Решение №СМ/8054/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Газкомплект Северо-З... от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1509/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Газкомплект Северо-Запад» на действия заказчика – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме

 

16.10.2023                                                                                             г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2023

Решение в полном объеме изготовлено 16.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;

Субботин С.Г. – член Комиссии, государственный инспектор,

в присутствии представителя ОАО «Газпром газораспределение Воронеж Федоровой О.В., по доверенности, представителя ООО «Газкомплект Северо-Запад» Фокина С.В., по доверенности;

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Газкомплект Северо-Запад» (далее - Заявитель) на действия заказчика — открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (далее - Заказчик) при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований на поставку автомобилей УАЗ "Профи" 2З6З24 с двойной кабиной, бортовой (с предустановленной системой ГБО на КПГ) 3 штуки (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312798191, закупка на ЭТП ГПБ № 03-196-2023) (далее – Закупка).

Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.

1. По мнению Заявителя отсутствует возможность поставить требуемый товар с сохранением гарантии. Заявитель считает, что невозможно установить оригинальное газобалонное оборудование (далее — ГБО). Установка такого оборудования будет считаться использованием неоригинальных запчастей, в связи с чем автомобиль будет снят с гарантии.

2. Согласно требованиям документации, участник, не являющийся дилером или производителем обязан подтвердить происхождение предлагаемых к поставке товара, путём предоставления документов, указанных в Закупочной документации. Заявитель считает такое требование незаконным, поскольку участник не обязан иметь поставляемый товар в наличии на момент подачи заявки, в связи с чем такое требование является ограничительным .

3. Заявитель считает ограничительным критерий оценки «Статус участника». Согласно данному критерию участник, не являющейся производителем или дилером, получает наименьшее количество баллов по данному критерию. В связи с чем такой участник вынужден будет существенно снизить предлагаемую цену.

В просительной части жалобы Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель является участником Закупки и таким образом обладает правом на подачу рассматриваемой жалобы.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению.

Рассмотрение назначено на 09.10.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет. При рассмотрении жалобы однократно объявлялся перерыв до 11.10.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены устно на заседании Комиссии.

Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.

При осуществлении закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», утверждённым решением единственного участника ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (Протокол от 17.04.2023) (далее – Положение о закупке).

Пунктами 5.2.2.1 и 14.12 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком закрытого маркетингового исследования.

Заказчиком на электронной торговой площадке Газпромбанка (далее – ЭТП ГПБ) было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая закупочная документация (далее – Извещение и Документация).

Информационной картой Закупки установлена следующая информация:

- дата и время начала приема заявок на участие в Закупке: 26.09.2023 с момента публикации Документации и Извещения на сайте электронной площадки;

- дата окончания приема заявок на участие в Закупке: 14.10.2023, 08:59 (время московское);

- открытие доступа к заявкам на участие в Закупке, поданным в форме электронных документов, производится в автоматическом режиме на сайте электронной площадки: 04.10.2023, 09:00 (время московское);

- рассмотрение Заявок: не позднее 05.10.2023, 16:00 (время московское);

- подведение итогов: не позднее 05.10.2023, 17:00 (время московское).

Предметом закупки и договора является поставка автомобилей УАЗ "Профи" 2З6З24 с двойной кабиной, бортовой (с предустановленной системой ГБО на КПГ) 3 штуки Начальная (максимальная) цена договора равна 6 085 288 руб.

Изучив доводы жалобы, представленные доказательства и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Относительно довода о невозможности поставки предмета Закупки.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, Заявитель является участником Закупки.

Комиссией, по мотивированному запросу, от ЭТП ГПБ были получены заявки участников Закупки, в том числе и заявка Заявителя.

При изучении заявки Комиссией установлено, что Заявителем в составе своей заявки приложено свидетельство ООО «Автоцентр Злата 4х4», согласно которому указанное лицо обязуется отгрузить (поставить) заявителю, в случае его победы в Закупке, автомобили УАЗ «Профи» в соответствии со всеми условиями Закупки.

ООО «Автоцентр Злата 4х4» является официальным дилером ООО «УАЗ», что подтверждается информацией, размещённой на официальном сайте ООО «УАЗ» (https://www.uaz.ru/purchase/dealers) и на сайте ООО «Автоцентр Злата 4х4» (https://uaznn.ru/company/about).

Помимо этого, вторым участником Закупки является АО «Взлёт», которое также является официальным дилером ООО «УАЗ». Данный участник также указал на возможность поставки автомобилей, согласно требованиям Документации.

С учётом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что лица, являющиеся официальными дилерами ООО «УАЗ» подтвердили возможность поставки товара в соответствии с условиями Закупки, в связи с чем данный довод Заявителя признаётся необоснованным.

2. Относительно довода о необходимости подтверждения статуса участника.

Согласно ч. 2 ст. 3 закона о закупках, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Положением о закупке Заказчика установлен перечень требований к участникам закупки. При этом, п. 1.6.3. Положения о закупке установлено, что при проведении закупок к участникам закупки могут быть установлены другие требования к участникам закупки, направленные, в том числе, на исключение риска неисполнения договора, а также на обеспечение гарантий надлежащего исполнения обязательства по поставке (выполнения работ, оказания услуг), не противоречащие настоящему Положению.

Согласно п. 3.5.11. участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие статус участника:

1) для непосредственного производителя (изготовителя) – письмо в свободной форме и сертификат соответствия товара, выданный производителю (изготовителю);

2) для официальных дилеров (дистрибьюторов) – копии дилерских (дистрибьюторских) соглашений, копии действующих дилерских свидетельств (сертификатов);

3) документами, подтверждающими полномочия участника на предложение и поставку предлагаемого им товара (или части товара), если он не является его производителем или официальным дилером (дистрибьютором), могут быть следующими:

- копии договоров с производителями или официальными дилерами (дистрибьюторами) (с приложением документов, подтверждающих статус дилера (дистрибьютора));

- письма предприятий-изготовителей товара или официальных дилеров (дистрибьюторов) (с приложением документов, подтверждающих статус дилера (дистрибьютора)) в адрес Заказчика (Форма 9), предоставляющие участнику право на предложение этого товара, с гарантиями отгрузки товара в случае победы участника в закупке;

- документы, подтверждающие право пользования и владения товара, находящегося на складе.

Вопреки доводам Заявителя, участник, не являющийся дилером или производителем, не обязан иметь в наличии поставляемый товар. Таком участнику достаточно лишь представить гарантию производителя или дилера отгрузки товара в случае победы участника в закупке.

Относительно довода об отсутствии у производителя или дилера обязанности предоставлять участнику какие-либо документы, касающиеся поставки товара, Комиссия указывает следующее. Согласно ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть риск несовершения каких-либо действий контрагентами изначально предусматривается при предпринимательской деятельности. Такое обстоятельство не может считаться ограничительным при осуществлении закупок в порядке, установленном Законом о закупках.

Более того, комиссия обращает внимание на тот факт, что Заявителем, в составе своей заявки приложено свидетельство ООО «Автоцентр Злата 4х4», согласно которому указанное лицо обязуется отгрузить (поставить) заявителю, в случае его победы в Закупке, автомобили УАЗ «Профи» в соответствии со всеми условиями Закупки. Таким образом, наличия в составе Документации требования о документальном подтверждении своего статуса не повлекло для Заявителя каких-либо ограничений.

С учётом изложенного, Комиссия признаёт данный довод жалобы необоснованным.

3. Относительно довода о незаконности критерия оценки «Статус участника».

Разделом 2 Методики анализа и оценки заявок участников закрытых маркетинговых исследований (приложение № 3 к Документации) предусмотрен критерий оценки «Статус участника» баллы по которому распределяются следующим образом:

 

Показатель

Характеристики показателя

Баллы Пi

П1

Непосредственный производитель (изготовитель)

100

П2

Официальный представитель производителя, официальный дистрибьютор или официальный дилер

30

П3

Поставщик

20

 

Согласно пояснениям Заказчика преимуществами предложений от непосредственных производителей/ официальных представителей перед предложениями иных поставщиков дополнительно заключаются в следующем:

- официальный представитель (дилер) имеет возможность оперативно отправить вышедший из строя крупный узел/агрегат (к примеру: коробка передач, двигатель) непосредственно на завод-изготовитель, а иной поставщик нет. В таком случае у Заказчика сокращается время ремонта такого узла/агрегата и соответственно время простоя авто Заказчика;

- официальный представитель (дилер) имеет возможность предоставления Заказчику подменного автомобиля в случае долгосрочного гарантийного ремонта, у иных поставщиков такая возможность предоставления подменного авто отсутствует. В данной ситуации у Заказчика снижается вероятность ущерба от простоя автомобиля на время ремонта. Комиссией, при анализе открытых источников установлено, что ряд официальных дилеров ООО «УАЗ» действительно предоставляют такую услугу (например: https://uaznn4x4.ru/service);

- у официального представителя (дилер) гарантийный срок исчисляется с момента передачи автомобиля конечному покупателю, то есть Заказчику (п. 1 ст. 471 ГК РФ). У иного поставщика гарантийный срок сокращается (по сравнению со сроком официального дилера) на срок хранения/владения (переоборудования) автомобиля поставщиком до момента передачи его конечному покупателю т.е. Заказчику. Таким образом, для Заказчика не происходит снижение срока заводской гарантии.

Факт, того, что гарантийный срок при продаже автомобиля поставщиком будет для конечного покупателя фактически меньше также подтверждён Заявителем.

Таким образом, закупка автомобиля у производителя или дилера является для Заказчика более выгодной.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках одной из целей регулирования настоящего Федерального закона является обеспечение создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков.

Сам по себе факт необходимости снижения цены для компенсации потерянных баллов по определённым критериям оценки не может однозначно свидетельствовать об нарушении принципов равноправия и отсутствия дискриминации. Суть такой конкурентной процедуры как конкурс заключается в том, чтобы участники имели возможность компенсировать несоответствие по определённым критериям оценки баллами по иным критериям.

По мимо этого Комиссия отмечает, что стоимость критерия «Статус участника» является 20% , в то время как стоимость критерия «Цена закупки» равна 60%.

С учётом изложенного, Комиссия признаёт данный довод жалобы необоснованным.

По результатам рассмотрения жалобы, Комиссия приходит к выводу о том что Документация не противоречит требованиям Закона о закупках.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газкомплект Северо-Запад» на действия заказчика — открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований на поставку автомобилей УАЗ "Профи" 2З6З24 с двойной кабиной, бортовой (с предустановленной системой ГБО на КПГ) 3 штуки (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32312798191, закупка на ЭТП ГПБ № 03-196-2023) необоснованной.

 

Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                     С.В. Михин

Члены Комиссии:                                                                             Р.В. Колмаков

                                                                                                           С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны