Решение №036/05/5-54/2020 по делу по признакам нарушения ООО Микрокредитная компания «... от 2 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/5-54/2020
14 февраля 2020 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Михина Н.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-54/2020 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «БИЛЛУМ» (156026, Костромская область, г. Кострома, ул. Северной Правды, д. 41А, помещение 10, ИНН 3525426524) (далее  - ООО МКК «БИЛЛУМ», Общество) требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО МКК «БИЛЛУМ» (Общество уведомлено надлежащим образом),
в отсутствие заявителя - <…> (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Воронежское УФАС России поступило обращение гражданина <…> (далее – <…>, Заявитель) (вх. № 01-12/2162 от 31.12.2019), а также поступили перенаправленные обращения <…> из Роспотребнадзора по Воронежской области в Павловском, Богучарском, Верхнемамонском районах (вх. № 01-13/1296 от 30.12.2019), прокуратуры Богучарского района Воронежской области (вх. № 01-14/29 от 14.01.2020), УФАС по Костромской области (вх. №01-12/57 от 17.01.2020), с указанием на признаки нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении следующей рекламы:
– «/…/Деньги на любые нужды Без скрытых комиссий Без страховок Без Коллекторов Только паспорт За 10 минут Деньги до 50 000 руб /…/», распространявшейся на фасаде нежилого офисного здания, расположенного по адресу: 396790, Воронежская область, Богучарский район, г. Богучар, ул. Павших Стрелков, д. 3 (далее – рассматриваемая реклама).
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются ООО Микрокредитная компания «Биллум» и финансовая услуга – займы до 50 000 рублей.
Согласно данным из ЕГРЮЛ, местом регистрации ООО МКК «БИЛЛУМ» является: 156026, Костромская область, г. Кострома, ул. Северной Правды, д. 41А, помещение 10.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с этим Воронежское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой России о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела № 036/05/5-54/2020 по признакам нарушения ООО МКК «БИЛЛУМ», рекламодателя рассматриваемой рекламы 156026, Костромская область, г. Кострома, ул. Северной Правды, д. 41А, помещение 10, законодательства Российской Федерации о рекламе (письмо от 17.01.2020 года № 03-16/184).
22.01.2020 года в Воронежское УФАС России из ФАС России поступило письмо о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела № 036/05/5-54/2020 по факту распространения ООО МКК «БИЛЛУМ» рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (письмо от 20.01.2020 года исх. № АК/3609/20).
24.01.2020 года в отношении ООО МКК «БИЛЛУМ» вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/5-54/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 14.02.2020 года.
10.02.2020 года ООО МКК «БИЛЛУМ» были предоставлены документы (вх. № 01-11/529 от 10.12.2019). В письменном объяснении <…> ООО МКК «БИЛЛУМ» <…> сообщила следующее: «Указанная в Определении УФАС по Воронежской области реклама, а именно рекламный баннер соответствует ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе», что подтверждается оригинал-макетом. Доводы Заявителя <…>, указанные в заявлении, являются несостоятельными и не находящими подтверждение…/».
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО МКК «БИЛЛУМ» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе указаны следующие условия предоставления займа: сумма займа до 50 000, без скрытых комиссий, без страховок, только паспорт.
При этом в Льготной программе по предоставлению микрозайма ООО МКК «БИЛЛУМ», утвержденной приказом №1-31/12/19ос от 31.12.2019 года, содержится девять льготных программ по предоставлению микрозайма (письмо вх. №01-11/529 от 10.02.2020 года):
1. Льготная программа «Исключительный» (30 дней): процентная ставка 0,5% в день или 182,5% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 30 дней, минимальная сумма займа 15 000 рублей, максимальная сумма займа 30 000 рублей/…/.
2. Льготная программа «Пенсионный» (30 дней): процентная ставка 0,7% в день или 255,5% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 30 дней, минимальная сумма займа 1000 рублей, максимальная сумма займа 15 000 рублей/…/.
3. Льготная программа «Пенсионный 2» (30 дней): процентная ставка 0,8% в день или 292% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 30 дней, минимальная сумма займа 1000 рублей, максимальная сумма займа 15 000 рублей/…/.
4. Льготная программа «Льготный» (30 дней): процентная ставка 0,9% в день или 328,5% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 30 дней, минимальная сумма займа 8000 рублей, максимальная сумма займа 15 000 рублей/…/.
5. Льготная программа «Народный» (30 дней): процентная ставка 1% в день или 365% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 30 дней, минимальная сумма займа 3000 рублей, максимальная сумма займа 50 000 рублей/…/.
6. Льготная программа «Доступный» (30 дней): процентная ставка 0,8% в день или 292% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 30 дней, минимальная сумма займа 8000 рублей, максимальная сумма займа 15 000 рублей/…/.
7. Льготная программа «Акция» (15 дней): процентная ставка 0,7% в день или 255,5% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 15 дней, минимальная сумма займа 1000 рублей, максимальная сумма займа 10 000 рублей/…/.
8. Льготная программа «Честный» (30 дней): процентная ставка 0,65% в день, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 15 дней, минимальная сумма займа 15000 рублей, максимальная сумма займа 30 000 рублей/…/.
8. Льготная программа «Акция» (15 дней): процентная ставка 0,5% в день или 182,5% годовых, минимальный срок пользования 3 дней, максимальный срок пользования 15 дней, минимальная сумма займа 1000 рублей, максимальная сумма займа 10 000 рублей/…/.

В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения займа: сроке займа (для каждой льготной программы), минимальной сумме займа (для каждой льготной программы), процентной ставке (для каждой льготной программы), возрасте, сроках пользования займом (для каждой льготной программы), что приводит к искажению смысла рекламы и может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу № А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу № А14-3247/2009/55/10).
Таким образом, рассматриваемая реклама ООО МКК «БИЛЛУМ» содержит нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (займа) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламе ООО МКК «БИЛЛУМ» указано только одно из привлекательных условий, а именно сумма займа (50000 рублей), которая влияет на стоимость займа, а все остальные условия, определяющие фактическую стоимость займа для заемщика и влияющие на нее, как процентная ставка (для каждой льготной программы), информация о минимальной сумме займа (для каждой льготной программы), сроке займа (для каждой льготной программы), комиссиях по займам (для каждой льготной программы), влияющие на сумму доходов и расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в рассматриваемой рекламе ООО МКК «БИЛЛУМ» отсутствует, что противоречит требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Довод ООО МКК «БИЛЛУМ» о том, что рекламный баннер соответствует ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе», несостоятелен поскольку пунктом 24 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» установлено, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «БИЛЛУМ».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО МКК «БИЛЛУМ».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «/…/Деньги на любые нужды Без скрытых комиссий Без страховок Без Коллекторов Только паспорт За 10 минут Деньги до 50 000 руб /…/», размещенную на фасаде нежилого офисного здания, расположенного по адресу: 396790, Воронежская область, Богучарский район, г. Богучар, ул. Павших Стрелков, д. 3, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО МКК «БИЛЛУМ» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                       О.Г. Козинина
                                                                                                 О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны