Решение б/н Решение от 19.02.2015 года по делу №14-9р от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 14-9р
19 февраля 2015 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Рохмистров В.В. – руководитель управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 14-9р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Касса Взаимопомощи» (394042, г. Воронеж, Проспект Ленинский, 133, Нежилое встроенное помещение IV в Лит. А,) требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – директора ООО «Касса Взаимопомощи» <…>, установила:
На основании распоряжения Воронежского УФАС России № 03-16/5084 от 28.11.2014 года, была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Касса Взаимопомощи».
В ходе проведения проверки установлено следующее:
13 ноября 2014 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение рекламы «ООО Касса ВЗАИМОПОМОЩИ вместе в трудную минуту займы до 7500 1% в день оформление 15 мин без залога без поручителей Режим работы: пн - пт: 9:00-19:00/…/» (далее – рассматриваемая реклама), с использованием рекламного баннера, размещенного на фасаде здания (1 этаж), расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, д. 59, о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 13.11.2014 года с приложением фотоматериалов.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются ООО «Касса Взаимопомощи» и финансовая услуга – займы до 7500 рублей.
29.01.2015 года в отношении ООО «Касса Взаимопомощи» вынесено определение о возбуждении дела № 14-9р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 19.02.2015 года.
ООО «Касса Взаимопомощи» были предоставлены документы от 15.12.2014 исх. № 15.12/0-1 (вх № 01-11/16 от 14.01.2015), от 20.01.2015 исх. № 20.01/0-3 (вх. № 01-11/34 от  20.01.2015). В письменном объяснении от 12.02.2015 года ООО «Касса Взаимопомощи» сообщило следующее: «На Ваш запрос о предоставлении объяснений по признакам нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе», № 03-16/281 от 29.01.2015 в соответствии с распоряжением Воронежского УФАС России о проведении проверки от 28.11.2014 года № 03-16/5084 можем пояснить следующее: оригинал-макет вывески ООО Касса ВЗАИМОПОМОЩИ вместе в трудную минуту  займы до 7500 1% в день оформление 15 мин без залога без поручителей Режим работы: пн - пт: 9:00-19:00/…/», не сохранился. Указанная вывеска была размещена 30.03.2012 года по адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, д. 59, (1 этаж), на стекле рамы офиса, арендуемого ООО «Касса Взаимопомощи», с помощью наклейки самоклеющейся бумаги и не являлась рекламой, так как согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.10.2008 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Для устранения разночтения 22.12.2014 года из вывески были убраны слова « займы до 7500 1% в день оформление 15 мин без залога без поручителей». На заседании Комиссии директор ООО «Касса Взаимопомощи» Бутусов В.В. поддержал доводы, изложенные в объяснениях от 12.02.2015 года №12.02/0-2.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Касса Взаимопомощи» Комиссия установила следующее.
В Правилах предоставления займов (микрозаймов) физическим лицам, утвержденных 01.10.2014 года ООО «Касса Взаимопомощи», содержится следующая информация (письмо вх. №01-11/16 от 14.01.2015 года):
- заемщик является гражданином РФ;
- заемщик достиг возраста 20 лет;
- стаж по постоянному месту работы не менее 3-х месяцев или пенсионер;
- отсутствие у заемщика судимости;
- заемщик имеет постоянную регистрацию в регионе предоставления займа.
Общество предоставляет Клиентам займы (микрозаймы) в следующих суммах и сроки:
1. При первом обращении:
- срок займа (микрозайма) - от 10(десяти) дней до 1 (одного) месяца, под 1 (один процент в день);
- минимальная сумма займа – 1000 (одна) тысяча рублей;
- максимальная сумма займа – 5000 (пять тысяч рублей);
2. При повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору, Клиенту предоставляется Заем (микрозаем) на следующих условиях:
- срок займа (микрозайма) – от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца, под 1 (один) процент в день;
- минимальная сумма займа – 1000 (одна) тысяча рублей;
- максимальная сумма займа – 15000 (пятнадцать) тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламе не указан срок займа (при первом обращении  срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - срок займа (микрозайма) – от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца), минимальная сумма займа (при первом обращении - 1000 (одна) тысяча рублей; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 1000 (одна) тысяча рублей), максимальная сумма займа (при первом обращении - 5000 (пять тысяч рублей) при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 15000 (пятнадцать) тысяч рублей).
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения займа: сроке займа (при первом обращении  срок займа (микрозайма) - от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - срок займа (микрозайма) – от 10 (десяти) дней до 1 (одного) месяца), минимальной сумме займа (при первом обращении - 1000 (одна) тысяча рублей; при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 1000 (одна) тысяча рублей), максимальной сумме займа (при первом обращении - 5000 (пять тысяч рублей) при повторном (последующем) обращении, при условии добросовестного исполнения обязательств по первому договору - 15000 (пятнадцать) тысяч рублей), заемщик является гражданином РФ, заемщик достиг возраста 20 лет, стаж по постоянному месту работы не менее 3-х месяцев или пенсионер, отсутствие у заемщика судимости, заемщик имеет постоянную регистрацию в регионе предоставления займа, что приводит к искажению смысла рекламы и может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу № А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу № А14-3247/2009/55/10).
Таким образом, рассматриваемая реклама ООО «Касса Взаимопомощи» содержит нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку ООО «Касса Взаимопомощи» определило содержание рекламы, Общество в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
На момент вынесения настоящего Решения, распространение вышеуказанной рекламы прекращено.
Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь частью 1 статьи  36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ООО Касса ВЗАИМОПОМОЩИ вместе в трудную минуту займы до 7500 1% в день оформление 15 мин без залога без поручителей Режим работы: пн - пт: 9:00-19:00/…/», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Не выдавать ООО «Касса Взаимопомощи»  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            В.В. Рохмистров
Члены Комиссии                                                                        О.Г. Козинина
                                                                                                 О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны