Решение №АЛ/5472/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЕДИКЭР» на действия... от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1050/2023
по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЕДИКЭР» на действия заказчика – КП ВО «Воронежфармация» при проведении аукциона в электронной форме

13.07.2023                                                           г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 10.07.2023
Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;
Субботин С.Г. – член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей КП ВО «Воронежфармация» <...> и <...>, в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного ООО «МЕДИКЭР»;
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

у с т а н о в и л а:

В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «МЕДИКЭР» (далее – Заявитель) на действия казенного предприятия Воронежской области «Воронежфармация» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку лекарственных препаратов (извещение Единой информационной системе в сфере закупок № 32312497189) (далее – Закупка).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Таким образом, рассмотрение жалобы Заявителя относится к компетенции Воронежского УФАС России.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком, при определении и обосновании начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД) неправомерно применён метод сопоставимых рыночных цен. Заявитель полагает, что Заказчиком должен быть применён тарифный метод определения и обоснования НМЦД, на основании Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
В соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
С учётом изложенного, Заявитель обладал правом на подачу рассматриваемой жалобы.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению. Рассмотрение назначено на 10.07.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
В просительной части жалобы Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.    
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.  
При осуществлении закупочной деятельности Положением о закупке товаров, работ, услуг казенного предприятия Воронежской области «Воронежфармация», утверждённым приказом и.о. генерального директора КП ВО «Воронежфармация» от 27.09.2022 № 355 (далее – Положение о закупке).
Пунктом 8.2 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком аукциона.
Заказчиком на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее – ЭТП) было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая закупочная документация (далее – Извещение и Документация).
Информационной картой Закупки установлена следующая информация:
- дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: 16.06.2023;
- дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме: 28.06.2023 09 часов 00 минут;
- дата начала подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 16.06.2023;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: 03.07.2023 09 часов 00 минут;
- дата рассмотрения заявок: 05.07.2023;
- дата проведения аукциона в электронной форме: 06.07.2023 10 часов 00 минут;
- место рассмотрения заявок: электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru/);
- дата рассмотрения заявок: 07.07.2023;
- место подведения итогов: электронная площадка РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru/);
- дата подведения итогов: 07.07.2023;
Предметом закупки и договора является поставка лекарственных препаратов. Общая (с учётом всех позиций) начальная (максимальная) цена договора (с НДС) равна 43 338 058,60 ₽.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные доказательства и пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о НМЦД, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Частью 4 Документации установлено обоснование НМЦД (приложение № 5) Используемый метод определения начальной (максимальной) цены договора с обоснованием: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Пунктом 6.2 Положения о закупке установлено, что НМЦД, цена единицы товара, работы, услуги определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) тарифный метод;
3) проектно-сметный метод;
4) затратный метод.
Таким образом Положение о закупке позволяет заказчику применять метод сопоставления рыночных цен
Согласно п. 6.3. Положения метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены договора на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 6.10. Положения тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчика подлежат государственному регулированию. В этом случае начальная (максимальная) цена договора определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Частью 1 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обороте лекарственных средств) государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством:
1) утверждения Правительством Российской Федерации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который формируется и не реже одного раза в год пересматривается в установленном им порядке на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства;
2) утверждения методики расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен;
3) государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
4) ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
5) утверждения методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
6) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
7) утверждения порядка выдачи предписаний органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если они приняты с нарушением законодательства Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
8) направления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписаний о приведении в соответствие с законодательством Российской Федерации принятых с нарушением законодательства Российской Федерации решений об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
9) осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
10) применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно ч. 3 ст. 62 Закона об обороте лекарственных средств государственная регистрация или перерегистрация предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 63 Закона об обороте лекарственных средств установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (без учета налога на добавленную стоимость), установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Проекты решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении и (или) изменении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проанализировав указанные нормы, Комиссия пришла к выводу, что Закон об обороте лекарственных средств указывает на необходимость установления предельной цены на лекарственные средства, при этом Закон об обороте лекарственных средств не запрещает реализацию лекарственных средств по ценам ниже предельно установленных.
Закон о закупках, в свою очередь, также не содержит указаний на то, что НМЦД должна соответствовать предельно установленным ценам на определённые товары.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи и эффективное использование денежных средств.
В рассматриваемом случае, формирование Заказчиком НМЦД методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) полностью соответствуют целям закона о закупках и потребностям Заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика по формированию НМЦД методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) нарушений положений Закона о закупках.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью «МЕДИКЭР» на действия казенного предприятия Воронежской области «Воронежфармация» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку лекарственных препаратов (извещение Единой информационной системе в сфере закупок № 32312497189) необоснованной.
Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                    А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                                           Р.В. Колмаков
                                                                                                                         С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны