Постановление №036/04/9.21-436/2019 по делу № 036/04/9.21-436/2019 об административном правонару... от 20 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-436/2019 об административном правонарушении
20 декабря 2019г.                                                                                             г. Воронеж
Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-436/2019 об административном правонарушении, возбужденного 16.12.2019г. в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15; далее - ПАО «МРСК Центра») по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителей ПАО «МРСК Центра»: <…>, <…>,
У С Т А Н О В И Л:
04.10.2019г. из ФАС России в Управление поступило обращение гр. <…> (вх. № 01-12/1445) по вопросу правомерности навязывания ПАО «МРСК Центра» (филиал «Воронежэнеро») условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также правомерности установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
25.10.2019г. Управление, в связи с рассмотрением обращения гр. <…> в целях проверки фактов, изложенных в нем, направило в ПАО «МРСК Центра» запрос/требование (исх. № 04-16/6758) о предоставлении информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1. Письменные объяснения по фактам, изложенным в обращении гр. <…> с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих ваши доводы.
2. Заявку(и) на технологическое присоединение объекта принадлежащего гр. <…> к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» с отметкой о получении последним.
3. Уведомление о предоставлении недостающих сведений и документов, направленное филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» гр. <…> (приложив документ, подтверждающий отправление данного уведомления).
4. Договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия (приложив документ, подтверждающий их отправление/вручение).
5. Мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения направленный гр. <…> в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» (с отметкой о получении последним).
6. Ответ филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» на мотивированный отказ от подписания договора об осуществлении технологического присоединения направленный гр. <…> (приложив документ, подтверждающий их отправление/вручение).
7. Всю имеющуюся переписку/информацию/документы по данному вопросу.
06.11.2019г. в Управление от ПАО «МРСК Центра» поступили запрашиваемые информация и документы, согласно которым 20.08.2019г. гр. <…> обратился в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединение цеха к электрическим сетям.
21.08.2019г. ПАО «МРСК Центра» направило гр. <…> письмом (исх.  № МР1-ВР/Р24-2/205) уведомило о предоставлении недостающих сведений и документов.
27.08.2019г. ПАО «МРСК Центра» направило гр. <…> письмом (исх.  № МР1-ВР/Р24-2/209) оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
28.08.2019г. в ПАО «МРСК Центра» от гр. <…> поступил мотивированный отказ от подписания оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с навязыванием пункта 5 и 10 указанного договора.
03.09.2019г. ПАО «МРСК Центра» направило гр. <…> письмом (исх.  № МР1-ВР/Р24-2/221) оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в первоначальной редакции.
05.11.2019г. ПАО «МРСК Центра» направило гр. <…> письмом (исх.  № МР1-ВР/Р24-2/221) измененную редакцию оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…> установлено, что в нарушение абзаца 18 пункта 15 Правил и абзаца 3 пункта 19 Правил ПАО «МРСК Центра» не привело проект договора в соответствие с настоящими Правилами, тем самым навязало заявителю условия договора о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям 1 год (пункт 5 договора) и стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере <…> рублей <…> копеек (пункт 10 договора).
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-436/2019 об административном правонарушении было назначено на 20.12.2019г.
20.12.2019г. в рассмотрении дела № 036/04/9.21-436/2019 об административном правонарушении участвовали представители ПАО «МРСК Центра»: <…>, <…>, которым в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены их права и обязанности.
Представителем ПАО «МРСК Центра» <…> на рассмотрении настоящего дела были предоставлены письменные объяснения, согласно которым при подготовке по заявке гр. <…> оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий была допущена техническая ошибка. Как только такая ошибка была выявлена, сетевая организация направила гр. <…> исправленную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-436/2019 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 Правил  технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила) установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Правил в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Абзацем 13 пункта 15 Правил установлено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно пункту 15 Правил в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Абзацем 18 пункта 15 Правил установлено, что в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Согласно абзацу 3 пункта 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
ПАО «МРСК Центра» как сетевая организация обязана была соблюдать требования Правил.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела установлено, что ПАО «МРСК Центра» ранее, а именно: постановлением от 07.03.2018г. по делу № 22.04-9.21 об административном правонарушении; 25.03.2019г. по делу № 036/04/9.21-44/2019 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ уже привлекалось к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «МРСК Центра», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «МРСК Центра» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям путем навязывания условий договора о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению и о стоимости мероприятий по технологическому присоединению, в нарушение абзаца 18 пункта 15 Правил и абзаца 3 пункта 19 Правил, содержат в себе событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «МРСК Центра» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 6, 7, абзац 18 пункта 15 Правил и абзац 3 пункта 19 Правил), в частности направить исправленную оферту договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия.
Однако ПАО «МРСК Центра» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктом 6, 7, абзаца 18 пункта 15 Правил и абзаца 3 пункта 19 Правил.
Таким образом, вина ПАО «МРСК Центра» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела находит свое полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра» имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения было нарушено право заявителя — гр. <…> на своевременное технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра» причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «МРСК Центра» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «МРСК Центра» от административной ответственности.
Довод ПАО «МРСК Центра», изложенный в письменных объяснениях о том, что при подготовке по заявке гр. <…> оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий была допущена техническая ошибка, и как только такая ошибка была выявлена, сетевая организация направила гр. <…> исправленную оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия отклоняется в связи со следующим.
27.08.2019г. ПАО «МРСК Центра» направило гр. <…> письмом (исх.  № МР1-ВР/Р24-2/209) оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
28.08.2019г. в ПАО «МРСК Центра» от гр. <…> поступил мотивированный отказ от подписания оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с навязыванием пункта 5 и 10 указанного договора. При этом в своем мотивированном отказе заявитель ссылался на то, что расстояние до ближайшей опоры воздушной линии электропередач составляет менее 300 м. Также указал, что стоимость технологического присоединения должна составить <…> рублей, а сроки - 6 месяцев.
Таким образом, с 28.08.2019г. ПАО «МРСК Центра» стало известно о допущенной ошибке, однако 03.09.2019г. ПАО «МРСК Центра» целенаправленно направило гр. <…> письмом (исх.  № МР1-ВР/Р24-2/221) оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, где содержались не предусмотренные Правилами услуги и обязательства, что, в рассматриваемом случае, свидетельствует о нарушении сетевой организацией абзаца 3 пункта 19 Правил.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении настоящего дела установлено смягчающее обстоятельство- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
Каких-либо исключающих либо отягчающих административную ответственность ПАО «МРСК Центра» в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, а также смягчающее обстоятельство, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 600 000 (шестьсот тысяч) рублей. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере   600 000 (шестьсот тысяч) рублей. 00 коп.
2. Направить публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15) настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-436/2019
УИН 16100500000000377432

Связанные организации

Связанные организации не указаны