Решение б/н Решение от 19.07.2012 года по делу №187-14к/17к от 10 сентября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 187-14к/17к о нарушении антимонопольного законодательства
«19» июля 2012 года                                                                        город Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2012 года
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  Российской Федерации в составе:
председатель Комиссии: <…>,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 187-14к/17к о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, 12а, ИНН 3650004897) (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», Ответчик) части 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» - <…> (далее - представитель ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»), в присутствии представителя заинтересованного лица ОАО «Воронежоблгаз» - <…>, в присутствии представителя заинтересованного лица ООО «ВоронежТехноГазСервис» - <…>, в отсутствие представителя заявителя (уведомлен надлежащим образом), установила:
В Воронежское УФАС России поступило заявление <…> (далее – Заявитель) (вх. № 01-11/314 от 23.03.2012 г.) в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Как следует из заявления, в марте 2012 года потребителям природного газа Воронежской области рассылались квитанции-извещения по оплате за газ, содержащие, в том числе, следующую информацию:
«По вопросам ТО ВДГО необходимо обращаться в филиал «Воронежгаз» ОАО «Воронежоблгаз» по адресу … », «По вопросам ТО ВДГО и установки приборов учета необходимо обращаться: … » (далее – информация,  содержащаяся в квитанции).
По мнению Заявителя информация, содержащаяся в квитанции, имеет признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку обязывает/направляет Заявителя обращаться только в филиал ОАО «Воронежоблгаз», нарушая право выбора Заявителя как потребителя указанных услуг.
В соответствии с Приказом № 129 от 22.06.2012 г. в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» возбуждено дело № 187-14к/17к о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению указанного дела.
Определением № 187-14к/17к от 22.06.2012 года дело № 187-14к/17к назначено к рассмотрению на 05 июля 2012 года в 14 часов 00 минут (мск).
05 июля 2012 года в ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» заявил, что информация, содержащаяся в квитанции, не содержит ни указания на то, что по указанному адресу находится газораспределительная организация, ни выводов о том, что ОАО «Воронежоблгаз» является единственной ГРО в Воронежской области. ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» предоставил своим абонентам информацию о ближайшем месте, где потребитель может получить соответствующую «профессиональную консультацию». Информация, содержащаяся в квитанции, никак не ограничивает право абонента на выбор организации для оказания соответствующих услуг, не несет в себе предложение, по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», о приобретении услуг у ОАО «Воронежоблгаз» и призвана «ускорить и облегчить» реализацию потребителем нормативных требований и его законных прав.
Также, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» заявил, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не осуществляет деятельность по оказанию услуг по ТО ВДГО и установке приборов учета. ООО «ВоронежТехноГазСервис» и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» осуществляют хозяйственную деятельность на разных товарных рынках и не являются конкурентами. Более того, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ОАО «Воронежоблгаз» осуществляют деятельность и занимают доминирующее положение на разных товарных рынках и поэтому их нельзя как группу лиц считать по отношению к ООО «ВоронежТехноГазСервис» конкурентом. Таким образом, конкурентная среда между именно группой лиц и ООО «ВоронежТехноГазСервис» отсутствует.
Представитель ООО «ВоронежТехноГазСервис» заявил, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж могут причинить убытки ООО «ВоронежТехноГазСервис», а так же способствуют перераспределению потребительского спроса на указанные услуги в пользу ОАО «Воронежоблгаз».
05 июля 2012 года в связи с необходимостью исследований доказательств по делу, Комиссия объявила перерыв до 10 часов 00 минут (мск) 06 июля 2012 года.
06 июля 2012 года в связи с необходимостью вынесения решения по делу № 187-14к/17к, Комиссия объявила перерыв до 10 часов 00 минут (мск) 09 июля 2012 года.
Ознакомившись с полученными доказательствами, объяснениями представителей сторон и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции», (далее ФЗ «О защите конкуренции»), целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Перечень запретов, установленных в статье 14 Закона, не является исчерпывающим.
Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции», группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа (пункт 2 части 1 ФЗ «О защите конкуренции»).
Согласно части 2 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции» установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 8 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об энергосбережении»), действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии с частью 9 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении», с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго от 14.10.1996 г. (далее – Правила учета газа), требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.
В соответствии с пунктом 2.12 Правил учета газа, монтаж и наладка счетчиков газа производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
При этом, в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 г. № 9: «эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию».
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа, для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) (далее – Правила поставки газа), «специализированная организация» - газораспределительная организация (далее – ГРО), допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
При этом, согласно пункту 3 Правил поставки газа, "внутридомовое газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
В соответствии с пунктом 22 Порядка содержания и ремонта и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегиона России от 26.06.2009 г. № 239, переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг.
Учитывая изложенное, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО), используемого населением, могут осуществлять газораспределительные организации, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ОАО «Воронежоблгаз» являются хозяйствующими субъектами. При этом физическим лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа в обоих указанных Обществах является <…>.
В связи с этим, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ОАО «Воронежоблгаз» на основании пункта 2 части 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции» входят в одну группу лиц (хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа).
Согласно договору аренды объектов газораспределительных сетей № 109223/12 от 10 января 2012 г., заключенного между ГУП ВО «Облкоммунсервис» и ОАО «Воронежоблгаз», Приказа ФСТ России № 288-э/2 от 24 ноября 2011 г., договором транспортировки газа населению на бытовые нужды № 11-6-3-0036/12 от 01 декабря 2011 г., заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ОАО «Воронежоблгаз», договору на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям № 11-6-3-0054/12 от 01 декабря 2011 г., заключенного между ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ОАО «Воронежоблгаз», ОАО «Воронежоблгаз» является газораспределительной организацией действующей на территории Воронежской области.
Согласно Приказа ФСТ России № 579-э от 20 сентября 2011 г., договору транспортировки газа по газораспределительным сетям б/н от 01 сентября 2010 г. заключенного между ООО «ВоронежТехноГазСервис» и ЖСК «Дачник», ООО «ВоронежТехноГазСервис», также является газораспределительной организацией действующей на территории Воронежской области.
Следовательно, ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «ВоронежТехноГазСервис» являются ГРО, действуют на одних и тех же товарных рынках: услуги по ТО ВДГО и установке приборов учета газа, в связи с чем, являются конкурентами на территории Воронежской области.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не отрицается факт распространения рассматриваемой информации в квитанциях-извещениях по оплате за газ, указывающей на необходимость обращения потребителей по вопросам приобретения услуг по установке приборов учета газа и/или технического обслуживания внутридомового газового оборудования в ОАО «Воронежоблгаз» (организацию, входящую в одну группу лиц с Ответчиком).
Вместе с тем, в квитанциях-извещениях по оплате за газ, распространенных ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», отсутствует информация об альтернативных (кроме – ОАО «Воронежоблгаз») организациях, оказывающих услуги по ТО ВДГО и установке приборов учета газа на территории Воронежской области.
Таким образом, действия хозяйствующего субъекта – ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», выраженные в распространении информации в квитанциях-извещениях по оплате за газ о необходимости обращения потребителей по вопросам приобретения услуг по ТО ВДГО и установки приборов учета газа фактически только в ОАО «Воронежоблгаз» (организацию, входящую в одну группу лиц с ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»), направлены на получение преимуществ ОАО «Воронежоблгаз» при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью неправомерных методов и средств, противоречат действующему законодательству, принципам добропорядочности, разумности и справедливости; могут причинить убытки конкурентам (в т.ч. ООО «ВоронежТехноГазСервис»), так как из информации содержащейся в квитанции следует, что абонентам ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» необходимо (обязательство) обратиться именно в ОАО «Воронежоблгаз» за получением услуги по ТО ВДГО и установке приборов учета газа, что, в свою очередь, может способствовать перераспределению потребительского спроса на указанные услуги в пользу ОАО «Воронежоблгаз».
Тем самым, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», как распространитель соответствующей информации, создает необоснованные преимущества для ОАО «Воронежоблгаз» (организации входящей с ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в одну группу лиц) в осуществляемой им (ОАО «Воронежоблгаз») предпринимательской деятельности по установке приборов учета газа и/или технического обслуживания внутридомового газового оборудования.
Комиссия отклоняет за несостоятельностью, доводы представителя ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что информация, содержащаяся в квитанции, не несет в себе предложение о приобретении указанных услуг именно у ОАО «Воронежоблгаз», поскольку термин «необходимо» толкуется как обязательно, неизбежно, оценка чего-либо как такого, что очень нужно, что надо, следует, надлежит сделать (см. например «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный». под редакцией – Ефремовой Т.Ф. М.: Русский язык, 2000., «Толковый словарь русского языка под редакцией» - С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.).
Согласно части 4 статьи 12 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Таким образом, в данной ситуации, применение термина «необходимо» способствует формированию у покупателей (потребителей) устойчивой оценки определенного поведения как единственно возможного (обращение покупателей (потребителей) по ТО ВДГО и установке приборов учета газа только/исключительно в ОАО «Воронежоблгаз»), при отсутствии к тому достаточных  фактических оснований.
Также, Комиссия отклоняет доводы представителя ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» и ОАО «Воронежоблгаз» осуществляют деятельность и занимают доминирующее положение на разных товарных рынках и поэтому их нельзя как группу лиц считать по отношению к ООО «ВоронежТехноГазСервис» конкурентом, поскольку, для настоящего дела, факт наличия либо отсутствия  доминирующего положения как у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», так и у ОАО «Воронежоблгаз», не имеет правового значения.
В ходе рассмотрения настоящего дела, с учетом полученных доказательств, их исследования, Комиссия приходит к выводу о необходимости переквалификации указанных действий ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» с абзаца 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» на часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, перечисленные выше действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» выраженные в распространении информации в квитанциях-извещениях по оплате за газ о необходимости обращения потребителей по вопросам приобретения услуг по ТО ВДГО и установки приборов учета газа только в ОАО «Воронежоблгаз» (организацию, входящую в одну группу лиц с ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж») являются актом недобросовестной конкуренции, что не допускается частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, в соответствии с пунктами «г», «д», «е» части 2 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» предписаний о прекращении недобросовестной конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия, решила:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, 12а, ИНН 3650004897), выраженные в распространении информации в квитанциях-извещениях по оплате за газ о необходимости обращения потребителей по вопросам приобретения услуг по установке приборов учета газа и/или технического обслуживания внутридомового газового оборудования в организацию, входящую в одну группу лиц с ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» - ОАО «Воронежоблгаз», недобросовестной конкуренцией и нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, 12а, ИНН 3650004897), предписание о прекращении недобросовестной конкуренции.
3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, 12а, ИНН 3650004897) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
4. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, 12а, ИНН 3650004897) предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны