Решение №СМ/6557/23 по делу № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного зак... от 24 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

23.08.2023                                             г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 14.08.2023.
Решение в полном объёме изготовлено: 23.08.2023.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления,
Русаленко Н.В. – член Комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля,
Степанова М.В. – член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрела дело № 036/01/10-24/2023, возбужденное в отношении в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15; далее ПАО «Россети Центр») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном начислении платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введении режима полного ограничения потребления электрической энергии, что привело к ущемлению интересов общества с ограниченной ответственностью «Опора Телеком» (далее – ООО «Опора Телеком»),
в присутствии представителей:
от ПАО «Россети Центр» – <...>,
от ООО «Опора Телеком» – <...>,

У С Т А Н О В И Л А:

13.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило заявление ООО «Опора Телеком» (вх. № 9546-ЭП/22) по вопросу правомерности действий ПАО «Россети Центр» по начислению платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введению режима полного ограничения потребления электрической энергии.
Как следует из обращения и приложенных к нему документов, 27.08.2021 ООО «Опора Телеком» посредством портала ТП РФ направило в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям базовой станции/оборудования сотовой связи, расположенной по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, северная часть кадастрового квартала 36:28:0105002) (далее - Базовая станция).
В заявке на осуществление технологического присоединения ООО «Опора Телеком» указана информация о ПАО «ТНС – энерго Воронеж», как о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
30.11.2021 ПАО «Россети Центр» направило на электронную почту ООО «Опора Телеком» оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, а также счет на оплату от 26.11.2022 № 96795796.
В этот же день между ПАО «Россети Центр» и ООО «Опора Телеком» заключен договор № 3600/16874/21 (42138560) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям должны быть исполнены в срок до 30.03.2022 включительно.
Согласно предоставленному ПАО «Россети Центр» наряду-допуску № 42 для работы в электроустановках от 20.01.2022 мероприятия по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям со стороны ПАО «Россети Центр» выполнены 20.01.2022.
По информации ООО «Опора Телеком» фактическое потребление обществом электрической энергии началось с 01.02.2022, что подтверждается актом сдачиприемки объекта № VO0577 от 01.02.2022 и счетами – фактурами: от 28.02.2022 № 115 и от 31.03.2022 № 176.
12.07.2022 ПАО «Россети Центр» в ходе проверки в Семилукском РЭС правильности технологического подключения потребителей был выявлен факт потребления Базовой станцией ООО «Опора Телеком» электрической энергии в отсутствии договора энергоснабжения.
По результатам проверки ПАО «Россети Центр» в отношении Базовой станции ООО «Опора Телеком» был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.07.2022 № 36-056082 и направлена в адрес ООО «Опора Телеком» справка-расчёт на оплату бездоговорного потребления электрической энергии к указанному акту на сумму <...> рубля <...> копейки, а также введен полный режим ограничения потребления электрической энергии.
В этот же день ПАО «Россети Центр» составлен акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта № 36-385173.
13.07.2022 между ПАО «Россети Центр» и ООО «Опора Телеком» подписан акт об осуществлении технологического присоединения № 1800007361.
В этот же день, согласно информации сторон, подача электрической энергии на Базовую станцию была возобновлена.
ООО «Опора Телеком» полагает, что действия заявителя по потреблению электрической энергии до завершения мероприятий по технологическому присоединению в отсутствие договора энергоснабжения при указании в заявке на осуществление технологического присоединения, поданной в сетевую организацию, информации об организации, с которой заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения, не является бездоговорным потреблением.
В связи с несогласием с указанным актом и справкой-расчётом, с целью защиты нарушенных прав и досудебного урегулирования спора ООО «Опора Телеком» неоднократно обращалось в ПАО «Россети Центр» с письменными возражениями на акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 12.07.2022 № 36-056082 и требование об оплате бездоговорного потребления электрической энергии по указанному акту (письма исх. от 14.07.2022 № 262; от 06.09.2022 № 288; от 23.11.2022 № 385), которые оставлены ПАО «Россети Центр» без ответа.
02.02.2023 Управлением в отношении ПАО «Россети Центр» возбуждено дело № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном начислении ООО «Опора Телеком» платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введении режима полного ограничения потребления электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО «Опора Телеком».
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 06.03.2023.
В связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов рассмотрение настоящего дела отлагалось до 10.04.2023, 12.05.2023, 14.06.2023, 05.07.2023.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определенном товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление следующих негативных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в границах территории Воронежской области (в пределах зоны деятельности ПАО «Россети Центр»), что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии от 30.01.2023.
В связи с этим, ПАО «Россети Центр» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно абзацу 12 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки
электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).
При этом согласно абзацу 5 пункта 39(1) Основных положений, потребление электрической энергии энергопринимающими устройствами заявителя, которое началось до завершения мероприятий по технологическому присоединению, в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в случае указания заявителем в заявке на осуществление технологического присоединения информации о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), до момента заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при условии соблюдения заявителем срока, предусмотренного абзацем пятым пункта 19(1) Правил технологического присоединения, не является бездоговорным потреблением. Объем такого потребления подлежит оплате заявителем после заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Абзацем 1 пункта 19(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861), установлено, что сетевая организация не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил) направляет в письменном или электронном виде копии указанных актов в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающихустройств, технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату отправления - в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объекты заявителя направляет в письменном или электронном виде информацию о дате фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объекты заявителя в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату направления - в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 141 Основных положений, для целей определения объемов потребления электроэнергии на розничных рынках используются показания приборов учета, имеющие неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством РФ об электроэнергетике на дату допуска (далее – расчетные приборы учета).
С учетом положений пункта 141 Основных положений, о расчетах с гарантирующим поставщиком за потребленную электроэнергию на основании показаний допущенных в эксплуатацию приборов учета потребление электроэнергии до завершения процедуры технологического присоединения возможно только в случае допуска прибора учета в эксплуатацию.
Пункт 39 (1) Основных положений не содержит каких-либо исключений из общего порядка определения объемов потребленной электроэнергии по показаниям допущенного в эксплуатацию прибора учета и не позволяет производить расчеты за электроэнергию по показаниям прибора учета, не соответствующего требованиям Основных положений № 442.
Таким образом, для реализации права на потребление электроэнергии до завершения процедуры технологического присоединения потребителю необходимо обратиться в сетевую организацию за допуском прибора учета в эксплуатацию ранее составления акта об осуществлении технологического присоединения.
В ходе рассмотрения дела № 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Управления было установлено, что такого обращения от потребителя не поступало, и прибор учета электроэнергии был опломбирован только 12.07.2022. Показания прибора учета на момент допуска в эксплуатацию составили 6 502,54 кВтч, что подтверждает факт потребления электроэнергии ООО «Опора Телеком».
Согласно абзацу 5 пункта 39 (1) Основных положений, объем потребления электроэнергии, потребленный до завершения процедуры технологического присоединения, подлежит оплате заявителем после заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Согласно письму ПАО «ТНС энерго Воронеж» от 31.03.2023, ООО «Опора Телеком» обратилось о включении в действующий договор энергоснабжения новой точки поставки – Базовой станции с 01.08.2022.
При этом ООО «Опора Телеком» не оплачивало гарантирующему поставщику объем электрической энергии, потребленной до завершения процедуры технологического присоединения.
Заявитель также не предлагал гарантирующему поставщику оплату потребленной ранее электроэнергии или распространение действия договора энергоснабжения по новой точке поставки на потребление электроэнергии, возникшее ранее.
Расчеты между ПАО «ТНС энерго Воронеж» и ООО «Опора Телеком» за электрическую энергию по данной Базовой станции начали осуществляться с 1 августа 2022 года с показаний прибора учета <...> кВтч.
Соответственно, ранее потребленный объем электроэнергии не оплачен потребителем ни в адрес ПАО «Россети Центр», ни в адрес ПАО «ТНС энерго Воронеж».
Учитывая изложенное, в данном случае потребление электроэнергии ООО «Опора Телеком» является бездоговорным, так как заявитель не следовал норме, изложенной в абзазе 5 пункта 39 (1) Основных положений.
При этом расчет объема потребленной электроэнергии в отсутствие допущенных в эксплуатацию приборов учета производится расчетным способом (пункт 2 Приложения № 3 к Основным положениям).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
При указанных обстоятельствах, в действиях ПАО «Россети Центр» отсутствует факт злоупотребления доминирующем положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела 036/01/10-24/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ПАО «Россети Центр» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии                                                                                С.В. Михин
Члены комиссии:                                                                                           Н.В. Русаленко
                                                                                                                     М.В. Степанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны