Решение б/н Решение от 18.04.2012 года по делу №102-з от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ФГУП Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины ФМБА России на действия государственного заказчика - Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Воронежский областной клинический онкологический диспансер, г. Воронеж» в рамках ОЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2012 годы» (реестровый номер торгов: 0131200001012000194)
(дело № 102-з)
18.04.2012 год                                                                                                      г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: <…> - председатель Комиссии, <…> - члены Комиссии,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Департамента труда и социального развития Воронежской области <…>, <…>,
уполномоченного органа - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области <…>,
заявителя - ФГУП Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины ФМБА России <…>,
рассмотрев жалобу ФГУП Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины ФМБА России на действия государственного заказчика - Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на  выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Воронежский областной клинический онкологический диспансер, г. Воронеж» в рамках ОЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2012 годы» (реестровый номер торгов: 0131200001012000194) (далее - конкурс), установила:
06.04.2012 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ФГУП Федерального центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины ФМБА России (далее — заявитель) на действия государственного заказчика - Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области (далее — заказчик), уполномоченного органа - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении конкурса.
В ходе рассмотрения жалобы объявлялся перерыв до 13.04.2012 года.
По мнению заявителя были нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа:
- неустановлением в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на проектирование и конструирование радиационных источников, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- неустановлением в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия лицензирование деятельности;
- установлением в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа о наличии допуска СРО на осуществление работ по инженерным изысканиям.
Представители уполномоченного органа, заказчика, считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного соответствующими законодательству о размещении заказов.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Комиссия установила следующее.
27.03.2012 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещены извещение о проведении конкурса и конкурсная документация.
В соответствии положениями технической части (часть 3) конкурсной документации в состав объекта: «Воронежский областной клинический онкологический диспансер, г. Воронеж» входит радиологический корпус, в составе которого предусмотрены:
комплекс дистанционной и контактной лучевой терапии:
- Гамма-терапевтические установки – 2 шт.
- Помещения для гамма - терапевтических аппаратов
- Линейные ускорители с различной энергией излучения – 6 шт.
- Брахитерапевтические установки – 3 шт.
- Аппараты близкофокусной рентгенотерапии - 2 шт.
- Симуляторы  рентгеновские – 2 шт.
- Компьютерный  томограф – 1 аппарат  – для предлучевой подготовки и контроля в процессе лучевой терапии
- МРТ - 1 аппарат – для предлучевой подготовки и контроля в процессе лучевой терапии;
Комлекс ядерной медицины (радионуклидная диагностика и терапия) – 1 КТ-ОФЭКТ, 1 гаммакамера
- Гаммакамеры для сцинтиграфии костей скелета, внутренних органов, лимфоузлов.     
На рассмотрении жалобы представители  уполномоченного органа, заказчика,  пояснили, что неустановление в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа о наличии  лицензии  на выполнение работ, предусмотренных предметом контракта, не освобождает участника размещения заказа от обязанности обладания такой лицензией и предоставления ее копии в составе заявки, так как соответствующее требование предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 «б» ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
В ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее – Закон "Об использовании атомной энергии") перечислены объекты использования атомной энергии.
Согласно положениям указанной статьи «радиационные источники» – это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; «радиоактивные вещества» - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.
Под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии (ч.3 ст. 3 Закона "Об использовании атомной энергии").
Согласно ст. 26 Закона "Об использовании атомной энергии" под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ (ч.1).
Лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (ч. 4 ст. 26 Закона "Об использовании атомной энергии").
Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение (ч. 6 ст. 26 Закона "Об использовании атомной энергии").
Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 26 Закона "Об использовании атомной энергии").
В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 865 (далее – Положение о лицензировании), лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с п.10 Положения о лицензировании лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
В Приложении к Положению о лицензировании перечислены виды деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в числе которых: «Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов».
В соответствии с «Федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038-11), утвержденными Приказом от 05.03.2011 № 104 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору радиологическое отделение медицинского учреждения является радиационным источником.
Исходя из изложенного, конкурсная документация  по проведению открытого конкурса на право заключить государственный контракт на  выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Воронежский областной клинический онкологический диспансер, г. Воронеж» в рамках ОЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2012 годы» должна содержать требование к участникам размещения заказа о соответствии требованию об обладании лицензией «Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов», выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также требование о предоставлении копии такой лицензии в составе заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия полагает, что в действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся нарушения требований ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, выразившиеся в неустановлении в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа об обладании лицензией «Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов», выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и о предоставлении копии названной лицензии в составе заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности работ с источниками ионизирующих излучения, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Пунктами 3, 4 действовавшего на момент объявления конкурса Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 № 107 было установлено: «лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения».
Вместе с тем, с 17.04.2012 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2004 № 107 утратило силу.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 02.04. 2012 г. № 278, вступающим в силу 17.04.2012 г., Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения осуществляется за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Таким образом, действующим законодательством не установлено нормы о лицензировании Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, используемых в медицинской деятельности.
В соответствии с п. 12 раздела 1.2 конкурсной документации (Информационная карта аукциона) заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса - наличие действующего свидетельства о допуске к указанным в предмете государственного контракта видам работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Перечень). А именно: к видам работ по инженерным изысканиям (коды: 1.1, 1.3, 1.4, 2.1, 2.5), по подготовке проектной документации (коды: 1.1, 1.2, 1.3, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.5, 4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 5.6, 5.7, 6.2, 6.4, 6.9, 7.1, 7.2, 7.5, 9, 10, 11, 13).
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что требование к участнику размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к видам работ по инженерным изысканиям является неправомерным, поскольку конкурсная документация  содержит требование о наличии свидетельства о допуске к видам работ, предусмотренным кодом 13 Перечня: «Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)».
В соответствии с положениями ч.ч. 1,4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (ГК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
В случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГК РФ перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (ч. 5.1. ст 48 ГК РФ).
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий (ч. 5.2. ст 48 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Таким образом, по смыслу закона, участник размещения заказа, претендующий на участие в конкурсе и обладающий допуском на вид работ «Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)» не освобождается от обязанности обладать допуском на осуществление отдельных видов работ по инженерным изысканиям, перечисленных в Перечне.
Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания нарушений требований Закона о размещении заказов в действиях заказчика, уполномоченного органа по установлению в конкурсной документации требований к участнику размещения заказа о
о наличии  свидетельства о допуске к видам работ  по инженерным изысканиям.
На основании изложенного, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч.6 ст. 60 Закона о размещении заказов, на основании п.1 ч.9 ст.17 Закона о размещении заказов Комиссия, решила:
1. Жалобу ФГУП Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины ФМБА России на действия государственного заказчика - Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления государственного заказа и организации торгов Воронежской области при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на  выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Воронежский областной клинический онкологический диспансер, г. Воронеж» в рамках ОЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2012 годы» (реестровый номер торгов: 0131200001012000194) признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области нарушение требований ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в неустановлении в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа об обладании лицензией «Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов», выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и о предоставлении копии названной лицензии в составе заявки на участие в конкурсе.
3. Признать в действиях уполномоченного органа - Управления государственного заказа и  организации торгов Воронежской области нарушение требований ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в неустановлении в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа об обладании лицензией «Проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов», выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и о предоставлении копии названной лицензии в составе заявки на участие в конкурсе.
4. Выдать государственному заказчику - Департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в конкурсную документацию.
5. Выдать уполномоченному органу - Управлению государственного заказа и организации торгов Воронежской области предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в конкурсную документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2012г.
В полном объеме решение изготовлено 18.04.2012г.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны