Решение б/н Решение от 30.12.2010 года по делу № 251-10К от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 251-10к о нарушении антимонопольного законодательства
30 декабря 2010 г.                                                                            г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии; <...> – члены Комиссии,
в присутствии представителей:
ООО «Центр реализации перевозок и услуг» (328400, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Майская,10) (далее - ООО «ЦРПУ») - <...>;
ЗАО «Авиакомпания РусЛайн» (394000, г. Воронеж, пр-т Революции, 1а) (далее – ЗАО АК РусЛайн) – <...>.
ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» (394025, г. Воронеж, Аэропорт) (далее – ОАО АК Воронежавиа) - <...>, <...>,
рассмотрев дело № 251-10к по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Авиакомпания Воронежавиа» (далее – ОАО «АК Воронежавиа») пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), установила:
13 сентября 2010 года в Управление поступило заявление ООО «Центр реализации перевозок и услуг» (далее – ООО «ЦРПУ») (исх. № 637/10 от 07.09.2010) на действия ОАО «АК Воронежавиа» по изъятию у представителей ОАО «АК ЮТейр» пропусков в режимную зону аэропорта.
В заявлении было указано, что ООО «ЦРПУ» в рамках действующих договорных отношений оказывает ОАО «АК ЮТейр» услуги по обслуживанию рейсов указанной авиакомпании в аэропорту города Воронежа. 
28.08.2010 года по решению генерального директора ОАО «АК Воронежавиа» у сотрудников ООО «ЦРПУ» были изъяты пропуска в режимную зона аэропорта, что привело к невозможности в том числе надлежащего исполнения ООО «ЦРПУ» своих обязанностей по договору.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО «АК Воронежавиа» возбуждено дело № 251-10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании препятствий доступу ООО «ЦРПУ» на рынок обслуживания рейсов воздушных судов в аэропорту города Воронежа.
09 ноября 2010 года в Управление поступило заявление ЗАО «АК  РусЛайн» на бездействие ОАО «АК Воронежавиа», выразившееся в необоснованном уклонении от выдачи пропусков представителям авиакомпании в контролируемую зону аэропорта.
Рассмотрение дела № 251-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16 ноября 2010 года.
При рассмотрении настоящего дела ООО «ЦРПУ» поддержало позицию, изложенную в заявлении и указало, что в соответствии с пунктом 63 Приказа Министерства транспорта РФ № 62 от 18.04.2008 «Об утверждении программы авиационной безопасности гражданской авиации РФ» предусмотрено право  допуска авиационного персонала и персонала сторонних организаций, связанных с деятельностью аэропорта или осуществляющих деятельность на территории аэропорта, в контролируемую зону и её зоны ограниченного доступа по пропуску установленного образца с указанием разрешенных секторов допуска.
ОАО «АК Воронежавиа» возражало против доводов заявителя и указало, что аэропорты гражданской авиации являются режимными предприятиями и объектами повышенной опасности, и в целях усиления мер авиационной безопасности было принято решение о проверке работников сторонних организаций для их допуска в контролируемую зону аэропорта.
В связи с указанным, ОАО «АК Воронежавиа» были изъяты пропуска в контролируемую зону аэропорта у представителей ОАО «АК ЮТейр». Однако данное обстоятельство, по мнению ответчика, не повлияло на качество обслуживания рейсов в аэропорту города Воронежа, поскольку осуществление представительских функций на территории аэропорта возможно и без нахождения в контролируемой зоне. Кроме того, как указало ОАО «Воронежавиа», функции, выполняемые представителями авиакомпаний,  дублируют служебные обязанности работников аэропорта, чья деятельность подлежит обязательной сертификации.
В связи с тем, что предмет рассмотрения заявлений ООО «ЦРПУ», ЗАО «АК РусЛайн» является идентичным, а также в связи с необходимостью  привлечения в качестве заявителя по делу ЗАО «АК РусЛайн», в соответствии с  частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было отложено на 15 декабря 2010 года.
15 декабря 2010 года ЗАО «АК РусЛайн» поддержало позицию, изложенную в заявлении и указало, что считает бездействие ОАО «АК Воронежавиа» направленным на создание условий, которые ставят в неравное положение ЗАО «АК РусЛайн» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами при оказании услуг в аэропорту г. Воронежа, что является прямым нарушением пункта 3 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. № 599).
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, в  рассмотрении дела был объявлен перерыв до 21 декабря 2010 года.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии фактов злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «АК Воронежавиа» по необоснованному изъятию у представителей ОАО «АК ЮТейр» пропусков в режимную зону аэропорта, а также в бездействии ОАО «АК Воронежавиа» по необоснованному уклонению от выдачи представителям ЗАО «АК РусЛайн» пропусков в режимную зону аэропорта.
Указанные выводы Комиссии Управления основаны на следующих фактических обстоятельствах и доказательствах, имеющихся в материалах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (Приказ Управления № 12-р от 01.07.1996), и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг аэропорта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги аэропорта относятся к сфере деятельности естественной монополии.
Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»  предусматривает, что обеспечение авиационной безопасности относится к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах.
В соответствии с пунктами 10, 14 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв.  Приказом  Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 №142), авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Таким образом, разработка Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме, выдача пропусков на территорию аэропорта  является услугой аэропорта по обеспечению авиационной безопасности и осуществляется непосредственно конкретным аэропортом.
С учетом указанных обстоятельств, ОАО «АК Воронежавиа» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг аэропорта, которые включают, в том числе, выдачу соответствующих пропусков в режимную зону аэропорта.
В соответствии с пунктом 7.1 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в международном аэропорту Воронеж «Чертовицкое», утвержденной <...> ОАО «АК Воронежавиа» 29.11.2006 года (далее - Инструкция), лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с указанием конкретного сектора, а в зону пограничного и таможенного контроля – по пропускам, выдаваемым администрацией аэропорта после согласования с пограничным и таможенным органами.
Из материалов дела следует, что между ООО «ЦРПУ» и ОАО «Авиакомпания «ЮТейр» заключен договор № 50/1/235/05УД от 15.06.2005г.  на оказание услуг по обслуживанию рейсов. ООО «ЦРПУ» от ОАО «АК «ЮТейр» также выдана доверенность на представление интересов последнего в аэропорту г. Воронежа.
ООО «ЦРПУ» по указанному договору обязуется обеспечить обслуживание рейсов воздушных судов ОАО «АК ЮТейр», в том числе взаимодействовать со службами и подразделениями аэропортов, обеспечивающими обслуживание воздушных судов, решать вопросы,  связанные с техническим и коммерческим обслуживанием ВС, контролировать  и принимать участие в мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности и регулярности полетов и т.д.
Для выполнения своих обязательств по договору сотрудникам ООО «ЦРПУ» в соответствии с пунктом 14 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв.  Приказом  Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 №142) необходимо иметь пропуск  в контролируемую зону аэропорта.
24.08.2010 года у сотрудников, обслуживающих полеты АК «ЮТейр», были изъяты пропуски в контрольную зону аэропорта, в связи, как было указанно в письме ОАО «АК Воронежавиа» (исх. № 1811 от 24.08.10г.), с усилением реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
В письме от 27.08.2010 года № 1830, направленном ОАО «АК «Воронежавиа» в адрес представительства ОАО «АК «ЮТейр», указано, что обслуживание рейсов АК «ЮТейр» будет производиться в здании аэровокзала до окончания проверки сотрудниками линейного отдела и федеральной службой безопасности, а получение-передача корреспонденции и плана полета экипажам  через работникам СОП аэропорта, имеющих доступ в контролируемую зону.
В своих письменных объяснениях по делу (исх. № 2135 от 30.09.2010),    ОАО «АК Воронежавиа» указало, что в связи с усилением реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов было произведено изъятие пропусков в контролируемую зону у представителей ОАО «АК «ЮТейр», ОАО «АК Саратовские авиалинии» до окончания проведения проверки.
Линейный отдел внутренних дел в аэропорту г. Воронежа на запрос АК «ЮТейр» направил ответ (исх. № 2320 от 30.08.10) о том, что мероприятия, проводимые отделом, по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту г. Воронежа осуществляются в соответствии с регламентирующими правовыми актами в повседневном режиме. Предложения в администрацию ОАО «АК «Воронежавиа» об изъятии пропусков в режимные зоны аэропорта у сотрудников авиапредприятий, в том числе у сотрудников ООО «ЦРПУ» в г. Воронеже, отделом не направлялись.
При указанных обстоятельствах, комиссия Управления приходит к выводу о том, что законные основания у ОАО «АК Воронежавиа» для изъятия у представителей ОАО «АК ЮТейр» пропусков в режимную зону аэропорта   отсутствовали.
16.04.2010 г. между ЗАО «АК РусЛайн» и ОАО «АК Воронежавиа» заключен договор № 60/07/10-156 на обслуживание воздушных судов в аэропорту Воронеж (Чертовицкое). В соответствии с пунктом 5.1 указанного договора перевозчик (ЗАО «АК РусЛайн») имеет право открывать представительство на территории аэропорта для осуществления контроля и качества услуг, оказываемых аэропортом. При этом согласно пункту 5.4 договора, сотрудникам представительства предоставляются пропуска в контролируемую зону аэропорта в соответствии с Инструкцией по внутриобъектовому и пропускному режиму.
Как было установлено при рассмотрении дела, ЗАО «АК РусЛайн» направило в ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» заявку на оформление пропусков представителям ЗАО «АК РусЛайн» <...> и <...>. 
В ответе ОАО «АК Воронежавиа» (исх. от 27.08.2010 № 1839) сообщило, что обращение ЗАО «АК РусЛайн» рассмотрено и оформление пропусков представителям перевозчика будет возможно только после проведения проверки органами внутренних дел. Повторная заявка о выдаче пропусков была направлена 28.09.10 (исх. № 857), однако ответ на указанную заявку ОАО «Воронежавиа» направлен не был.
ЗАО «АК РусЛайн» направило в адрес Линейного отдела внутренних дел (далее – ЛОВД) Аэропорта Воронеж запрос о сроках рассмотрения заявки на предмет доступа представителей ЗАО АК РусЛайн в контролируемую зону аэропорта.  В своем ответе от 28.10.2010 № 2787 ЛОВД Аэропорта Воронежа сообщил, что заявка от ОАО «АК Воронежавиа» на рассмотрение вопроса о допуске <...> и <...> в режимную зону аэропорта не поступала.
В ходе рассмотрения дела ОАО «АК Воронежавиа» пояснило, что первоначально заявка на проверку в органы внутренних дел направлялась, однако, через некоторое время руководством аэропорта было принято самостоятельное решение об изъятии имеющихся пропусков и отказе в выдаче новых пропусков в контролируемую зону аэропорта сторонним авиакомпаниям. 
Указанные действия ОАО «АК Воронежавиа» противоречат пунктам 10, 14 Федеральных авиационных правил, положениям пункта 7.1 главы 7,  Инструкции по внутриобъектовому и пропускному режиму в международном аэропорту Воронеж «Чертовицкое», пункту 5.4 договора №60/07/10-156 от 16.04.10, заключенного между ОАО АК «Воронежавиа» и ЗАО АК «РусЛайн», в соответствии с которыми лица сторонних организаций, в частности работники представительства перевозчика, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок.
Таким образом, действия ОАО «Воронежавиа» по необоснованному изъятию у представителей ООО «ЦРПУ» пропусков в режимную зону аэропорта являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ОАО «АК Воронежавиа», как субъект естественной монополии и хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг аэропорта, имеет реальную возможность оказания решающего влияния на общие условия обращения товара на рынке обслуживания рейсов воздушных судов в аэропорту Воронеж.
Действиями ОАО «АК Воронежавиа» по необоснованному изъятию пропусков в режимную зону аэропорта были ущемлены интересы ООО «ЦРПУ», поскольку последний для осуществления деятельности по обслуживанию рейсов воздушных судов в аэропорту Воронеж и выполнению своих обязательств по договору с Авиакомпанией «ЮТейр» необходим доступ в режимную зону аэропорта для контроля качества оказываемых услуг. Без указанного доступа оказание услуг по обслуживанию рейсов воздушных судов ООО «ЦРПУ» невозможна, как и сама деятельность на рынке услуг по обслуживанию воздушных судов.
Действия ОАО «АК «Воронежавиа» по необоснованному изъятию пропусков в режимную зону аэропорта создают препятствия доступу ООО «ЦРПУ» на рынок обслуживания рейсов воздушных судов г. Воронежа, поскольку последний не может выполнять, в том числе, свои обязательства по договору, и, следовательно, действовать на указанном рынке. Указанные действия ОАО «АК Воронежавиа» направлены на устранение конкуренции на рынке обслуживания воздушных судов в аэропорту города Воронежа, т.к. изъяв пропуски в режимную зону аэропорта, ОАО «АК Воронежавиа» фактически лишило ООО «ЦРПУ» возможности действовать, а значит и конкурировать на рынке.
Кроме того, бездействие ОАО «АК Воронежавиа» по необоснованному уклонению от выдачи пропусков в режимную зону аэропорта представителям ЗАО «АК РусЛайн», ущемляет интересы последнего, поскольку, в соответствии с заключенным договором, Инструкцией и Федеральными авиационными правила, представители перевозчика имеют право доступа в контролируемую зону в соответствии с выданными пропусками. Указанное бездействие лишило ЗАО «АК РусЛайн» доступа в контролируемую зону аэропорта, что повлекло невозможность ЗАО «АК РусЛайн» контролировать исполнение ОАО «АК Воронежавиа» договора на обслуживание воздушных судов в аэропорту Воронеж (Чертовицкое), заключенного 16.04.10 г.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО  «Воронежавиа», Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «б» и подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления ОАО «АК Воронежавиа» доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1.
 Признать действия ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» по созданию препятствий доступу ООО «ЦРПУ» на рынок услуг по обслуживанию авиарейсов путем необоснованного изъятия пропусков в режимную зону аэропорта злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Признать бездействие ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» по созданию препятствий доступу ЗАО АК «РусЛайн» в режимную зону аэропорта, выразившееся в необоснованном уклонении от выдачи ЗАО АК  «РусЛайн» пропусков в режимную зону аэропорта злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту необоснованного изъятия ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» у представителей ООО «Центр реализации перевозок и услуг» пропусков в режимную зону аэропорта г. Воронежа.
4. Выдать ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту необоснованного уклонения ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» от выдачи представителям ЗАО «Авиакомпания РусЛайн» пропусков в режимную зону аэропорта в соответствии с требованиями законодательства.
5. Выдать ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, в целях предупреждения необоснованного изъятия ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» у представителей ООО «Центр реализации перевозок и услуг» пропусков в режимную зону аэропорта г. Воронежа.
6. Выдать ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного уклонения ОАО «Авиакомпания Воронежавиа» от выдачи представителям ЗАО «Авиакомпания РусЛайн» пропусков в режимную зону аэропорта в соответствии с требованиями законодательства. 
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны