Решение №036-07/18.1-260/2020 по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия Муници... от 23 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 036-07/18.1-260/2020
по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия Муниципального автономного учреждения "Центра детского отдыха "Перемена"
Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2020
Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2020                                г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
Карпенко М.А. - член Комиссии, специалист-эксперт,
в присутствии и при участии представителей Муниципального автономного учреждения "Центра детского отдыха "Перемена": <…>, <…>, <…>;
в присутствии и при участии представителей Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж: <…> и <…>;
при участии в первом заседании <…>,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
02.03.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП <…> (далее - заявитель) на действия Муниципального автономного учреждения "Центра детского отдыха "Перемена" (далее - заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по содержанию имущественного комплекса (помещений и территории) ДОЛ "Костер" (номер закупки в ЕИС 32008878649, далее - запрос предложений).
Заявитель в своей жалобе ссылается на то, что заказчиком для оценки по критерию «аналогичный опыт выполнения работ» неправомерно установлено условие к выполнению работ только в учреждениях для детей с круглосуточным пребыванием.
Количество договоров без учета стоимости самого договора, по мнению заявителя может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Срок рассмотрения жалобы продлевался антимонопольным органом на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции».
При рассмотрении жалобы, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2. Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон № 223-ФЗ), указанным законом  установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Муниципальное автономное учреждение "Центра детского отдыха "Перемена" является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
При осуществлении закупочной деятельности Муниципальное автономное учреждение "Центра детского отдыха "Перемена" применяет Положение о закупочной деятельности, утвержденное наблюдательным советом МАУ «Центром детского отдыха «Перемена» 23.08.2018.
В соответствии с ч. 22 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно ч.6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том, числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены критерии, предусмотренные положением о закупке.
Согласно пункту 5.4 Положения о закупке, заказчик осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности, а начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 (пять) миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 9.5 Положения о закупке МАУ «Центра детского отдыха «Перемена», критериями оценки заявок могут быть, в том числе:
1) цена договора;
2) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с обязательным пояснением о том, какой именно опыт признается аналогичным.
Критерии оценки заявок могут подразделяться на подкритерии (показатели).
Вес критерия «цена договора» должен составлять не менее 50%, а в случае закупки работ
без применения товаров или услуг без применения товаров – не менее 30%. Суммарное значение веса всех критериев, предусмотренных закупочной документацией, должно составлять 100%.
В приложении № 4 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки:
1) цена договора (значимость критерия – 70%);
2) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (значимость критерия- 30%).
Оценка заявок по критерию «Аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ,
оказания услуг» предусмотрена по показателю «аналогичный опыт оказания услуг».
Комиссией Воронежского УФАС России было установлено что оценка заявок по критерию «опыт работы по содержанию имущественного комплекса (помещений и территорий)» осуществляется в соответствии с представленными участниками договорами о выполнении работ в соответствии с СанПин 2.4.4.3155-13 в любых из перечисленных учреждений: государственных образовательных учреждениях круглосуточного пребывания; учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с круглосуточным пребыванием; специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественн опасным) поведением с круглосуточным пребыванием; организациях отдыха детей на территории детских стационарных лагерей отдыха с круглосуточным пребыванием.
Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что данный критерий не противоречит нормам Положения о закупках МАУ «Центра детского отдыха «Перемена». Заказчиком не установлено ценовых ограничений по исполненным контрактам (договорам) и данный критерий не является препятствием для участия в закупке участникам, ранее исполнявшим договора на выполнение работ по содержанию имущественного комплекса в вышеперечисленных учебных заведениях.
Закупочной документацией не установлено требований об опыте выполнения работ в какой-то одной конкретной организации. В документации представлен перечень из нескольких учреждений по работе для различными социальными категориями детей.
Соответственно, любой участник может принять участие в запросе предложений и его заявка будет оцениваться в соответствии со сведениями и документами, которые он предоставит в заявке.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого перечня критериев для оценки заявок, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении запроса предложений, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 3  Закона № 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Комиссией Воронежского УФАС России, установлено, что Положением о закупках, заказчик определил право на установление в закупочной документации квалификационных критериев для участников.
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах критериев, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - Муниципального автономного учреждения "Центра детского отдыха "Перемена" нарушений Закона № 223-ФЗ при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по содержанию имущественного комплекса (помещений и территории) ДОЛ "Костер" (номер закупки в ЕИС 32008878649) в части установления в закупочной документации порядка оценки заявок по критерию.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП <…> на действия Муниципального автономного учреждения "Центра детского отдыха "Перемена" при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по содержанию имущественного комплекса (помещений и территории) ДОЛ "Костер" (номер закупки в ЕИС 32008878649) необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                 А.В. Логошин
Члены Комиссии                                             Н.И. Сисева
                                                                       М.А. Карпенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны