Решение б/н Решение от 15.05.2012 года по делу №107-14к/25к от 12 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №107-14к/25к
                     г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2012 г.
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии: <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 107-14к/25к о нарушении Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (394006, г. Воронеж, ул. 20-летия октября, д. 84, ИНН 3664007626, ОГРН 1033600007407) (далее – ФГБОУ ВПО «ВГАСУ») требований абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»),
в присутствии представителей ответчика ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» по доверенности <…>, <…>, представителя заявителя ФГБОУ ВПО «ВГУ» по доверенности <…>, установила:
26.03.2012 г. в Воронежское УФАС России поступило заявление (вх. № 01-11/320) от <…> факультета журналистики ВГУ <…> (индекс 394068, адрес: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 40 а) (далее заявитель) в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (индекс: 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84) (далее – ФГБОУ ВПО «ВГАСУ») по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В заявлении <…> факультета журналистики ВГУ <…> указывает, что федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» незаконно использует словесное обозначение/средство индивидуализации «Факультет журналистики ВГУ», таким образом, это может причинить ущерб хозяйственной деятельности факультету журналистики ВГУ.
В соответствии с Приказом № 80 от 18.04.2012 г. в отношении ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» возбужденно дело № 107-14к/25к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Определением № 107-14к/25к от 18.04.2012 г. дело № 107-14к/25к назначено к рассмотрению на 15.05.2012 г. на 14 часов 30 минут (мск).
15.05.2012 г. в ходе рассмотрения дела представитель ФГБОУ ВПО «ВГУ» по доверенности <…> поддержала доводы, изложенные в заявлении, представитель ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» по доверенности <…> поддержал доводы, изложенные в предоставленной правовой позиции, согласно которым Воронежским ГАСУ на сайте университета было размещено извещение об открытии новой специальности «Журналистика» на базе кафедры русского языка и межкультурной коммуникации при участии сотрудников факультета журналистики ВГУ. Аналогичная информация содержалась в листовках (150 экземпляров) и буклетах (300 экземплярах), напечатанных в отделе оперативной полиграфии Воронежского ГАСУ. В иной форме и на других носителях указанная информация об открытии новой специальности не распространялась. При этом никаких договоров на изготовление или размещение рекламной продукции по поводу открытия специальности «Журналистика» с другими организациями Воронежский ГАСУ не заключал. Информационные буклеты и листовки распространялись 22 апреля 2012 г. в День открытых дверей в Воронежском ГАСУ среди лиц, явившихся на указанное мероприятие. Представитель ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» <…> пояснил, что при использовании в информационных буклетах, листовках и на сайте www.edu.vgasu.vrn.ru словесного обозначения «при участии сотрудников факультета журналистики ВГУ» Воронежский ГАСУ не преследовал цели причинить убытки ФГБОУ ВПО «ВГУ» как хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации. Использование словесного обозначения «при участии сотрудников факультета журналистики ВГУ» было допущено в связи с отсутствием достаточных правовых знаний у <…> кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации <…>, ответственной за подготовку и размещение информации об открытии новой специальности «Журналистика» в Воронежском ГАСУ.
Изучив имеющиеся доказательства, ознакомившись с объяснениями и позициями по делу представителей сторон, и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ФГБОУ ВПО «ВГАСУ», связанные с использованием словесного обозначения/средства индивидуализации «факультет журналистики ВГУ» в буклетах, листовках и на официальном сайте www.edu.vgasu.vrn.ru являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
Актами осмотра сайта http://edu.vgasu.vrn.ru от 26.03.2012 г., 16.04.2012 г. установлено, что на официальном сайте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» распространяется объявление следующего содержания: «Журналистика – новая специальность в Воронежском ГАСУ. Воронежский ГАСУ открывает набор абитуриентов на новую и необычную для технического вуза специальность – журналистика. Формы обучения: очная, заочная, ускоренная заочная. Срок обучения – 4 года. По окончании обучения: выпускнику присваивается квалификация «бакалавр». Специальность открывается на базе кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, при участии сотрудников факультета журналистики ВГУ…//». Кроме того, в материалах дела имеется выпущенный рекламный буклет ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» с описанием специальности журналистика, приглашением абитуриентов для поступления и дальнейшего обучения, с указанием на то, что «//…специальность открывается на базе кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, при участии сотрудников факультета журналистики ВГУ…//».
В соответствии с уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 25.05.2011 г. № 1811 университет является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно уставу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.05.2011 г. № 1858 университет является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
На основании вышеизложенного следует, что ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» осуществляют аналогичные виды деятельности, являются конкурентами на рынке предоставления образовательных услуг (код 8030000, раздел М по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. При этом перечень установленных статьей запретов, не является исчерпывающим.
Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемые действия ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» имеют признаки нарушения абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части использованием словесного обозначения/средства индивидуализации «факультет журналистики ВГУ» в буклетах, листовках и на официальном сайте www.edu.vgasu.vrn.ru для продвижения на рынке оказываемых университетом образовательных услуг.
Действия ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью привлечения потенциальных потребителей образовательных услуг за счет использования положительной репутации заявителя, создания у потребителей мнения о наличии связи между ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости, способны причинить убытки конкуренту – ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», как в форме реального ущерба, так и в форме упущенной выгоды, путем перераспределения потребительского спроса на рынке образовательных услуг в пользу услуг, предоставляемых ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», либо нанести ущерб деловой репутации заявителя.
Таким образом, перечисленные выше действия ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» являются недобросовестной конкуренцией, определенной в абзаце 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Комиссия находит основания для выдачи ФГБОУ ВПО «ВГАСУ» предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь абзацем 1 части 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, решила:
1. Признать недобросовестной конкуренцией действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84, ИНН 3664007626, ОГРН 1033600007407), выраженные в действиях по использованию словесного обозначения/средства индивидуализации «факультет журналистики ВГУ» в распространяемых буклетах, листовках, на официальном сайте www.edu.vgasu.vrn.ru для продвижения оказываемых образовательных услуг, поскольку такие действия являются нарушением абзаца 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84, ИНН 3664007626, ОГРН 1033600007407) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
3. Выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет» (394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 84, ИНН 3664007626, ОГРН 1033600007407) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны