Решение №036/07/4-1025/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Юнирост" на действия... от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/4-1025/2021
по результатам рассмотрения жалобы ООО "Юнирост" на действия Заказчика – ООО УК «Авиасервис»  при проведении запроса предложений на оказание услуг  по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ (№ извещения в ЕИС 32110571672)
05.10.2021                                                                         г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2021
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, зам. начальника отдела контроля органов власти;
Грибанова Н.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
при участии в заседании Комиссии посредством интернет-видеоконференции представителя Заявителя – <…>,
представителей Заказчика ООО УК «Авиасервис» и Организатора торгов ООО «Аэрофинанс» - <…>, <…>
рассмотрев жалобу  ООО «Юнирост» на действия Заказчика – ООО УК «Авиасервис» при проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ (№ извещения в ЕИС 32110571672), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
21.09.2021г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба  ООО «Юнирост» на действия Заказчика – ООО УК «Авиасервис» при проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ (№ извещения в ЕИС 32110571672).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких торгов относится конкурентный отбор, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 30.09.2021г.
Как следует из доводов жалобы, Заказчиком в закупочной документации  определены требования, не соответствующие действующему законодательству в части   установления уровня ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее цены договора, заключаемого по результатам закупки. В следствие установленных требований   закупочной комиссией при рассмотрении вторых частей заявок необоснованно были допущены участники, не соответствующие требованиям законодательства.
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать и поясняет, что у участника, с которым планируется заключить договор на оказание услуг по осуществлению строительного контроля, должен быть уровень ответственности, соответствующий стоимости договора строительного контроля.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов регулируются Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Основными целями названного Закона о закупках являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.
ООО УК «Авиасервис» является хозяйствующим субъектом на который распространяется действие Закона о закупках.  
Частью 3.1. ст. 3 закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правилами закупки (Положение о закупке).
29.06.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение о закупке), утвержденное Решением Единственного участника ООО УК «АВИАСЕРВИС» от 25.06.2021г. №7/2021, которое регламентирует закупочную деятельность Заказчика, содержит требования к закупочным процедурам, в том числе порядок их подготовки и проведения (включая способы закупки и условия их применения), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупочной деятельности Заказчика положения, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлен иной порядок.
Пунктом 6.1 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком запроса предложений в электронной форме.
Как установлено материалами дела, 20.08.2021г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет Заказчиком размещено извещение № 32110571672 о проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ.
Согласно документации о проведении запроса предложений проведение закупки осуществляет ООО «Аэрофинанс» в интересах Заказчика.
Закупка проводится на электронной торговой площадке АО «ЭТС» по адресу http://www.fabrikant.ru.
Начальная (максимальная) цена договора состовляет 29 160 000,00 рублей.
Начало срока подачи заявок – 20.08.2021г.
Срок окончания подачи заявок – 10.09.2021г.
Дата подведения итогов – 17.09.2021г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и назначения переторжки на участие в запросе предложений № 20-224-21 от 14.09.2021г. по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений № 20-224-21/1 от 17.09.2021г. все участники, подавшие заявки признаны соответствующими и допущены к участию в закупке. Победителем признан участник закупки (заявка № 5203337-1-2), предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, и подавшего заявку, которая отвечает требованиям, установленным в закупочной документации с наибольшим рейтингом привлекательности. Ценовое предложение победителя составило 17 496 000,00 рублей.
Из материалов дела следует, что победителем запроса предложений признано ООО «Промстройинжиниринг», которое имеет второй уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (до 500 млн. рублей), что подтверждается выпиской из реестра членов СРО от 16.08.2021г. № 1609.
Участник АО «ВО «Безопасность» также имеет второй уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, согласно выпискам из реестра членов СРО от 16.08.2021г. № 90/02 ХО и № 1707/04 АК и первый уровень ответственности  по обязательствам по договору строительного подряда в соответствии с выпиской от 16.08.2021г. № 3131/01 ПТ.
Заявитель ООО «Юнирост» имеет четвертый уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (до 10 миллиардов рублей).
При рассмотрении настоящей жалобы Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 9.2 Положения о закупке к участникам закупки предъявляются следующие единые обязательные требования, в том числе, соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупок (в случаях, установленных в конкретной закупочной документации).
На основании абзаца 3 части 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 13 Технического задания (Приложение № 3 к ЗД) установлены требования к Участникам закупки о их соответствии требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупки и перечень документов, предоставляемых Участниками закупки, для подтверждения их соответствия указанным требованиям. А именно установлено: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. В качестве подтверждающих документов должно быть приложено действующая выписка из реестра членов саморегулируемых организаций (СРО) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86, в отношении СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкции, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты начала подачи заявок, которая указана в Закупочной документации.
В выписке из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкции, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, должны быть указаны следующие сведения:
•    наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
•    уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее размера Цены договора, заключаемого по результатам настоящей закупки.
Начальная (максимальная) цена договора на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ составляет 29 160 000,00 рублей.
Соответственно, исходя из требований закупочной документации и начальной (максимальной) цены договора все участники, подавшие заявки на участие в закупке соответствуют тем требованиям, которые установлены в закупочной документации
Следовательно, и в действиях закупочной комиссии не усматривается нарушений по необоснованному допуску участников к закупке.
Однако, Комиссией Воронежского УФАС России установлены нарушения в действиях Заказчика при составлении и утверждении закупочной документации, которые выражаются в следующем.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В силу пункта 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации  установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Письмами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2018 N 37059-ТБ/02, от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 установлено, что строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 Кодекса".
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Кодекса.
В соответствии с частями 10, 12 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора, который планирует выполнять индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо.
Так, согласно части 12 ГРК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
В соответствии с письмом Минстроя от 02.11.2016 N 36341-ХМ/02 уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
Следовательно, исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности членов саморегулируемой организации должен соответствовать объекту, в отношении которого осуществляется строительный контроль.
При этом, согласно сведениям ЕИС, а также закупочной документации  осуществление строительного контроля и обеспечению безопасности работ осуществляется при выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных авиалиний международного аэропорта г. Воронеж (Чертовицкое)" стоимостью 3 900 225 000,00 рублей.
Проанализировав все вышеперечисленное, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что закупочная документация в части установления уровня ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее размера цены договора, заключаемого по результатам закупки составлена с нарушением требований действующего законодательства.
Соответственно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие первый, второй и третий уровни ответственности членов СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда не могут быть участниками рассматриваемой закупки.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений подпункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 9.2 Положения о закупках, выразившихся в установлении в закупочной документации заниженного требования к участникам закупки, касающегося уровня ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее размера Цены договора, заключаемого по результатам настоящей закупки.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «Юнирост» на действия Заказчика – ООО УК «Авиасервис» при проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ (№ извещения в ЕИС 32110571672) обоснованной.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений при проведении запроса предложений на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и обеспечению безопасности работ (№ извещения в ЕИС 32110571672).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                                  А.В. Логошин
Члены Комиссии                                           А.В. Капранчиков    
Н.А. Грибанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны