Решение б/н Решение от 26.04.2018 года по делу №193-з от 30 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ДорТехнология» на действия государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства»
(дело № 193-з)
26.04.2018г. г.Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Логошин А.В. – председатель Комиссии, врио руководителя управления; Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, зам.нач.отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии:
представителя государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства»: <…>;
представителей ООО «ДорТехнология»: <…>; <…>; <…>;
рассмотрев жалобу ООО «ДорТехнология» на действия государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» в части несоблюдения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений, расположенных на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: автомобильная дорога А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Липецку км 0 – км 58,1; автомобильная дорога А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу км 0,0 – км 14,0; автомобильная дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов км 154,134 – км 204,011, км 232,2 – км 326,6; автомобильная дорога Р-298 Курск – Воронеж – автомобильная дорога Р-22 "Каспий" км 152,5 – км 218,5, км 262,2 – км 444,2; автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" – Тамбов – Волгоград – Астрахань (подъезд к г. Саратову) км 444,2 – км 504,5; автомобильная дорога Р-193 Воронеж – Тамбов км 10,038 – км 110,898 (реестровый номер <...> ),
у с т а н о в и л а:
19.04.2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «ДорТехнология» на действия государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений, расположенных на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: автомобильная дорога А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Липецку км 0 – км 58,1; автомобильная дорога А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу км 0,0 – км 14,0; автомобильная дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов км 154,134 – км 204,011, км 232,2 – км 326,6; автомобильная дорога Р-298 Курск – Воронеж – автомобильная дорога Р-22 "Каспий" км 152,5 – км 218,5, км 262,2 – км 444,2; автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" – Тамбов – Волгоград – Астрахань (подъезд к г. Саратову) км 444,2 – км 504,5; автомобильная дорога Р-193 Воронеж – Тамбов км 10,038 – км 110,898 (реестровый номер <...> ) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя были нарушены его права и ущемлены законные интересы вследствие включения в документацию об аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона путем включения в состав одного лота технологически не связанных товаров, работ, услуг, а именно содержание искусственных сооружений, расположенных в разных районах Воронежской и Липецкой областей; не указанием показателей используемых товаров позволяющих определить соответствие товаров установленным заказчиком требованиям; установлением в документации об аукционе требований (показателей) к материалам, которые определяются в результате испытаний определенной партии товара.
Представитель государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
06.04.2018 года государственным заказчиком — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений, расположенных на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: автомобильная дорога А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Липецку км 0 – км 58,1; автомобильная дорога А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу км 0,0 – км 14,0; автомобильная дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов км 154,134 – км 204,011, км 232,2 – км 326,6; автомобильная дорога Р-298 Курск – Воронеж – автомобильная дорога Р-22 "Каспий" км 152,5 – км 218,5, км 262,2 – км 444,2; автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" – Тамбов – Волгоград – Астрахань (подъезд к г. Саратову) км 444,2 – км 504,5; автомобильная дорога Р-193 Воронеж – Тамбов км 10,038 – км 110,898 (реестровый номер <...> ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно приложению №1 «Состав, описание, основные технические и эксплуатационные характеристики….» документации об аукционе объектом являются искусственные сооружения, расположенные на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: автомобильная дорога А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Липецку км 0 – км 58,1; автомобильная дорога А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу км 0,0 – км 14,0; автомобильная дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов км 154,134 – км 204,011, км 232,2 – км 326,6; автомобильная дорога Р-298 Курск – Воронеж – автомобильная дорога Р-22 "Каспий" км 152,5 – км 218,5, км 262,2 – км 444,2; автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" – Тамбов – Волгоград – Астрахань (подъезд к г. Саратову) км 444,2 – км 504,5; автомобильная дорога Р-193 Воронеж – Тамбов км 10,038 – км 110,898. Участки автомобильных дорог с искусственными сооружениями расположены на территории Воронежской области и Липецкой области.
В соответствии с извещением и документацией об аукционе предметом контракта является оказание услуг по содержанию искусственных сооружений, расположенных на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в период с 01 июля 2018г. по 30 июня 2018г.
Перечень услуг по содержанию искусственных сооружений, включенных в Объект, предусмотренных в рамках контракта представлены в Приложении №3 контракта.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки представлены в Приложении №4 к аукционной документации.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил следующее. Требования к предмету закупки установлены заказчиком с учетом собственных потребностей, расположения дорог, находящихся в ведении заказчика, а также с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с нормами Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, включение в состав документации об аукционе условий об оказание услуг по содержанию искусственных сооружений, расположенных на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на территории Воронежской и Липецкой областей не является нарушением требований законодательства о закупках.
Ознакомившись с положениями документации об аукционе, пояснениями представителя заказчика, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
На отношения, связанные с защитой конкуренции, распространяется действие Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).
Таким образом, рассмотрение обращения Заявителя о действиях заказчика, уполномоченного органа по включению в состав одного лота ограничивающих конкуренцию положений о проведении работ технологически и функционально не связанных между собой, относится к сфере применения Закона № 135-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Аналогичное требование (в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона 44-ФЗ) содержится в части 1 документации об аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 13 «Требования к качеству, техническим характеристикам оказываемых услуг» документации об аукционе технические требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, а также максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться представлены в приложении № 4 к документации об аукционе.
Изучив приложение №4 документации об аукционе, Комиссия установила, что оно содержит требования к товарам и максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 15 приложения №4 документации об аукционе требуется к использованию в процессе выполнения работ «Оцинкованное МБО» при этом товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные ограждения. Технические требования». Значения удерживающей способности, динамического прогиба, указанные в марке ограждения, должны соответствовать фактическим значениям, указанным в протоколе испытания ограждения, с соблюдением требований ГОСТ 33129. Кроме того указано следующее: в смонтированном состоянии в соответствии с действующими нормативными документами они должны обеспечивать определенную удерживающую способность указанную в технических требованиях к используемому материалу.
В процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия установила, что согласно п.7.8 пункта 7 «Требования к конструкции» ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные ограждения. Технические требования» при использовании метода горячего цинкования покрытие должно иметь толщину не менее 80 мкм для стоек и балок, 60 мкм — для консолей и малогабаритных деталей, 30 мкм — для крепежных деталей, что и указано в технических требованиях п.15 приложения №4 документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 15 приложения №4 документации об аукционе требуется к использованию в процессе выполнения работ Бортовые камни Товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 32961-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования». Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах, указаны рекомендуемые основные размеры бортовых камней т.д.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика в части не указания показателей используемых товаров позволяющих определить соответствие товаров установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, что Заявителем не было представлено доказательств, свидетельствующих об указании в документации об аукционе показателей материалов которые устанавливаются в результате испытаний определенной партии товара.
В процессе рассмотрения жалобы Заявителя и проведенной внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно п.10.5 проекта контракта документации об аукционе, заказчиком установлено, что «заказчик осуществляет оплату оказанных услуг в течении 10 дней с момента подписания акта о приемке оказанных услуг и справки о стоимости оказанных услуг, пределах, доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год при наличии бюджетного финансирования и поступления денежных средств на счет заказчика».
Таким образом, установив условие о порядке оплаты работ по контракту при наличии бюджетного финансирования и поступления денежных средств на счет заказчика государственным заказчиком — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» допущены нарушения ч.1 ст.34, ч.2 ст.34, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «ДорТехнология» на действия государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» в части несоблюдения Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных сооружений, расположенных на участках действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: автомобильная дорога А-133 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Липецку км 0 – км 58,1; автомобильная дорога А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу км 0,0 – км 14,0; автомобильная дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов км 154,134 – км 204,011, км 232,2 – км 326,6; автомобильная дорога Р-298 Курск – Воронеж – автомобильная дорога Р-22 "Каспий" км 152,5 – км 218,5, км 262,2 – км 444,2; автомобильная дорога Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" – Тамбов – Волгоград – Астрахань (подъезд к г. Саратову) км 444,2 – км 504,5; автомобильная дорога Р-193 Воронеж – Тамбов км 10,038 – км 110,898 (реестровый номер <...> ) необоснованной.
2. Доводы жалобы рассмотреть в порядке ст. 44 Закона № 135-ФЗ.
3. Признать в действиях государственного заказчика — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» нарушения ч.1 ст.34, ч.2 ст.34, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе выразившиеся в установлении в проекте контракта условия о порядке оплаты работ по контракту при наличии бюджетного финансирования и поступления денежных средств на счет заказчика.
4. Выдать государственному заказчику — ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» Федерального дорожного агентства» предписание об устранении выявленных нарушений на этапе заключения контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 26.04.2018 года.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Р.В. Колмаков