Решение б/н Решение от 28.02.2017 года по делу №134-з от 6 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит плюс» на действия заказчика - Администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области, уполномоченного органа - Финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракты на выполнение работ по устройству тротуаров в с. Подгорное Подгоренского района Воронежской области (извещение № 0131300044317000001)
(дело № 134-з)
28.02.2017г.                                                                                                          г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области <…>;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя - ООО «Профит плюс»,
рассмотрев жалобу ООО «Профит плюс» на действия заказчика - Администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области, уполномоченного органа - Финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракты на выполнение работ по устройству тротуаров в с. Подгорное Подгоренского района Воронежской области (извещение № 0131300044317000001) (далее - аукцион), установила:
20.02.2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «Профит плюс» (далее — заявитель) на действия заказчика - Администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области (далее — заказчик), уполномоченного органа - Финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области (далее - уполномоченный орган), выразившиеся:
- в неустановлении в документации об аукционе требований, предусмотренных пунктами: 7, 7.1, 10 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- установлении в документации об аукционе требований, влекущих ограничение доступа к участию в аукционе, а именно: требований, к химическому составу и показателям материалов, значения которых становятся известны при испытании определенной партии  товара (Масса на единицу поверхности, Предел прочности при растяжении, Удлинение при максимальной нагрузке, Прочность при 5%-ном удлинении, Прочность на отрыв, Содержание глины в комках, Содержание пылевидных и глинистых частиц, Полный остаток на сите и пр.).
Представитель уполномоченного органа считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
03.02.2017 года уполномоченным органом в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 5536511, 62 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ЗАО «Сбербанк-АСТ».
Документация об аукционе утверждена заказчиком, согласована уполномоченным органом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В силу требований ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Требования к участникам закупки установлены в п. 1.1.5 раздела 1 части I документации об аукционе (с изменениями от 16.02.2017 года).
Подпунктом 5 п. 1.1.5 раздела 1 части I документации об аукционе установлено требование: «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение, в отношении указанных физических лиц, наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом электронного аукциона, и административного наказания в виде дисквалификации».
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушение ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в документации об аукционе предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ требования к участникам закупки в части отсутствия судимости за преступления в сфере экономики, предусмотренные статьями: 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 31  Закона № 44-ФЗ заказчик устанавливает требования к участникам закупки: «участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В документацией об аукционе не установлено требование, предусмотренное п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушение ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в документации об аукционе требования к участникам закупки, предусмотренного п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик устанавливает требования к участникам закупки: «участник закупки не является офшорной компанией».
Подпунктом 9 п. 1.1.5 раздела 1 части I документации об аукционе установлено требование: «участник закупки не является офшорной компанией».
Таким образом, довод жалобы о неустановлении в документации об аукционе требования, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не нашел своего подтверждения.
Согласно п.п.1 ч.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.п. б п. 3 ч. 3 ст.66 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Наименование и описание объекта закупки представлены в техническом задании (часть III документации об аукционе. Техническая часть).
В соответствии с п. 9 технического задания: «Предлагаемые Подрядчиком материалы должны соответствовать ГОСТ, ТУ, СНиП, нормам пожарной безопасности, иметь соответствующие сертификаты соответствия, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество».
В части III документации об аукционе содержатся требования к применяемым при осуществлении работ материалам (далее — Требования к материалам), а именно:

п/п

№ЛСР и позиции

применяемый материал

характеристики

1

ЛСР п.3

Нетканый термоскрепленный геотекстиль TERRAM 500 uv или эквивалент

Масса на единицу поверхности, г/м2: 65-90

Предел прочности при растяжении, кН/м: 3,0-6,0

Удлинение при максимальной нагрузке, %: 25-35

Прочность при 5%-ном удлинении, кН/м: 1,3-2,6

Прочность на отрыв, Н: 175-225

Скоростной индекс VIH50, 10-4м/сек: 150

2

ЛСР п.5

Песок природный для строительных работ

средник (класс песка – I)

ГОСТ 8736-2014

Модуль крупности, Мк: 2,0-2,5

Полный остаток на сите №063, в процентах по массе: от 30 до 45

Содержание зерен крупностью (свыше 10 мм), в процентах по массе: не более 0,5

Содержание зерен крупностью (свыше 5 мм), в процентах по массе: не более 5

Содержание пылевидных и глинистых частиц, в процентах по массе: не более 2

Содержание глины в комках, в процентах по массе: не более 0,25

3

ЛСР п.12

Бетон тяжелый, класс В15 (М200)

ГОСТ 26633-2015

класс прочности на сжатие должен быть В15

4

ЛСР п.13

Раствор готовый кладочный цементно-известковый марки 100

Цемент  М 400

ГОСТ 10178-85

 

Портландцемент (без минеральных добавок)

Марка цемента не менее 400

Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток, МПа (кгс/см2): 5,4 (55)-5,9(60) 

Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток, МПа (кгс/см2): 39,2(400)-49,0(500)

Песок природный для строительных работ средний

ГОСТ 8736-2014

Класс песка – I

Модуль крупности, Мк: 2,0-2,5

Содержание глины в комках, в % по массе: не более 0,25

Содержание пылевидных и глинистых частиц, в % по массе: не более 2 

5

ЛСР п.14

Камни бортовые БР 100.20.8 ГОСТ 6665-91

Класс бетона по прочности на сжатие – В22,5

Справочная масса, т: не менее 0,04

Камни должны быть прочными и трещиностойкими

Ознакомившись с содержанием Требований к материалам, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В пунктах 2, 4 Требований к материалам указаны цифровые значения показателей песка природного для строительных работ: «Модуль крупности, Полный остаток на сите»; «Содержание глины в комках», «Содержание пылевидных и глинистых частиц».
Согласно пунктам 5, 6 ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» (введен в действие 01.04.2015 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2014 г. № 1641-ст) испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88 «Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Методы испытаний» (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 5 октября 1988 г. № 203).
В соответствии с ГОСТ 8735-88 при проведении испытания песка определяются показатели: зерновой состав и модуль крупности, содержание глины в комках, содержание пылевидных и глинистых частиц и т. д.
Согласно ГОСТ 8735-88 для проведения испытаний отбирают точечные пробы, из которых путем смешивания получают одну объединенную пробу от сменной продукции каждой технологической линии. Зерновой состав определяют путем рассева песка на стандартном наборе сит, по результатам просеивания определяют частные остатки на каждом сите по формуле. Содержание глины в комках определяют путем отбора частиц, отличающихся от зерен песка вязкостью. Содержание комков глины в каждой навеске песка в процентах определяют по формулам. Содержание пылевидных и глинистых частиц устанавливается по изменению массы песка после отмучивания частиц крупностью до 0,05 мм, по формуле. За результат испытаний принимают среднее арифметическое значение параллельных определений, предусмотренных для соответствующего метода.
Из изложенного следует, что результаты испытаний проб песка не являются показателями характеристик материала при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона № 44-ФЗ, поскольку не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, осуществляются на определенные партии товара и становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Комиссией Воронежского УФАС России принято во внимание то обстоятельство, что Закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования документации об аукционе о подробном описании в заявке на участие в аукционе показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, влекут ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, выразившихся в установлении пунктах 2, 4 Требований к материалам (часть III документации об аукционе. Техническая часть) требований к применяемым материалам (песок природный для строительных работ), влекущим за собой ограничение доступа к участию в  аукционе, а именно: «Модуль крупности, Полный остаток на сите»; «Содержание глины в комках», «Содержание пылевидных и глинистых частиц».
Также Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
В пункте 1 Требований к материалам указаны значения показателей для материала: «Нетканый термоскрепленный геотекстиль TERRAM 500 uv или эквивалент»: Масса на единицу поверхности, Предел прочности при растяжении, Удлинение при максимальной нагрузке, Прочность при 5%-ном удлинении, Прочность на отрыв, Скоростной индекс.
ГОСТ 15902.3-79 «Полотна нетканые. Методы определения прочности» (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.04.79 № 1298) установлены методы определения показателей: предел прочности при растяжении, удлинении, расслаивании, раздирании и т.д материала «Полотна нетканые». Проведение испытаний осуществляется на отобранных образцах материала (пробах) с применением специальной аппаратуры.
Таким образом, указанные в пункте 1 Требований к материалам показатели материала: «Нетканый термоскрепленный геотекстиль TERRAM 500 uv» становятся известными при испытании образцов товара.
В пункте 4 Требований к материалам указаны значения показателей для материала: «Раствор готовый кладочный цементно-известковый марки 100, Цемент М 400 ГОСТ 10178-85: Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток, МПа (кгс/см2): 5,4 (55)-5,9(60); Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток, МПа (кгс/см2): 39,2(400)-49,0(500.)
В ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и Шлакопортландцемент. Технические условия» (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 10.07.85 № 116). В таблице 2 ГОСТ 10178-85 приведены минимальные значения предела прочности цемента при изгибе и сжатии.
В соответствии с п.п.3.1. п.3 ГОСТ 10178-85 определение физико-механических свойств цементов производят по ГОСТ 310.1 (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 14.10.76 № 169). Данным ГОСТ 310.1 установлены общие положения при испытании цементов всех видов для определения их физико-механических свойств, в том числе, предела прочности при изгибе и сжатии образцов, изготовленных из цементного раствора.
Следовательно, показатели материала, предусмотренного в пункте 4 Требований к материалам (Цемент М 400) становятся известными при испытании образцов товара.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, выразившихся в установлении в Требованиях к материалам (часть III документации об аукционе. Техническая часть) пункт 1: «Нетканый термоскрепленный геотекстиль TERRAM 500 uv или эквивалент»; пункт 4: «Цемент М 400 ГОСТ 10178-85» требований к применяемым материалам, влекущим за собой ограничение доступа к участию в аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО «Профит плюс» на действия заказчика - Администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области, уполномоченного органа - Финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракты на выполнение работ по устройству тротуаров в с. Подгорное Подгоренского района Воронежской области (извещение № 0131300044317000001) обоснованной частично.
2. Признать в действиях заказчика - Администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области нарушения: ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в неустановлении в документации об аукционе требований, предусмотренных п. 7, 7.1  ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ; п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в установлении пунктах 1, 2, 4 Требований к материалам (часть III документации об аукционе. Техническая часть) требований к применяемым материалам, влекущим за собой ограничение доступа к участию в аукционе.
3. Признать в действиях уполномоченного органа - Финансового отдела администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области нарушений: ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в неустановлении в документации об аукционе требований, предусмотренных п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ; п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, выразившиеся в установлении пунктах 1, 2, 4 Требований к материалам (часть III документации об аукционе. Техническая часть) требований к применяемым материалам, влекущим за собой ограничение доступа к участию в  аукционе.
4. Выдать заказчику - Администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
5. Выдать уполномоченному органу - Финансовому отделу администрации Подгоренского муниципального района Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
6. Оператору электронной торговой площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» предоставить уполномоченному органу возможность внесения изменений в документацию об аукционе.
7. Передать соответствующему должностному лицу отдела контроля в сфере закупок Воронежского УФАС России материалы дела № 134-з для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена 28.02.2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03.03.2017 года.
Председатель Комиссии                                                                           Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии                                                                                        Н.И. Сисева
                                                                                                                 Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны