Решение №036/05/14-212/2023 по делу по признакам нарушения Федеральным государственным у... от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/14-212/2023

«13» марта 2023 года                                                                        г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2023 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-212/2023 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»  (г. Москва, Ул. 5-я Ямского Поля, 19/21, 125124, ИНН 7714072839) в лице филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» (г. Воронеж ул. Карла Маркса, 114, 394030), ГРН 6157748693833), части 1 статьи 14 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии: представителя филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» - <…> (доверенность б/н от 12.02.2023 г.),

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России установлено распространение 16.01.2023 г. в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Местное время» (время трансляции: 21:10 – 21:25 (МСК) информации следующего содержания:
«Ведущая: Рыба камчатки теперь в Боброве в торговом центре «Андреевский Пассаж» до 19 января включительно и в Эртиле в торговом центре «Солнечный» с 20 по 22 января. В продаже десятки сортов рыбы: белорыбица, зубатка, марлин, форель, чавыча, слабосоленая, горячего и холодного копчения.
Также, на прилавке печень трески, красная икра свежего улова. Это источник ценных микроэлементов, таких как йод, фосфор и кальций, а также, жирных кислот, омега 3, омега 6. Вся продукция напрямую от производителя, доставляется в охлажденном виде. Так сохраняются витамины и полезные свойства. Дальневосточные дары можно продегустировать перед покупкой.
Покупатель: Мне кажется с детства все любят рыбу. Рыбу надо есть.
Продавец: Рыбка красная, белая, горячего копчения, холодного копчения. Конечно королева наших морей – чавыча. Чавыча это одна из рыбок у которой четыре омеги. Она очень полезна для организма». (далее – телевизионный ролик).
В телевизионном ролике неоднократно демонстрируются морепродукты (рыба, икра и т.д.), а также место продажи таких морепродуктов.
Учитывая наличие в действиях филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» признаков нарушения требований части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», Определением № 036/05/14-212/2023 (исх. № АЛ/1372/23 от 21.02.2023 г.) в отношении указанного лица возбуждено дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 30 мин. (мск) 27.02.2023 г.
27.02.2023 г. от филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела.
В рассмотрении дела был объявлен перерыв до 14 ч. 00 мин. 02 марта 2023 г.
02.03.2023 г. на рассмотрении дела представитель филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» - <…> пояснил, что нарушение произошло вследствие технической ошибки.
Комиссия, ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные лицами, участвующими в деле, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Анализ телевизионного ролика (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что транслируемый ролик направлен на привлечение внимания потребителей к морепродуктам (белорыбица, зубатка, марлин, форель, чавыча, печень трески, красная икра) и местам продажи названных продуктов г. Боброве (торговый центр «Андреевский Пассаж») и в г. Эртиль (торговый центр «Солнечный») (далее – рассматриваемая реклама).
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
При этом, указанная норма права требует именно предварения (т.е. раннего оповещения) трансляции рекламы, соответствующим сообщением.
Как следует из предоставленной филиалом ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» в адрес Воронежского УФАС России записи эфира (письмо вх. № 843/23 от 31.01.2023 г.), распространение рассматриваемой рекламы не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы.
Также установлено, что рассматриваемая реклама распространялась в рамках исполнения договора № 415 от 26.12.2022 г., заключенным между филиалом ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж» и ИП <…>.
Надпись «на правах рекламы» отображается в левой нижней части экрана через 4 секунды после начала демонстрации рекламного ролика и присутствует в кадре на протяжении 12 секунд. При этом общая продолжительность ролика составляет 62 секунды.
Такое донесение информации, не может быть квалифицированно в качестве предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, поскольку надпись «на правах рекламы» отображается после начала рекламного ролика.
Таким образом, распространение рассматриваемой рекламы нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
В данном случае рекламораспространителем является ФГУП «ВГТРК», так как оно, в том числе, является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ № 20457 от 05 апреля 2012 года на телеканале «Россия» (Россия 1).
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС Росси, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж», Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 16.01.2023 г. в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Местное время» (время трансляции: 21:10 – 21:25 (МСК) информации следующего содержания: «Ведущая: Рыба камчатки теперь в Боброве в торговом центре «Андреевский Пассаж» до 19 января включительно и в Эртиле в торговом центре «Солнечный» с 20 по 22 января. В продаже десятки сортов рыбы: белорыбица, зубатка, марлин, форель, чавыча, слабосоленая, горячего и холодного копчения.
Также, на прилавке печень трески, красная икра свежего улова. Это источник ценных микроэлементов, таких как йод, фосфор и кальций, а также, жирных кислот, омега 3, омега 6. Вся продукция напрямую от производителя, доставляется в охлажденном виде. Так сохраняются витамины и полезные свойства. Дальневосточные дары можно продегустировать перед покупкой.
Покупатель: Мне кажется с детства все любят рыбу. Рыбу надо есть.
Продавец: Рыбка красная, белая, горячего копчения, холодного копчения. Конечно королева наших морей – чавыча. Чавыча это одна из рыбок у которой четыре омеги. Она очень полезна для организма», поскольку указанная реклама нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», а именно, распространение вышеуказанной информации не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы.
2. В связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы, предписание о прекращении нарушения ФЗ «О рекламе», не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Воронеж».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                          А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                      А.В. Капранчиков
                                                                                                   С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны