Решение №02-16/2195 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВоронежТехноГаз» на ... от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ВоронежТехноГаз» на действия заказчика - Казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и текущему ремонту газового оборудования котельной (извещение № 0131200001019001456)
(дело № 036/06/33-208/2019)
24.04.2019 год                                                                                                        г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - Казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер» <…>, <…>,
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
заявителя - ООО «ВоронежТехноГаз» <…>,
рассмотрев жалобу ООО ВоронежТехноГаз» на действия заказчика - Казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и текущему ремонту газового оборудования котельной (извещение № 0131200001019001456) (далее - аукцион),
у с т а н о в и л :
18.04.2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО ВоронежТехноГаз» (далее — заявитель) на действия заказчика - Казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер» (КУЗВО «ВОКПНД») (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области  (далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в установлении в документации об аукционе положений, не соответствующих законодательству о закупках, а именно: требований о наличии у участника закупки лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; об обеспечении круглосуточной готовности аварийно-диспетчерской службы и круглосуточного приема аварийных заявок  диспансера по тел. 04 и выезда аварийной бригады; об осмотре технического состояния ГРУ (обход) лето –1 раз в 7 дней, зима – 1 раз в 2 дня.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
15.04.2019 года уполномоченным органом в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 200568, 18 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ООО «РТС-тендер».
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.04.2019 года № 0131200001019001456 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подана ни одна заявка. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Техническому заданию (приложение 4 Часть 3 Описание объекта закупки) предмет контракта - выполнение работ по техническому, аварийному обслуживанию и текущему ремонту газового оборудования котельной КУЗВО «ВОКПНД».
Согласно подпункта 2.2 п. 19 Информационной карты (раздел 1.2. документации об аукционе) к участникам закупки установлено требование: наличие лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании пп. 12 п.1 ст.12 ФЗ №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» по следующим видам:
- использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности определяется Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее – Положение о лицензировании), утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.
Пунктом 2 Положения о лицензировании установлено, что лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7 Перечня подлежит лицензированию деятельность: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Вместе с тем, согласно Перечню, работы, являющиеся предметом аукциона, а именно: техническое, аварийное обслуживание и текущий ремонт газового оборудования к лицензируемым видам деятельности не относятся.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что установление к участникам закупки требования, предусмотренного подпунктом 2.2 п. 19 Информационной карты (раздел 1.2. документации об аукционе)  о наличии лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности  не имеет законного основания.
Комиссия Воронежского УФАС России также отмечает следующее.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение,  консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Частью 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ установлено: организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно требованиям данной статьи, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и пр.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;
б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах в соответствии со статьями 6,7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Из изложенного следует, что только заказчик вправе осуществлять деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, а также обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности.
Таким образом, участник закупки не осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта, правом получения лицензии на осуществление данного вида деятельности не обладает.
В соответствии с пунктом 9 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 года № 542 в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не соответствует  нормам  Закона «О лицензировании», Закона № 44-ФЗ.    
В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушение ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, выразившееся во включении в документацию об аукционе требования к участникам закупки, не предусмотренного Законом № 44-ФЗ, а именно: наличие лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании пп. 12 п.1 ст.12 ФЗ №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» по следующим видам: использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Комиссией Воронежского УФАС России также установлено следующее.
Пунктом 1 Технического задания установлено требование: «обеспечение круглосуточной готовности аварийно-диспетчерской службы и круглосуточного приема аварийных заявок  диспансера по тел. 04 и выезда аварийной бригады» при выполнении работ: «Аварийно-диспетчерское обслуживание».
Вместе с тем, на территории города Воронежа осуществляют деятельность газораспределительные организации (ОАО Газпром газораспределение Воронеж, ООО «ГазпромМежрегионгазВоронеж», ООО «ВоронежТехногазСервис», Аварийная служба  газа и др.), имеющие в составе газового хозяйства аварийно-диспетчерские службы с иными номерами телефонов, отличными от «04».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившегося во включении в описание объекта закупки требований, влекущих ограничение количества участников закупки, а именно: «обеспечение круглосуточного приема аварийных заявок  диспансера по тел. 04».
Пунктом 2.1 Технического задания при выполнении работ «Техническое обслуживание» установлено требование: Осмотр технического состояния ГРУ (обход) лето –1 раз в 7 дней, зима – 1 раз в 2 дня.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару, работам, услугам с учетом собственных потребностей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, обязывающей заказчика устанавливать в документации об аукционе функциональные, технические и качественные характеристики предмета контракта, удовлетворяющие всех возможных участников закупки.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие у отдельного хозяйствующего субъекта возможности выполнить установленные документацией об аукционе соответствующие законодательству требования не может рассматриваться как ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа в части установления требования: Осмотр технического состояния ГРУ (обход) лето –1 раз в 7 дней, зима – 1 раз в 2 дня.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО «ВоронежТехноГаз» на действия заказчика - Казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по техническому, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и текущему ремонту газового оборудования котельной (извещение № 0131200001019001456) обоснованной частично.
2. Признать в действиях заказчика - Казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, выразившееся во включении в документацию об аукционе требования к участникам закупки, не предусмотренного Законом № 44-ФЗ, а именно:  о наличии лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; требований  п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившееся во включении в описание объекта закупки требований, влекущих ограничение количества участников закупки, а именно: «обеспечение круглосуточного приема аварийных заявок  диспансера по тел. 04».
3. Предписания  об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 24.04.2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме:  29.04.2019 года.
Председатель Комиссии                                                                           С.В. Михин
Члены комиссии                                                                                        Ю.В. Рощупкина
                                                                                                            Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны