Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы ООО «ФОРТИ» на действия М... от 14 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036-07/18.1-843/2019
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ФОРТИ» на действия МКП «Воронежгорсвет» при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353)
11.11.2019                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 11.11.2019
Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Субботин С.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
в присутствии представителя МКП «Воронежгорсвет»: <…>;
в присутствии представителей Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж: <…> и <…>,
в присутствии представителя заявителя - ООО «ФОРТИ»: <…>,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,
у с т а н о в и л а:
25.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба (вх. 01-11/2936) ООО «ФОРТИ» (далее - заявитель) на действия МКП «Воронежгорсвет» (далее - заказчик) и Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (далее - уполномоченный орган) при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353, далее - конкурс).
В соответствии с положениями ч. 14 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.
Часть 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, устанавливает, в случае, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.
При рассмотрении жалобы ООО «ФОРТИ», Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что для принятия решения необходимо получение дополнительной информации от заказчика и от заявителя в связи с чем, срок принятия решения был продлен до 11.11.2019года 16 часов 30 минут.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Жалоба ООО «ФОРТИ» на действия заказчика и уполномоченного органа соответствует требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заявитель считает, что при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353) были допущены следующие нарушения законодательства о закупках:
- документация разработана под определенную организацию - ООО «Горспецремонт», так как данная организация с 2013 года выполняла работы по установке праздничной елочной конструкции;
- ценовой критерий составляет 30%, а неценовой 70%, что по мнению заявителя является признаком ограничения конкуренции;
- при оценке по критерию «аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» по установке аналогичной конструкции высотой не менее 25,5 метров в рамках исполненных муниципальных (государственных) преимущество может получить только одна компания – ООО «Горспецремонт», в то время, как ООО «ФОРТИ» имеет успешный опыт выполнения работ в области электротехнического оборудования.
Представители заказчика и организатора торгов с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, указанным законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
МКП «Воронежгорсвет» является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
При осуществлении закупочной деятельности МКП «Воронежгорсвет» руководствуется Положением о закупочной деятельности (утверждено постановлением администрации городского округа город Воронеж от 04.06.2015 № 457).
Согласно пункту 5.1 Положения о закупке, МКП «Воронежгорсвет» осуществляет закупку путем проведения конкурса в случае, если для определения победителя закупаемые товары, работы, услуги необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности.
В соответствии с пунктом 9.5 Положения о закупке, критериями оценки заявок могут быть:
1) цена договора;
2) качественные характеристики товаров, работ, услуг, являющиеся улучшенными по сравнению с указанными в описании предмета закупки;
3) деловая репутация участника закупки, выражающаяся в отсутствии рекламаций по ранее исполняемым договорам, в которых участник закупки является поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и в иных репутационных показателях;
4) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, с обязательным пояснением о том, какой именно опыт признается аналогичным;
5) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Критерии оценки заявок могут подразделяться на подкритерии (показатели).
Вес критерия «цена договора» должен составлять не менее 50%, а в случае закупки работ без применения товаров или услуг без применения товаров- не менее 30%. Суммарное значение веса всех критериев, предусмотренных закупочной документацией должно составлять 100%. Суммарное значение всех подкритериев одного критерия (при наличии) должно составлять 100%.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с извещением и документацией о проведении конкурса установила, что 11.10.2019 МКП «Воронежгорсвет» совместно с Управлением муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 31908393353 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции.
Закупка осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.
Часть 16 статьи 3.2 определяет, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены критерии, предусмотренные положением о закупке.
Комиссия, ознакомившись с условиями рассматриваемой конкурсной документации установила, что порядок оценки заявок по установленным критериям предусмотрен в приложении № 4 к документации.
В связи с тем, что заявитель не согласен с критериями оценки конкурсных заявок, Комиссия Воронежского УФАС России в рамках доводов жалобы проанализировала критерии оценки и сопоставления заявок, установленные в конкурсной документации и пришла к выводу о том, что установление ценового критерия в размере 30% и неценового – качественные характеристики товаров, работ, услуг - 30%, аналогичный опыт - 10%, оснащение материально-техническими трудовыми ресурсами для выполнения работ - 30%. Суммарное значение всех критериев - 100% не противоречит нормам Положения о закупках МКП «Воронежгорсвет».
При этом, заказчик в документации поясняет, что аналогичным признается опыт по количеству исполненных муниципальных (государственных контрактов) в период с 2013года по 2019год по дате акта выполненных работ и устанавливает оценку в баллах по количеству исполненных контрактов.
Комиссия Воронежского УФАС России считает, что данный критерий не противоречит нормам Положения о закупках. Заказчиком не установлено ценовых ограничений по исполненным контрактам (договорам) и данный критерий не является препятствием для участия в закупке участникам, ранее исполнявшим государственные контракты на установку новогодних праздничных конструкций.
Технические параметры праздничной конструкции указаны в Приказе Управления имущественных и земельных отношений № 787 от 18.09.2019года, в том числе металлоконструкция ели в сборе с хвоей составляет 24 метра, макушка 2,2 метра.
Оценка заявок по критерию «оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг», также не противоречит нормам положения о закупках и начисление баллов участникам конкурса осуществляется в зависимости от наличия на праве собственности специальной техники:
- крана автомобильного с максимальной грузоподъемностью не менее 24 тонн и высотой подъема не менее 33 метров;
- автогидроподъемника с высотой подъема не менее 33 метров;
- автогидроподъемника с высотой подъема не менее 22 метров;
- грузового автомобиля с разрешенной с максимальной массой не менее 16000кг и не более 19000кг, с массой без нагрузки не менее 7000 кг и не более 9000 кг, согласно конкурсной документации осуществляется по формуле, указанной в документации в зависимости от наличия либо отсутствия соответствующей техники.
Заявитель ссылается на то, что вышеуказанная техника имеется на праве собственности только у одной организации - ООО «Горспецремонт», расположенной в г. Воронеж. При этом, документальных доказательств, подтверждающих данный вывод, не предоставил.
Между тем, конкурсной документацией не установлено требований об опыте выполнения работ или местонахождении исполнителя исключительно в пределах Воронежской области.
Соответственно, любой участник может принять участие в конкурсе и его заявка будет оцениваться в соответствии со сведениями, которые он предоставит в заявке.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого перечня критериев для оценки заявок, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурса, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией Воронежского УФАС России, установлено, что Положением о закупках, заказчик определил право организатора и заказчика на установление в конкурсной документации, квалификационных критериев для участников.
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах критериев, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод заявителя о том, что ООО «ФОРТИ» имеет успешный опыт выполнения  работ в области электротехнического оборудования, а не в области установки праздничной новогодней конструкции не может рассматриваться как ограничение конкуренции, в связи с тем, что повышенные требования к надежности, исполнительности и наличию специальной техники вызваны особым статусом закупки, связанной с культурно-массовыми мероприятиями, направленными на удовлетворение досуговых потребностей населения в определенный непродолжительный период времени, не предусматривающий перенесения сроков установки конструкции.
Довод заявителя о том, что по критериям, установленным в документации наибольшее количество баллов может набрать одна организация - ООО «Горспецремонт» не может быть принят Комиссией Воронежского УФАС России, так, как возможность одного участника набрать большее количество баллов по сравнению с другим (другими) участником (участниками) не может рассматриваться как нарушение Закона № 223-ФЗ.
Рассмотрение и оценка заявок по тем критериям, которые установлены заказчиком в Положении о закупках является требованием Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - МКП «Воронежгорсвет» и уполномоченного органа - Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353) нарушений в части установления в конкурсной документации критериев для оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Положением о закупках.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «ФОРТИ» на действия МКП «Воронежгорсвет» и Управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении конкурса на выполнение работ по монтажу и демонтажу праздничной конструкции (номер закупки в ЕИС 31908393353) необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       С.В. Михин
Члены Комиссии                                                   С.Г. Субботин
                                                                             Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны