россети Центр» по незаконному начислению платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введению режима полного ограничения потребления электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО «Опора Телеком» в сфере его предпринимательской деятельности, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 06.03.2023 в 10 час. 00 мин. (мск.) по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21, зал заседаний № 1.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика ПАО «Россети Центр». Явка представителя ПАО «Россети Центр» – ответчика по делу, с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя ООО «Опора Телеком». Явка представителя ООО «Опора Телеком» – заявителя по делу, с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
4. «Россети Центр» в срок до 27.02.2023 предоставить следующие информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
4.1. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях ПАО «Россети Центр» за 2021 год.
4.2. Информацию о сумме выручки, полученной ПАО «Россети Центр» за 2021 год от оказания услуг по передаче электрической энергии (указать отдельно сумму выручки полученой на территории Воронежской области).
4.3. Письменные объяснения по факту установленных в действиях ПАО «Россети Центр» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
5. ООО «Опора Телеком» в срок до 27.02.2023 предоставить следующие информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
5.1. Информацию об основных видах деятельности ООО «Опора Телеком».
5.2. Информацию о том, каким образом были ущемлены интересы ООО «Опора Телеком» в сфере предпринимательской деятельности в результате действий ПАО «Россети Центр» по незаконному начислению платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введению режима полного ограничения потребления электрической энергии.
Запрашиваемую информацию необходимо предоставить в соответствии с каждым отдельным пунктом и строго согласно цифровой последовательности настоящего определения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны