Решение №СМ/8106/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «МИНОПТ» на действия ... от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1542/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «МИНОПТ» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства  в электронной форме

 

17.10.2023                                                                                              г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2023

Решение в полном объеме изготовлено 17.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Колмаков Р.В.- член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;

Артамонов Д.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,

при участии в рассмотрении жалобы: представителей заказчика <...> и <...>,

рассмотрев с применением системы видео-конференц-связи жалобу ООО «МИНОПТ» на действия Заказчика — ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД" при организации открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2703ЮАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки бумажной продукции, в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «МИНОПТ» на действия Заказчика — ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД" при организации открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2703ЮАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки бумажной продукции  (далее — Закупка).

Существо жалобы, с которой обратился Заявитель, состоит в следующем.

  1. В одной закупке перемешаны товары санитарно-гигиенического, канцелярского и технического назначения, что ограничивает круг возможных участников, так как данные товары составляют разные рынки, и основные участники рынков не занимаются всеми товарами одновременно. Таким образом, создаются преимущественные условия конкретному участнику торгов.
  2. Требование о предоставлении в составе заявки участника сведений сертификата соответствия (декларации) на поставляемую продукцию обременяют участника закупки заблаговременно произвести (приобрести) указанную в «Техническом задании» продукцию, а также налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Аукционе.

В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявителем жалоба подана 02.10.2023 (поступила в Воронежское УФАС России 05.10.2023) на конкурсную документацию до окончания срока подачи заявок (срок – до 17.10.2023), следовательно, Заявитель входит в круг субъектов, наделенных правом обжалования в антимонопольном органе действий Заказчика.

Таким образом, указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», и принята к рассмотрению по существу.

О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены надлежащим образом.

Заявителем участие представителя при рассмотрении жалобы не обеспечено.

Представители Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в ходе заседания Комиссии, а также в письменном возражении, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просили отказать. Пояснили, что закупка бумажной продукции организована в соответствии с потребностями структурных подразделений железнодорожного транспорта, расположенных в регионах Заказчика (полигон Юго-Восточной железной дороги). Цель закупки – организация комплексной поставки товаров. Закупаемая продукция относится к единому классу «Код 17» - «Производство бумаги и бумажных изделий» общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и входит в раздел «С» ОКПД 2 – Продукция обрабатывающих производств. Закупка проводится в соответствии с установленным законом принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. Требованиями технического задания (в первой редакции) в п. 8.2 было предусмотрено об указании сведений в качестве ссылок на сайт Росакредитации, которые имеются в свободном доступе в сети Интернет и не обременяют участников закупки приобретать товар. Пункт 8.2 Технического задания (с учетом изменений, произведенных Заказчиком 07.10.2023 г.) не содержит информации, указанной Заявителем в жалобе. Пунктом 8.2 Технического задания (в редакции от 07.10.2023 г.) указывается, что заказчик вправе запросить документы на подтверждение прав поставки на товар до заключения договора, что не влияет на допуск участников к участию в аукционе и не ограничивает права участников. Договор заключается по результатам проведения закупки и определения победителя  

В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона "О защите конкуренции"  дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках. 

При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.) (далее – Положение о закупке).

Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком аукциона.

26.09.2023 Заказчиком на электронной торговой площадке РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) и на сайте http://www.rzd.ru (раздел «Тендеры), размещено извещение № 2703ЮАЭ-ЦДЗС/23 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2703ЮАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки бумажной продукции.

В соответствии с извещением о закупке: время начала подачи заявок 26.09.2023; дата окончания срока подачи заявок – 17.10.2023 г. в 8:00 часов по  московскому времени; рассмотрение первых частей заявок осуществляется 30.10.2023 г.; дата и время начала аукциона 02.11.2023 г. в 15:00 часов по  московскому времени; рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов закупки осуществляется 09.11.2023 г.

Основной задачей законодательства о закупках, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона N 223-ФЗ, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В Приложении № 1.1 (Техническое задание) к аукционной документации указаны следующие товары, составляющие предмет закупки:

1) бумага кабельная;

2) бумага для копировального аппарата в пачках;

3) бумага белая для принтера и другой офисной техники (формата А4);

4) бумага многофункциональная формата А3;

5) фотобумага матовая односторонняя;

6) бумага для офисной техники (формат А4);

7) бумага для полноцветной лазерной печати (формат А3);

8) бумага для полноцветной лазерной печати (формат А4);

9) бумага для офисной техники;

10) бумага для копировально-множительной техники;

11) бумага офисная (А4);

12) бумага для офисной техники (формат А4);

13) бумага офисная (А4);

14) бумага листовая для офисной техники;

15) бумага для печати и копирования;

16) бумага для офисной техники;

17) бумага термокопировальная в рулонах;

18) бумага для факсимильного аппарата;

19) бумага для записей с липким краем;

20) термолента чековая;

21) термолента чековая;

22) полотенце бумажное двухслойное;

23) полотенца бумажные листовые двухслойные в упаковке;

24) полотенце бумажное однослойное в рулоне со втулкой;

25) полотенце бумажное листовое двухслойное в пачке;

26) полотенце бумажное двухслойное с тиснением;

27) полотенце бумажное однослойное в пачках;

28) полотенце бумажное листовое однослойное из вторичного сырья в пачке;

29) бумага туалетная трехслойная;

30) бумага туалетная двухслойная с тиснением и перфорацией;

31) бумага туалетная трехслойная рулонная на втулке;

32) бумага туалетная однослойная в рулоне со втулкой;

33) бумага туалетная в рулоне однослойная;

34) бумага туалетная однослойная с втулкой;

35) бумага туалетная двухслойная с тиснением и перфорацией;

36) покрытие гигиеническое одноразовое однослойное на сиденья для унитазов;

37) покрытие туалетное одноразовое на унитаз;

38) бумага для офисной техники А4 высокого качества;

39) бумага для офисной техники А3.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. Согласно введению к данному классификатору он предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных в том числе с обеспечением системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке.

Вышеуказанные товары, составляющие предмет закупки, относятся к одному и тому же классу «Код 17» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Кроме того, Комиссия находит обоснованными доводы Заказчика о формировании предмета данной закупки (лота) с учетом комплексной потребности Заказчика, для обеспечения экипировки и содержания пассажирского подвижного состава, в целях более эффективного расходования денежных средств, оптимизации трудовых и временных затрат и своевременного удовлетворения потребностей.

Разделение лота повлечет увеличение издержек Заказчика, что не соответствует предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции («Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Довод жалобы об обременении участника закупки заблаговременно произвести (приобрести) указанную в «Техническом задании» продукцию, путем установления требования о предоставлении в составе заявки участника сведений сертификата соответствия (декларации) на поставляемую продукцию также является необоснованным по следующим основаниям.

Пунктом 8.2 Технического задания (в редакции от 07.10.2023) предусмотрено, что Заказчик до заключения договора поставки вправе запросить документы у участника закупки, подтверждающие наличие права поставки на товар на любом законном основании.

Пункт 8.2 Технического задания (в редакции от 07.10.2023) не содержит требований, являющихся по мнению Заявителя незаконными (о предоставлении на изделия санитарно-гигиенического назначения номера декларации о соответствии и номера свидетельства о государственной регистрации).

Следовательно, закупочная документация свидетельствует об организации Закупки в полном соответствии с требованиями закона, соблюдении предусмотренных статьей 3 Закона № 223-ФЗ принципов отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках.

На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «МИНОПТ» на действия Заказчика — ОАО "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции снабжения - структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД" при организации открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 2703ЮАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки бумажной продукции необоснованной.

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                      С.В. Михин

Члены Комиссии                                                                              Р.В. Колмаков

                                                                                                        Д.В. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны