Решение б/н Решение от 04.07.2013 года по делу №154-10К от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства
04 июля 2013 г.                                                                                        г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04.07.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Воронежоблгаз» (г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 50 А, далее – ОАО «Воронежоблгаз») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, что привело к ущемлению интересов указанных лиц, в присутствии:
ИП <…>, проживающего по адресу: <…>,
от ОАО «Воронежоблгаз» – <…>, установила:
29.04.2013 г. в Управление поступило заявление (25.04.2013 г. № 43) ИП <…> в отношении ОАО «Воронежоблгаз» в связи с необоснованным уклонением от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих ряду граждан, проживающих в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области.
Из заявления и приложенных к нему материалов следует, что 18.02.2013 г. гр. <…> (входящий номер <...> ), 15.02.2013 г. гр. <…> (входящий номер <...> ), 08.04.2013 г. — <…> (входящий номер <...> ), <…> (входящий номер <...> ) и <…> (входящий номер <...> ) обратились в адрес филиала «Новохоперскгаз» ОАО «Воронежоблгаз»  с заявлением о предоставлении проекта технических условий на присоединение к газовым сетям принадлежащих им жилых домов, расположенных в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области. Однако ОАО «Воронежоблгаз» в срок, установленный действующим законодательством (Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83), не выдало указанным гражданам технические условия на присоединение к газовым сетям жилых домов, что явилось поводом для обращения в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов Управлением в отношении ОАО «Воронежоблгаз» возбуждено дело № 154 10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, что привело к ущемлению интересов указанных лиц.
Рассмотрение дела № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.05.2013 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, а также с целью привлечения к участию в деле заинтересованных лиц гр. <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, рассмотрение дела № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства отлагалось до 13.05.2013 г.
13.05.2013 г. в рассмотрении дела № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 20.06.2013 г.
В ходе рассмотрения настоящего дела с учетом имеющихся материалов, Комиссия Управления считает необходимым уточнить квалификацию действий ОАО «Воронежоблгаз», а именно рассмотрению и правовой оценке на предмет соответствия антимонопольного законодательства подлежит обоснованность уклонения ОАО «Воронежоблгаз» от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, <…>, <…>, <…> в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 срок, что привело к ущемлению интересов указанных лиц.
При рассмотрении дела заявитель и заинтересованные лица в своих письменных пояснениях поддержали позицию, изложенную в заявлении (б/н б/д), при этом заявитель также пояснил, что технические условия на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам гр. <…>, <…>, <…>, <…>, <…> были выданы и утверждены со стороны ОАО «Воронежоблгаз» ИП <…> как представителю по доверенности только 16.05.2013 г., то есть с просрочкой в  42 дня для гр. <…>, в 43 дня для гр. <…>, и в 8 дней для гр. <…>, <…> и <…>.
ОАО «Воронежоблгаз» в своих объяснениях по делу указало, что не уклонялось от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети, технические условия были доступны заявителям в течение 14 дней с даты получения запроса. Однако представитель заявителей ИП <…> обратился в филиал «Новохоперскгаз» ОАО «Воронежоблгаз» за получением технических условий только 16.05.2013 г. Технические условия были выданы на руки в день обращения, за исключением технических условий на присоединение к газовым сетям жилого дома, принадлежащего <…>, так как между ним и ОАО «Воронежоблгаз» был заключен договор на реконструкцию внутридомового газопровода по принципу одного окна в соответствии с техническими условиями от 25.02.2013 г.
От гр. <…> (письмо от 22.05.2013 г. б/н), от гр. <…> (письмо от 24.05.2013 г. б/н), от гр. <…> (письмо от 23.050.2013 г. б/н), от гр. <…> (письмо от 15.05.2013 г. б/н), <…> (от 15.05.2013 г. б/н) была получена информация, согласно которой действия филиала «Новохоперскгаз» ОАО «Воронежоблгаз» нарушают их права и ущемляют их законные интересы, так как без проекта технических условий они лишены возможности подключить свои домовладения к газораспределительной сети для последующего получения услуг по газоснабжению.
10.06.2013 г. <…> сообщил, что в адрес Управления не обращался, подпись на письме от 22.05.2013 г. <…> не принадлежит, а филиал «Новохоперскгаз» ОАО «Воронежоблгаз» не нарушал его прав и законных интересов. 22.05.2013 г. от гр. <…> и <…> были получены письма, в которых указанные граждане сообщали, что по сроку выдачи технических условий претензий к филиалу «Новохоперскгаз» ОАО «Воронежоблгаз» не имеют.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении ОАО «Воронежоблгаз» от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 срок, что привело к ущемлению интересов указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуги по транспортировке газа по трубопроводам относится к сфере естественной монополии.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2011 № 288-э/2 для ОАО «Воронежоблгаз» утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2012 на территории Воронежской области для различных групп потребителей, в том числе для населения.
Учитывая изложенное, ОАО «Воронежоблгаз», в силу ч. 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, фактически оказывая услуги по транспортировке газа, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа для бытовых нужд потребителей в границах своих газораспределительных сетей.
Одновременно с этим, Комиссия Управления учитывает, что транспортировка газа неразрывно связана с технологическим присоединением. Выдача технических условий, присоединение к сетям (системам), эксплуатация сетей (систем), их развитие являются организационно-техническими мероприятиями, проводимыми в соответствии с действующим законодательством в сфере газоснабжения для обеспечения подачи (транспортировки) газа потребителям.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, определение товара производится на основе общероссийских классификаторов в том числе, видов экономической деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КВЭД) выделяет в приложении А «Описание группировок» деятельность с кодом 40.20.2. транспортирование газообразного топлива. Этим классификатором и другими не выделяется деятельность по эксплуатации сетей (систем), присоединения к чему-либо, в том числе к сетям (системам). Таким образом, эксплуатация сетей (систем), присоединение к сетям (системам) не являются самостоятельным видом деятельности.
Процесс транспортировки газа неразрывно связан с процессом технологического присоединения к сетям (системам) и их эксплуатацией.
Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения статьи 539 - 547 ГК РФ. Следовательно, выдача технических условий, технологическое присоединение, эксплуатация сетей не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки газа. При этом услуга по технологическому подключению может быть оказана только той газораспределительной организацией, к газораспределительным сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащее ему газоиспользующее оборудование.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса на выдачу технических условий, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Пункт 9 Правил, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что ОАО «Воронежоблгаз» является организацией, которая осуществляет эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (газораспределительные сети, к которым присоединено газоиспользующее оборудование потребителей).
Из материалов настоящего дела Комиссией Управления установлено, что 18.02.2013 г. гр. <…> (входящий номер <...> ), 15.02.2013 г. гр. <…> (входящий номер <...> ), 08.04.2013 г. — <…> (входящий номер <...> ), <…> (входящий номер <...> ) и <…> (входящий номер <...> ) через представителя <…> обратились в адрес филиала «Новохоперскгаз».
ОАО «Воронежоблгаз» с заявлением о предоставлении проекта технических условий на присоединение к газовым сетям принадлежащих им жилых домов, расположенных в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области.
В связи с чем, в силу п. 9 , ОАО «Воронежоблгаз»  было обязано в течение 14 рабочих дней с даты получения заявления указанных граждан определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к газораспределительным сетям, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям.
Однако технические условия на присоединение к газораспределительным сетям жилых домов, были утверждены <…> филиала «Новохоперскагаз» ОАО «Воронежоблгаз» <…> и представлены представителю только 16 мая 2013 г., то есть с нарушением установленного Правилами срока – 14 рабочих дней с момента получения заявлений гр. <…> (18.02.2013 г.), гр. <…> (15.02.2013 г.), <…> (08.04.2013 г.), <…> 08.04.2013 г.) и <…> (08.04.2013 г.), что подтверждается непосредственной подписью <…> филиала «Новохоперскагаз» ОАО «Воронежоблгаз» <…> и указанной им датой утверждения (16.05.2013 г.) в самих технических условиях.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что непредоставление ОАО «Воронежоблгаз» в адрес указанных лиц по истечении предусмотренного п. 9 Правил срока (14 дней с даты получения заявления) технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, либо мотивированного отказа в выдаче указанных условий свидетельствует о необоснованном уклонении ОАО «Воронежоблгаз» от выдачи указанных технических условий.
Необоснованное уклонение ОАО «Воронежоблгаз» от выдачи в установленный Правилами срок технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…> и <…>, ущемляет интересы указанных лиц, что фактически выражается в необоснованном лишении со стороны ОАО «Воронежоблгаз» гр. <…> и <…> права на своевременное технологическое присоединение к газораспределительным сетям ОАО «Воронежоблгаз», принадлежащего им газоиспользующего оборудования, а также права на получение услуги по газоснабжению. Кроме того, совершенное ОАО «Воронежоблгаз» (являющееся газораспределительной организацией, публично осуществляющей выдачу технических условий на присоединение к сетям газоснабжения) уклонение препятствует свободному перемещению товара - газа для указанных потребителей, гарантированному частью 1 статьи 8 Конституции РФ.
Одновременно с этим, с учетом поступивших в ходе рассмотрения дела № 154-10К о нарушении антимонопольного законодательства пояснений от гр. <…> (10.06.2013 г. б/н),  <…> (22.05.2013 г. б/н), <…> (22.05.2013 г. б/н), Комиссия Управления считает, что интересы указанных граждан не были ущемлены действиями ОАО «Воронежоблгаз».
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что необоснованное уклонение ОАО «Воронежоблгаз» от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…>, в установленный Правилами срок, что привело к ущемлению интересов указанных лиц., является злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод ОАО «Воронежоблгаз» о том, что технические условия были подготовлены в системе 1С: Предприятие и дата, указанная на технических условиях, находится в пределах 14 рабочих дней с момента подачи гражданами <…>, <…> соответствующих заявлений, не может быть принят Комиссией Управления во внимание, поскольку в соответствии с Правилами ОАО «Воронежоблгаз» обязано не только определить (фактически изготовить) в установленный Правилами срок, но и предоставить (вручить, сообщить о готовности и т.д.) в этот же срок технические условия, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий. Однако,  технические условия <…>, <…> были утверждены <…> филиала «Новохоперскагаз» ОАО «Воронежоблгаз» <…>, а соответственно определены и готовы для непосредственного предоставления гражданам только 16.05.2013 г., т.е. с нарушением установленного п. 9 Правил срока.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Учитывая, что ОАО «Воронежоблгаз» являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа для бытовых нужд потребителей в границах своих газораспределительных сетей, в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО «Воронежоблгаз», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований («д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту двух предписаний: о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного уклонения от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гр. <…> и гр. <…>, решила:
1. Признать факт наличия у ОАО «Воронежоблгаз» доминирующего положения на рынке услуг по транспортировке газа для бытовых нужд потребителей в границах своих газораспределительных сетей.
2. Признать необоснованное уклонение ОАО «Воронежоблгаз» от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилых домов, принадлежащих гражданам <…>, <…> в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 срок, что привело к ущемлению интересов указанных лиц, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО «Воронежоблгаз» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного уклонения от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилого дома, принадлежащего гр. <…> в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 срок.
4. Выдать ОАО «Воронежоблгаз» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в целях предупреждения необоснованного уклонения от выдачи технических условий на присоединение к газораспределительной сети жилого дома, принадлежащего гр. <…> в установленный Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 срок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны