Постановление б/н Постановление от 18.07.2017 года о назначении административн... от 20 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 115.04-14.31 об административном правонарушении
18 июля 2017 г. г. Воронеж
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Попов В.Г., рассмотрев материалы дела № 115.04-14.31 об административном правонарушении от 11.07.2017, возбужденного в отношении <…> Грибановского муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» (далее – ГМУП «Тепловые сети»; адрес: 397240, Воронежская область, п.г.т. Грибановский, ул. Коммунальная, д. 23, ОГРН 1073604000953, дата регистрации 07.09.2007) <…> по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии <…> ГМУП «Тепловые сети» <…>,
У С Т А Н О В И Л:
01 июня 2017 г. Управлением по результатам рассмотрения дела № 165-10К о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 2 которого действия ГМУП «Тепловые сети» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем незаконного начисления ИП <…> дополнительной платы за технологические потери при передаче тепловой энергии, что привело к ущемлению её интересов в сфере предпринимательской деятельности, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ГМУП «Тепловые сети» антимонопольного законодательства Российской Федерации, 11.07.2017 лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> был составлен протокол № 115.04-14.31 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным должностным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 18.07.2017.
В протоколе № 115.04-14.31 об административном правонарушении от 11.07.2017, а также в письменных объяснениях (исх. от 14.07.2017 № 176), предоставленных до рассмотрения настоящего дела, <…> указал, что умысла в действиях возглавляемой им организации по начислению ИП <…> платы за технологические потери в тепловых сетях не было, ущерба ИП <…> не причинено.
Также <…> просит учесть, что предписания по делу № 165-10К о нарушении антимонопольного законодательства исполнены в полном объеме.
18.07.2017 в рассмотрении дела № 115.04-14.31 об административном правонарушении участвовал <…> ГМУП «Тепловые сети» <…>, которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела № 115.04-14.31 об административном правонарушении, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия, связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом частью 5 указанной нормы установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), деятельность по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.
Пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) установлено, что под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.03.2017 основным видом деятельности ГМУП «Тепловые сети» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
С учетом указанных норм, в ходе рассмотрения дела № 165-10К о нарушении антимонопольного законодательства Управлением было установлено, что ГМУП «Тепловые сети», осуществляя деятельность по теплоснабжению потребителей, технологически присоединенных к сетям ГМУП «Тепловые сети», является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в пределах своей зоны обслуживания в п.г.т. Грибановский Грибановского района Воронежской области, что подтверждается решением от 01.06.2017 по указанному делу, а также обзором состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению от 19.04.2017.
Таким образом, ГМУП «Тепловые сети», как субъект естественной монополии и хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, обязано соблюдать требования и запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя это регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.
Орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 19 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
На территории Воронежской области плата за услуги по теплоснабжению утверждается УРТ ВО - полностью.
Частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении закреплено, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Таким образом, технологические потери, возникающие при передаче тепловой энергии в границах тепловых сетей теплоснабжающей организации в силу части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении учитываются в тарифе на услуги по теплоснабжению.
Согласно предоставленной УРТ ВО информации (письмо от 17.04.2017 № 55-11/666), объем технологических потерь при передаче тепловой энергии для ГМУП «Тепловые сети» учтен УРТ ВО в тарифе в размере 3100 Гкал.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 6 пункта 1 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденный приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 (далее - Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя) в нормативы технологических потерь не включаются потери и затраты на источниках теплоснабжения и в энергопринимающих установках потребителей тепловой энергии, включая принадлежащие последним трубопроводы тепловых сетей и тепловые пункты.
Следовательно, тариф на услуги по теплоснабжению в силу указанного положения не может содержать технологические потери теплоносителя за пределами границ эксплуатационной ответственности организации, эксплуатирующей тепловые сети.
При этом начисление и взимание теплоснабжающей организацией с потребителей тепловой энергии, помимо установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по теплоснабжению, дополнительной платы за технологические потери в тепловых сетях, находящихся за пределами границ эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации, действующим законодательством не предусмотрено.
Как установлено в ходе рассмотрения дела № 165-10К о нарушении антимонопольного законодательства, между ГМУП «Тепловые сети» и ИП <…> заключен договор от 01.07.2008 № 19Т купли-продажи тепловой энергии (далее – Договор), согласно условиям которого, ГМУП «Тепловые сети» обязуется поставлять ИП <…> тепловую энергию для целей отопления здания магазина «Престиж», а ИП <…> обязуется принять и оплатить потребленную тепловую энергию в объеме и в сроки и на условиях, установленные настоящим Договором (пункт 1 Договора).
Пунктом 13 Договора закреплено, что за отпущенную тепловую энергию ИП <…> платит ГМУП «Тепловые сети» по экономически обоснованному тарифу, утвержденному Региональной комиссией.
Согласно имеющимся в деле документам ГМУП «Тепловые сети» в период с 30.11.2016 по 28.04.2017начисляло ИП <…> дополнительную, помимо установленного тарифа на теплоснабжение, плату за технологические потери в тепловых сетях, находящихся за пределами границ эксплуатационной ответственности ГМУП «Тепловые сети», что подтверждается счетами: от 30.11.2016 г. № 800, от 30.12.2016 г. № 926, от 31.01.2017 г. № 47, а также актами: от 28.02.2017 № 169/1 , от 31.03.2017 № 286/1, от 28.04.2017 № 427/1.
В связи с этим, действия ГМУП «Тепловые сети» по начислению ИП <…> дополнительной, помимо установленного тарифа на услуги по теплоснабжению, платы за технологические потери в тепловых сетях, находящихся за пределами границ его эксплуатационной ответственности, являются незаконными, поскольку прямо нарушают ч. 3 ст. 9 Закона о теплоснабжении и абз. 6 п. 1 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Одновременно с этим, указанные действия ГМУП «Тепловые сети» имеют своим результатом ущемление интересов ИП <…> в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагают на нее не предусмотренную законом обязанность по дополнительной оплате технологических потерь в тепловых сетях, находящихся за пределами границ эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации, что приводит к экономически необоснованному увеличению для ИП <…> платы за услуги по теплоснабжению.
При таких обстоятельствах, действия ГМУП «Тепловые сети» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (часть 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, абзац 6 пункта 1 Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя) путем незаконного начисления ИП <…> дополнительной платы за технологические потери в тепловых сетях, находящихся за пределами границ эксплуатационной ответственности ГМУП «Тепловые сети», что привело к ущемлению её интересов в сфере предпринимательской деятельности, решением Комиссии Управления от 01.06.2017 по делу № 165-10К о нарушении антимонопольного законодательства признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьей 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Согласно п.6.1. 6.2, 6.3 и 6.4 Устава ГМУП «Тепловые сети» предприятие возглавляет директор, который добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, действует на принципе единоначалия и несет ответственность перед учредителем за последствия своих действий в соответствии с законами, иными правовыми актами Российской Федерации, Воронежской области, а также организует работу предприятия.
В соответствии с должностной инструкцией от 10.02.2016 директор ГМУП «Тепловые сети» несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, именно директор ГМУП «Тепловые сети», как единоличный исполнительный орган, обязан организовать/обеспечить соблюдение ГМУП «Тепловые сети» требований антимонопольного законодательства, в том числе не допускать действия, результатом которых может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.
Должность директора ГМУП «Тепловые сети» занимает <…> (согласно распоряжению Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области № 95-р (л) от 23.04.2013).
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия <…> ГМУП «Тепловые сети» <…>, признанные злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, приведшие к нарушению возглавляемой им организации установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем незаконного начисления ИП <…> дополнительной платы за технологические потери при передаче тепловой энергии, что привело к ущемлению её интересов в сфере предпринимательской деятельности, содержит в себе состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
С учетом указанных обстоятельств, вина <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> в совершении им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит свое фактическое подтверждение в полном объеме.
Следовательно, довод <…> о том, что в действиях ГМУП «Тепловые сети» по начислению ИП <…> дополнительной платы за технологические потери при передаче тепловой энергии не было умысла, отклоняется как несостоятельный, поскольку наличие умысла при установлении состава административного правонарушения в отношении должностного лица, учитывая положения статьи 2.4 КоАП РФ, не требуется.
Административное правонарушение, совершенное <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в лишение ИП <…> как субъекта малого предпринимательства права на получение/оплату услуги по теплоснабжению по экономически обоснованному тарифу.
Следовательно, довод <…> о том, что действиями ГМУП «Тепловые сети» по начислению ИП <…> дополнительной платы за технологические потери при передаче тепловой энергии ущерба ИП <…> не причинено, отклоняется как несостоятельный, поскольку лишение предпринимателя права на получение/оплату услуги по теплоснабжению по экономически обоснованному тарифу имеет своим результатом образование необоснованной задолженности и введения ограничения оказания услуг по теплоснабжению.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> от административной ответственности.
В ходе рассмотрения настоящего дела в действиях директора ГМУП «Тепловые сети» <…> установлено наличие одного смягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 7 статьи 4.2 КоАП РФ (добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, так как <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> до вынесения настоящего постановления исполнил в полном объеме предписания Управления от 01.06.2017 исх. № 04-16/2354 об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; от 01.06.2017 № 04-16/2353 о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции).
В ходе рассмотрения настоящего дела в действиях <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> установлено наличие одного отягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ (повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения).
27.04.2016 постановлением по делу № 79.04-14.31 об административном правонарушении <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> был подвергнут административному наказанию по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ. Указанное постановление исполнено в полном объеме 24.01.2017.
В период с 30.11.2016 по 28.04.2017 <…> ГМУП «Тепловые сети» <…> повторно совершило однородное административное правонарушение до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления по делу № 79.04-14.31 об административном правонарушении, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность <…>.
Учитывая необходимость соблюдения баланса при назначении административного наказания, считаю необходимым назначить минимальную санкцию, предусмотренную частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать <…> Грибановского муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. (Двадцати тысяч рублей ноль копеек).
2. Направить <…> Грибановского муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» <…> настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа – административный штраф по делу № 115.04-14.31

Связанные организации

Связанные организации не указаны