Решение б/н Решение от 06.05.2015 года по делу №142-з от 3 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Росгосстрах» на действия государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области»
(дело № 142-з)
06.05.2015г.                                                                                                            г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок  в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, зам. руководителя-начальник  отдела;   Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителя ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области»: <…>; <…>;
в присутствии представителя ООО «Росгосстрах»: <…>; <…>;
рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» на действия государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области» в части несоблюдения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств для собственных нужд (реестровый номер <...> ), установила:
27.04.2015г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Росгосстрах» (далее — Заявитель) на действия государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области» в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств для собственных нужд (реестровый номер <...> ) (далее — конкурс).
По мнению Заявителя были нарушены его права и законные интересы вследствие незаконного допуска к участию в конкурсе заявки ОАО «Страховое общество газовой промышленности» в конкурсной заявке которого не содержалось обязательно предусмотренного Законом о контрактной системе документа, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки и документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника, а также не применения установленного конкурсной документацией правил оценки заявок, окончательных предложений по критерию «Цена контракта» при осуществлении оценки конкурсных заявок участников.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении конкурса на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств для собственных нужд (реестровый номер <...> ) размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) 30.03.2015г.
В соответствии с пп. в п.1 ч.2 ст.51, п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Аналогичное требование содержится в п.14 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе» раздела 1.2 «Информационная карта» конкурсной документации.
Согласно ч.2 ст.53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
22.04.2015г. конкурсной комиссией принято решение, оформленное протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о допуске к участию в конкурсе участника закупки - ОАО «Страховое общество газовой промышленности». Согласно указанного протокола, победителем открытого конкурса был признан участник ОАО «Страховое общество газовой промышленности», которому был присвоен 1 номер заявки, 2 номер заявки был присвоен участнику - ЗАО «Страховая бизнес группа», 3 номер заявки присвоен ООО «Росгосстрах» и 4 номер заявке ОАО «Альфастрахование».
Как следует из журнала регистрации поступления заявок на участие открытом конкурсе, ранее всех поступила заявка 1 (ОАО «Страховое общество газовой промышленности» на бумажном носителе 31.03.2015г. в 08:38. Заявка 3 (ООО «Росгосстрах») поступила на бумажном носителе 07.04.2015 г. в 13:33.
Руководствуясь п. 6 ст. 42, ст. 50 Закона о контрактной системе, Информационной картой Конкурсной документации предусмотрены даты начала и окончания срока подачи заявок, а именно: с 31.03.2015г. (в рабочие дни: пн. - чт.: с 08:30 часов до 12:00 часов и с 12 часов 45 минут до 16:30 часов; пт.: с 8:30 часов до 12 часов и с 12 часов 45 минут до 15 часов 30 минут) до 20.04.2015г до 14:00 часов.
Согласно извещения, датой и временем начала подачи заявок является 31.03.2015г. 08 часов 30 минут.
Кроме того, согласно журналу регистрации входящих заявок, 14.04.2015г. в 14:58 на бумажном носителе поступили изменения к заявке 1 - ОАО «Страховое общество газовой промышленности».
В результате анализа представленной при рассмотрении жалобы заявки ОАО «Страховое общество газовой промышленности» установлено, что в состав поступивших 14.04.2015г. изменений входило, в том числе, платежное поручение с отметкой банка о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе от 06.04.2015г. №11388, а также  документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника (доверенность №Д-32/15 от 24.03.2015г.).
Исходя из состава конкурсной заявки ОАО «Страховое общество газовой промышленности», первоначальная заявка ОАО «Страховое общество газовой промышленности» не содержала платежного поручения, которое бы подтверждало перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки, которое в свою очередь требует Закон о контрактной системе (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона) и конкурсная документация (п. 14 Информационной карты).
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе императивно установлено какие именно документы должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, в частности пунктом 5 данной нормы установлено, что документом, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, является платежное поручение с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения. Кроме того, пп.в п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности.
В соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.
При этом согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
Таким образом, участник закупки имеет право на внесение изменений в поданную им заявку, которая изначально уже содержит весь необходимый комплект документов, предусмотренный Законом о контрактной системе и конкурсной документацией. Изменение может быть выражено в замене одного документа в составе заявки другим либо в предложении новых условий исполнения контракта (например, цены).
При этом процедура дополнения заявки на участие в конкурсе (восполнение недостающих документов, изначально отсутствующих в заявке) Законом о контрактной системе не предусмотрена, соответствующее право участникам закупки не предоставлено.
С учетом установленного частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе порядка присвоения порядковых номеров при оценке заявок на участие в конкурсе, содержащих одинаковые условия исполнения контракта, исходя из времени их поступления (меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок), дополнение ранее поданных заявок недостающими документами приводит к неисполнению участниками конкурса требований части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и к получению необоснованного преимущества при проведении открытого конкурса перед иными добросовестными участниками закупки, которые изначально представили заявки, содержащие все необходимые документы.
Такое поведение участника закупки является злоупотреблением правом, предусмотренным статьей 43 Закона о контрактной системе, и было обусловлено исключительно стремлением подать заявку на участие в конкурсе ранее других участников с целью получения для себя конкурентных преимуществ на процедуре оценки заявок.
Учитывая вышеизложенное, конкурсная комиссия Заказчика не имела оснований расценивать представленный впоследствии (14.04.2015г.) документ об обеспечении заявки ОАО «Страховое общество газовой промышленности» в качестве изменений в ранее поданную заявку, поскольку в ней изначально не содержалось платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств, а также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, следовательно, участник конкурса фактически дополнил свою заявку (что не предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе), а не изменил ее. Соответственно, на процедуре рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия Заказчика должна была, руководствуясь частями 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, отклонить заявку ОАО «Страховое общество газовой промышленности», как несоответствующую требованиям, указанным в конкурсной документации, по причине непредставления документа, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки и документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника и отказать данному участнику закупки в допуске к участию в конкурсе.
Однако согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.04.2015г. конкурсная комиссия Заказчика признала заявку ОАО «Страховое общество газовой промышленности» надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации и впоследствии ОАО «Страховое общество газовой промышленности» было признано победителем конкурса как участник закупки, подавший заявку ранее других.
Таким образом, в действиях конкурсной комиссии государственного заказчика содержатся нарушения частей 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившиеся в признании надлежащей заявки, не соответствующей требованиям конкурсной документации, и допуске к участию в конкурсе подавшего ее участника закупки - ОАО «Страховое общество газовой промышленности».
Кроме того, в процессе рассмотрения жалобы Заявителя было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 9 частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно приложению к информационной карте «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки» документации об аукционе установлены наименования критериев оценки заявок, их показатели и значимости, формулы по которым определяется количество баллов присуждаемых заявке по каждому критерию. Кроме того, оценка заявок осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. №1065 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с чч.4,5 ст.53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с п.5 ч.10 ст.53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация о порядке оценки заявок на участие в конкурсе.
Изучив протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.04.2015г. для закупки № 0331100005315000010, Комиссия установила, что согласно п.5.2 указанного протокола, конкурсная комиссия осуществила оценку заявок для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации с присвоением заявкам значения по каждому из критериев оценки с использованием формул по которым определяется количество баллов присуждаемых заявке по каждому критерию. Кроме того, в приложении №1 «Оценка предложений участников по критериям оценок» к протоколу содержится информация о присвоении оценки заявке по каждому критерию.
Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с приложением к информационной карте «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки» установлены критерии оценки заявок и их значимости, а именно:
стоимостные критерии оценки - 60%;
нестоимостные критерии оценки — 40%.
Кроме того в вышеназванном приложении указано, что предложения участников по цене контракта признаются равными и каждой заявке присваивается максимальное количество баллов по критерию «Цена контракта» - 100 баллов. По мнению представителей Заказчика, а также согласно положениям конкурсной документации это связано с тем, что расчет страховой премии устанавливается Постановление Правительства РФ от 08.12.2005г. №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
В соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения).
Таким образом, из анализа вышеназванных норм законодательства об ОСАГО следует, что страховщики наделены законным правом устанавливать страховые тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений. Следовательно, страховая премия по определенному парку автомобилей может отличаться у страховщиков и не будет фиксированной.
Необходимо отметить, что Постановление Правительства РФ от 08.12.2005г. №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в настоящий момент является не действующим.
Учитывая, что участниками конкурса предложены различные цены контрактов, то согласно установленным Заказчиком в конкурсной документации формулам количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Цена контракта» должно отличаться по каждой заявке.
Таким образом, конкурсная комиссия государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области» нарушила ч.2, ч.5, ч.7, ч.8 ст.53 Закона о контрактной системе, в части применения порядка оценки заявок на участие в конкурсе установленного конкурсной документацией.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО «Росгосстрах» на действия государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области» в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств для собственных нужд (реестровый номер <...> ) обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области» нарушения частей 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившиеся в признании надлежащей заявки, не соответствующей требованиям конкурсной документации, и допуске к участию в конкурсе подавшего ее участника закупки - ОАО «Страховое общество газовой промышленности», а также ч.2, ч.5, ч.7, ч.8 ст.53 Закона о контрактной системе, в части применения порядка оценки заявок на участие в конкурсе установленного конкурсной документацией.
3. Выдать конкурсной комиссии государственного заказчика — ФГБУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Воронежской области» предписание об устранении нарушений ч.2, ч.3, ч.5, ч.7, ч.8 ст.53 Закона о контрактной системе.
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 12.05.2015 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                                  Д.Ю. Чушкин
Член Комиссии                                                                                                Е.Л. Яковлева
Член Комиссии                                                                                                Р.В. Колмаков

Связанные организации

Связанные организации не указаны