Решение б/н Решение от 26.05.2016 года по делу №189-18.1к от 31 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 189-18.1к
по результатам рассмотрения жалобы АО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица на действия организатора торгов АО «Концерн «Созвездие» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключить договор на оказание услуги по инженерно-техническому проектированию гальванического участка и выполнения работ в рамках реализации проекта: «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний новых поколений телекоммуникационных систем и комплексов в АО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж (согласно документации о закупке 301-11/04-31) (извещение № 31603520494)
26.05.2016                                                                                                             г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2016
Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на нарушение порядка проведения торгов (далее – Комиссия) в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления — начальник отдела; Полухин С.И. - зам. председателя комиссии, зам. начальника отдела; Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
в присутствии:
представителя Заявителя — АО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица — <…>;
представителей АО «Концерн «Созвездие» - <…>, <…>,
рассмотрев жалобу АО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица на действия организатора торгов АО «Концерн «Созвездие» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключить договор на оказание услуги по инженерно-техническому проектированию гальванического участка и выполнения работ в рамках реализации проекта: «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний новых поколений телекоммуникационных систем и комплексов в АО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж. (согласно документации о закупке 301-11/04-31) (извещение № 31603520494), в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила:
12.05.2016г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба АО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица (далее — Заявитель, АО «ТАГАТ» им С.И. Лившица) на действия организатора торгов АО «Концерн «Созвездие» (далее - Заказчик) при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключить договор на оказание услуги по инженерно-техническому проектированию гальванического участка и выполнения работ в рамках реализации проекта: «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний новых поколений телекоммуникационных систем и комплексов в АО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж. (согласно документации о закупке 301-11/04-31) (извещение № 31603520494) (далее — Конкурс).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению. На основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Воронежского УФАС России http//voronezh.fas.gov.ru.
Из жалобы АО «ТАГАТ» им С.И. Лившица, а также пояснений представителя следует, что во-первых, Заказчиком необоснованно установлено обеспечение исполнения договора в размере 40% от начальной (максимальной) цены договора, а также дополнительное обеспечение гарантийных обязательства на поставляемое оборудование в размере 10% от суммы договора; во вторых, Заказчиком необоснованно применен при оценке и сопоставлении подкритерий «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» в качестве количественного, а не качественного подкритерия; в -третьих, необоснованно установлены дополнительные требования к участникам процедуры закупки, а именно, требование о наличии опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема. Также из пояснений представителя Заявителя следует, что действия Заказчика в ходе размещения заказа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы АО «ТАГАТ» им С.И. Лившица.
Представители АО «Концерн «Созвездие» не согласились с доводами Заявителя по основаниям изложенным в возражении на жалобу, считают действия Заказчика обоснованными и правомерными.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов регулируются Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правилами закупки (далее — Положение о закупке).
Согласно протоколу заседания совета директоров АО «Концерн «Созвездие»    № 6 от 24.07.2015г. утверждено положение о закупке путем присоединения с 01.08.2015г. к Единому положению о закупке Государственной корпорации «Ростех», утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. № 2) (далее — Положение о закупке).
Данное положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 6.2.1 Положения о закупке конкурс является конкурентным способом закупки, регулируемым статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено иными нормативными правовыми актами при котором победитель закупки определяется по совокупности нескольких критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с Положением о закупке.
Как установлено материалами дела, 06.04.2016г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет АО «Концерн «Созвездие» разместило извещение № 31603520494 о проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключить договор на оказание услуги по инженерно-техническому проектированию гальванического участка и выполнения работ в рамках реализации проекта: «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний новых поколений телекоммуникационных систем и комплексов в АО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж. (согласно документации о закупке 301-11/04-31) (далее — Конкурс) с начальной (максимальной) ценой контракта 294 639 287,00 рублей.
Датой начала подачи заявок определено 06.04.2016г., датой окончания подачи заявок — 27.04.2016г.
Дата рассмотрения заявок 29.04.2016г.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 27.04.2016г. по окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе поступило 2 заявки: от АО «Евроэкопласт» и АО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 29.04.2016г., закупочная комиссия рассмотрела поступившие заявки на соответствие требованиям конкурсной документации, признала их соответствующими и допустила к участию в закупке.
06.05.2016г. состоялось подведение итогов закупки, что подтверждается протоколом оценки и сопоставления поступивших заявок. Согласно оценочной таблице, составленной закупочной комиссией, наибольшее количество баллов, присуждаемых заявкам (предложениям) по критерию/подкритерию присуждено АО «Евроэкопласт» с количеством баллов 85,05, АО «Тамбовгальванотехника» присуждено 81,43 баллов, с чем не согласился последний и обратился в Воронежское УФАС России с жалобой на действия Заказчика.
Первый довод жалобы сводится к необоснованности установления  документацией о закупке требования о предоставлении обеспечения исполнения договора в размере 40% от цены договора, что составляет 117 855 714 рублей. И кроме того Заказчиком, по мнению Заявителя, необоснованно установлено дополнительное обеспечение исполнения гарантийных обязательств на поставляемое оборудование в размере 10% от суммы договора, что не соответствует Положению о закупке и Закону № 223-ФЗ.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Способы обеспечения исполнения обязательств по договору и их размер не регламентированы нормами Закона № 223-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Учитывая, что в силу статьи 2 Закона № 223-ФЗ основополагающим документом о закупке является Положение о закупочной деятельности заказчика, то соответственно в нем отражены основные правила и требования предоставления обеспечения исполнения договора.
Разделом 10.11 Положения о закупке установлены требования в отношении обеспечения исполнения договора. Согласно пункту 10.11.1 Положения о закупке при проведении процедуры закупки организатор закупки вправе установить требование об обеспечении участником закупки, с которым заключается договор, надлежащего исполнения его обязательств по договору (обеспечение исполнения договора), за исключением случаев, указанных в подп.10.11.8 Положения.
Пункт 10.11.3 определяет, что в случае установления требования об обеспечении исполнения договора его размер должен составлять от 5 до 30% (от пяти до тридцати процентов) НМЦ, но не менее размера аванса в случае, если проектом договора предусмотрена выплата аванса. Порядок и сроки внесения и возврата обеспечения исполнения договора устанавливаются в проекте договора (пункт 10.11.2 Положения о закупке).
Обеспечение исполнения договора может быть предоставлено:
- в виде безотзывной независимой (банковской) гарантии, выданной банком, требования к которому установлены правовым актом Корпорации и указаны в документации о закупке; требования к содержанию независимой (банковской) гарантии устанавливаются в документации о закупке;
- путем перечисления денежных средств заказчику в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с пунктом 10.11.5 Положения о закупке устанавливает, что выбор способа предоставления обеспечения исполнения договора осуществляется участником закупки самостоятельно; при этом документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора должен быть предъявлен заказчику до заключения договора.
В силу пункта 10.11.8 Положения о закупке требование об обеспечении исполнения договора должно быть установлено в документации о закупке в обязательном порядке, в том числе, при проведении конкурентных способов закупки, если проектом договора установлено предоставление аванса за исключением закупок, предусмотренных разделом 19.12 Положения.
Разделом 4.23 документации о закупке «Обеспечение исполнения договора» установлены правила предоставления обеспечения исполнения договора. Согласно пункту 33 Информационной карты документации о закупке обеспечение исполнения договора требуется в размере суммы аванса — 40% от цены договора, что составляет 117 855 714 рублей и не противоречит Закону № 223-ФЗ и Положению о закупке.
Согласно пункту 4.23.7 документации и пункту 10.11.7 Положения о закупке Заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения следующих обязательств по договору:
(1) обеспечение возврата аванса (поставщик обязуется вернуть аванс в случае неисполнения обязательств, покрываемых авансом);
(2) обеспечение исполнения основных обязательств по договору;
(3) обеспечение исполнения гарантийных обязательств;
(4) обеспечение уплаты штрафных санкций (неустойки, пени, штрафы), начисленных заказчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору.
Конкретный перечень обязательств по договору, надлежащее исполнение которых должно быть обеспечено, устанавливается в проекте договора (пункт 4.23.8 документации).
В пункте 7.1 проекта договора указано, что исполнение гарантийных обязательств на поставляемое оборудование в составе комплекса, предусмотренных договором обеспечивается исполнителем в размере 10% от суммы договора.
Таким образом, Заказчик исходя из условий Положения о закупке и документации о закупке были установлены соответствующие требования к предоставлению обеспечения исполнения договора, а также к предоставлению обеспечения гарантийных обязательств. Кроме того, АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица подавая заявку на участие в конкурсе указал, что согласен со всеми требованиями и условиями Конкурса, изложенными в документации, в связи с чем указанный довод жалобы Комиссия считает необоснованным.
Второй довод жалобы сводиться к необоснованному установлению в документации о закупке квалификационного требования, имеющего количественное выражение о наличии у участников конкурса опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема.
Комиссия считает указанный довод необоснованным по следующим основаниям.
Подкритерий «наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема» установлен в соответствии с пунктом 10.13.4 Положения о закупке и является частью критерия «квалификация участника закупки», согласно которому критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми.
К неценовым критериям оценки относятся:
- срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
- качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг;
- срок предоставления гарантии качества продукции;
- квалификация участника закупки, в рамках которой могут оцениваться:
1) обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
2) обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
3)обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;
4)наличие опыта по успешной поставке продукции сопоставимого характера и объема;
5)репутация участника закупки.
В документации о закупке устанавливаются содержание и значимость (весомость) каждого критерия оценки, наличие подкритериев оценки и их значимость (весомость), а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок в соответствии с рекомендациями по оценке (Приложение № 6).
Согласно пункту 3.10 «порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «квалификация участника закупки» приложения № 6 к Положению о закупке «Методические рекомендации по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке» в рамках критерия лучшим предложением по критерию признается предложение о квалификации участника закупки, которое превосходит предложения иных участников и свидетельствует о большей готовности участника исполнить договор и о его большей надежности.
Согласно пункту 3.10.1 и пункту 3.10.2 приложения №6 к Положению о закупке оценка заявок по критерию «Квалификация участника закупки» допускается либо в соответствии с установленными в пункте 3.10.1.1 формулами, либо в соответствии со шкалами значений.
Заказчиком в п.4.2 приложения №2 к информационной карте открытого конкурса было решено установить в качестве порядка оценки по подкритерию формулу в соответствии с требованиями пункта 3.10.1 приложения №6 к Положению о закупке. Порядок оценки по подкритерию следующий:
Сi = ((Ki/Kmax)*100) *КЗП, где
Сi — значение в баллах по подкритерию, скорректированное с учетом значимости каждого из подкритериев, а i – количество таких подкритериев;
Kmax – максимальное (лучшее) предложение по подкритерию, сделанное участниками закупки;
Ki – предложение по подкритерию участника закупки, заявка которого оценивается;
КЗП — коэффициент значимости подкритерия.
К подтверждающим документам относится справка о наличии опыта по форме подраздела 7.5, включая обязательные приложения к ней:
- копии договоров/контрактов;
- копии актов выполненных работ/актов приема/передачи товарных накладных, подтверждающих исполнение договорных обязательств в полном объеме.
Согласно пункту 12.9.4 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок осуществляются в соответствии с критериями оценки и в порядке (включая весовые коэффициенты значимости), которые установлены документацией о закупке с учетом положений подраздела 10.13 Положения и рекомендаций по оценке (Приложение № 6). Применение иного порядка и / или критериев оценки, кроме предусмотренных в документации о закупке, не допускается.
Часть 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ определяет, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
По третьему доводу, касающегося установления квалификационного требования к участникам закупки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с конкурсной документацией под продукцией сопоставимого характера понимается инженерно-техническое проектирование гальванических производств/участков/цехов и/или выполнение работ по производству, поставке, монтажу, пуско-наладке оборудования для гальванических производств/участков/цехов.
Успешной признается поставка продукции по соответствующему договору, дата заключения которого не старше трех лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, по которому участником закупки документально подтвержден факт надлежащего исполнения своих обязательств, отсутствуют факты взыскания неустойки (штрафа, пени), судебных разбирательств, по которым участник закупки выступает ответчиком.
Под опытом успешной поставки продукции сопоставимого объема, понимается поставка продукции сопоставимого характера в количестве не менее 3 договоров и сумма каждого из которых не менее 100 000 000 руб.
Устанавливая квалификационное требование, Заказчик руководствовался пунктами 10.4.5-10.4.7 Положения о закупке. Согласно пункту 10.4.6  квалификационные требования к участникам процедуры закупки могут быть установлены в следующих случаях:
(1)    проведение закупки работ, услуг, НМЦ которой составляет 10 000 000 рублей с НДС и более;
(2)    проведение закупки товаров, НМЦ которой составляет 50 000 000 рублей с НДС и более;
(3)    проведение закупки для реализации системных проектов - вне зависимости от размера НМЦ;
(4)    проведение закупки с целью заключения долгосрочного договора
-    вне зависимости от размера НМЦ;
(1)    проведение закупки с целью заключения договора жизненного цикла - вне зависимости от размера НМЦ;
(2)    проведения закупки финансовых услуг — вне зависимости от размера НМЦ;
(3)    проведения закупки страховых услуг - вне зависимости от размера НМЦ.
Поскольку предметом закупки является выполнение работ, а НМЦ составляет более 10 000 000 руб с НДС, то заказчиком было принято решение об установлении квалификационных требований к участникам конкурса. Согласно пункту 10.4.5 Положения о закупке допускается устанавливать следующие квалификационные требования:
- наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
- наличие опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема;
- наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
- наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.
Также не обоснован на нормах закона довод заявителя, что оценка участников не объективна, так как осуществляется конкурсной комиссией исключительно на основе информации, предоставленной самим участником. Положениями Закона № 223-03 и Положения о закупке предусмотрены требования к порядку предоставления заявки и иной информации, входящей в ее состав. Ни Заказчик, ни конкурсная комиссия не вправе требовать от участников иных документов и (или) информации, которые не предусмотрены документацией. Кроме того, закупочная комиссия Заказчика при рассмотрении заявок не вправе выходить за пределы предоставленных ей полномочий, и осуществлять сбор информации в отношении каждого из участников самостоятельно.
Следует отметить, что установление требования о наличии опыта успешной поставки продукции сопоставимого характера и объема в качестве квалификационного требования к участникам закупки не помешало АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица подать заявку на участие в конкурсе, принять участие в нем и, следовательно, не нарушило его права и законные интересы.
Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя в рассматриваемой ситуации Комиссия считает необоснованным и недоказанным.
В ходе рассмотрения дела представителем АО «ТАГАТ» им. С.И. Лившица поданная жалоба была дополнена доводом (заявление вх. № 01-11/952 от 19.05.2016г.), касающимся нарушения сроков заключения договора с победителем Конкурса.
Согласно пункту 15 извещения о проведении закупки, а также документации о закупке договор должен быть заключен не позднее 20 дней со дня официального опубликования протокола, которым были подведены итоги закупки.
Заключение договора по итогам закупки осуществляется в порядке, установленном разделом 20 Положения.
Согласно пункту 20.2.1 договор по итогам процедуры закупки заключается: в случае проведения торгов – не позднее 30 (тридцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги торгов, если иной срок не был указан в извещении и / или документации о закупке.
Протокол подведения итогов опубликован 06.05.2016г., заключен 16.05.2016г., т. е. п пределах срока, предусмотренного документацией о закупке.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает нарушений со стороны АО «Концерн «Созвездие» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключить договор на оказание услуги по инженерно-техническому проектированию гальванического участка и выполнения работ в рамках реализации проекта: «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний новых поколений телекоммуникационных систем и комплексов в АО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж. (согласно документации о закупке 301-11/04-31).
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу АО «Тамбовгальванотехника» им. С.И. Лившица на действия АО «Концерн «Созвездие» при организации и проведении открытого одноэтапного конкурса в бумажной форме без квалификационного отбора на право заключить договор на оказание услуги по инженерно-техническому проектированию гальванического участка и выполнения работ в рамках реализации проекта: «Создание лабораторной, технологической и производственной базы для обеспечения разработки, производства и испытаний новых поколений телекоммуникационных систем и комплексов в АО «Концерн «Созвездие», г. Воронеж. (согласно документации о закупке 301-11/04-31) необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: www.voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                                                                Д.Ю. Чушкин
Зам. председателя Комиссии                                                                          С.И. Полухин
Член Комиссии                                                                                               Н.А. Грибанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны