Решение б/н Решение от 29.04.2016 года по делу №148-з от 7 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области
(дело № 148-з)
29.04.2016г.                                                                                                            г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителя Администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области <…>,
в отсутствии надлежащим образом уведомленного Заявителя - ООО «СТРОЙИНВЕСТ»,
рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области при проведении закупки на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей канализации г. Боброва и пос. Ясенки Бобровского района Воронежской области (№ извещения 0131300045216000038), установила:
19.04.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области при проведении закупки на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей канализации г. Боброва и пос. Ясенки Бобровского района Воронежской области (№ извещения 0131300045216000038).
По мнению Заявителя, документация об аукционе разработана с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно:
1) указания на товарные знаки применяемых материалов без сопровождения словами «или эквивалент»;
2) в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, без указания возможности обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК;
3) не установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение № 0131300045216000038 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по строительству и реконструкции сетей канализации.
1) Правила описания объекта закупки регулируется статьей 33 Закона о контрактной системе, согласно которой, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В требованиях к применяемым материалам закупочной документации заказчиком предусмотрено использование задвижки фланцевой с электропроводом AUMA SA, затвора дискового поворотного SYLAX (VFY-WH) 065В7355, насосный агрегат Amarex KRT F 80-251|172UG-S.
Вместе с тем, в части III Наименование и описание объекта закупки документации об аукционе содержится оговорка о том, что при указании в техническом задании товарных знаков они автоматически сопровождаются словами «или эквивалент».
В связи с чем, комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, в части указания на товарные знаки.
2) Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки в числе прочего должна содержаться информация, в том числе, и о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 закона).
В пункте 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что в документации об электронном аукционе в числе прочего должны быть указаны размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В части 1 статьи 96 закона о контрактной системе указано, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В части 6 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ указано: размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что законом установлены требования об установлении заказчиком размера обеспечения исполнения контракта только в Извещении и Документации об электронном аукционе; в проекте же государственного контракта заказчиком должно быть установлено только само требование обеспечения контракта; непосредственный размер соответствующего обеспечения исполнения контракта установлен в части 6 статьи 96 закона. При этом, в данной норме способ установления соответствующего размера определен только в процентах.
В силу ч.1 ст. 37 закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч.4 ст. 37 Закона, обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
Также случаи и порядок применения антидемпинговых правил предусмотрены в п. 30 Информационной карты документации и Разделом 6 Общей части документации о закупке.
Закон о контрактной системе не содержит обязанности заказчика прописывать в проекте контракта размер обеспечения исполнения контракта увеличенный с учетом применения антидемпинговых мер.
Вместе с тем, после того как выявлен победитель аукциона, заказчику необходимо уточнить размер обеспечения с учетом антидемпинговых правил. Если к данному победителю применяются антидемпинговые меры, размер обеспечения контракта увеличивается и контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полном размере (ч. 1 и 4 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
На основании вышеизложенного, комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в данной части в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
3) Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление №99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из анализа ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе и  Постановления №99 по смыслу названных норм законодательства РФ следует, что дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком при проведении следующих способов закупок:  конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов, а также всех видов аукционов, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, требование о наличии опыта предъявляются к участникам закупки при проведении закупочных процедур на выполнение работ строительных включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2 ОК 034-2014, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона указан код  ОКПД2 42.21.22.110, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 36016666,00 рублей, в связи с чем заказчику необходимо установить в документации об электронном аукционе дополнительные требования, предусмотренные п.2 приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015г. №99.
Изучив положения документации об аукционе, а также требования к участникам закупки, установленные в ней, Комиссией было установлено отсутствие дополнительных требований к участникам о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в части не установления в документации об аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссией было установлено, Заявитель заявку на участие в аукционе не подавал, за разъяснениями положений документации об аукционе к заказчику не обращался, тем самым не представил доказательств о нарушении прав Заявителя, документов и сведений о намерении участвовать в вышеназванном аукционе и претендовать на заключение соответствующего контракта, а также копий разрешительных документов, требуемых в соответствии с документацией об аукционе (свидетельство СРО, лицензии и т. д.) не направлял, явку представителя для принятия участия в рассмотрении жалобы и обоснования позиций указанных в жалобе не обеспечил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок решила:
1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Администрацию Бобровского муниципального района Воронежской области при проведении закупки на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей канализации г. Боброва и пос. Ясенки Бобровского района Воронежской области (№ извещения 0131300045216000038) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области нарушения п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации об аукционе дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая результаты проведенной государственным заказчиком — Администрацией Бобровского муниципального района Воронежской области закупки (реестровый номер торгов 0131300045216000038) предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 26.04.2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 29.04.2016г.
Председатель Комиссии                                                                                  Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии                                                                                         Ю.В. Рощупкина
                                                                                                                         Т.В. Артемьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны