Решение б/н Решение от 17.05.2016 года по делу №200-з от 1 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Альфапромстрой» на действия ТУ Росимущества в Воронежской области
(дело № 200-з)
17.05.2016г.                                                                                                       г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя  Комиссии, заместитель начальника отдела; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
рассмотрев жалобу ООО «Альфапромстрой» на действия ТУ Росимущества в Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при подписании контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по реализации арестованного, конфискованного и иного имущества (номер извещения 0131100008016000015), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Альфапромстрой» на действия ТУ Росимущества в Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при подписании контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по реализации арестованного, конфискованного и иного имущества (номер извещения 0131100008016000015).
По мнению Заявителя, заказчиком нарушено законодательства о контрактной системе в части направления проекта контракта по указанной закупке, для подписания ООО «Альфапромстрой», несоответствующего положениям документации о закупке и предложению указанному в заявке, а именно:
1) в пункте 1.1. проекта контракта предмет, не соответствует предмету объекта закупки указанному в информационной карте, извещению об аукционе, документации об аукционе в электронной форме и заявке ООО «Альфапромстрой»;
2) в пункте 2.1 проекта контракта отсутствует цена контракта равная 0 рублей, указана только цена права на заключение контракта 1 573 750 руб.00 коп.;
3) в пункте 2.1 проекта контракта указано, что в цену права на заключение контракта включено НДС;
4) в пункте 9.1 проекта контракта неверно указан размер обеспечения исполнения контракта - 3000 рублей, тогда как учитывая, что снижение цены на аукционе составило более чем на двадцать пять процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта и обеспечение должно равняться 4500 рублей;
5) заказчиком неверно указаны штрафные санкции в пункте п.6.2  проекта контракта (а именно цена контракта составляет 0 рублей, а стоимость права на заключение контракта равна 1 573 750 руб.00 коп., ошибочно рассчитаны санкции от стоимости права на заключения контракта).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
ТУ Росимущества в Воронежской области в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по реализации арестованного, конфискованного и иного имущества (номер извещения 0131100008016000015).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.04.2016 №0131100008016000015-3 ООО «Альфапромстрой» было признано победителем указанной закупки.
29.04.2016 года ООО «Альфапромстрой» получило проект контракта. Посчитав, что проект контракта составлен с нарушением законодательства о контрактной системе 04.04.2016 года ООО «Альфапромстрой» был направлен протокол разногласий. Однако, заказчиком указанный протокол был оставлен без внимания и соответственно изменения в проект контракта внесены не были, в связи с чем ООО «Альфапромстрой» 06.05.2016 года был направлен повторно протокол разногласий.
Главой 3 параграфом 2 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем аукциона в электронной форме (электронный аукцион).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
Согласно частям 10 и 11 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Материалами дела установлено, что по результатам проведения указанного аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена более половины процента начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем победителем было признано лицо, предложившее наиболее высокую цену за право заключения контракта, а именно ООО «Альфапромстрой» с ценой на право заключения контракта равной 1573750 руб.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с извещением и документацией аукциона предметом закупки является оказание услуг по реализации арестованного, конфискованного и иного имущества.
Тогда как в пункте 1.1 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона установлено, что предметом контракта является реализация от имени Заказчика движимого имущества.
Как следует из совокупного толкования пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации, должна содержаться информация о наименовании и описании объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной систем первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Материалами дела установлено, что ООО «Альфапромстрой» подавая заявку на участие в аукционе выразило согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе в части условий указанных в проекте контракта являющегося неотъемлемой частью документации и размещенному в единой информационной системе в общем доступе.
Положениями части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что обжалование положений документации о таком аукционе возможно до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, принимая во внимание, что до подачи заявки ООО «Альфапромстрой» за разъяснениями к заказчику не обращалось, равно как не обжаловало в соответствующий контролирующий орган положения документации, а также не предоставило доказательств того, что указание предмета контракта подобным образом нарушает права и законные интересы ООО «Альфапромстрой» Комиссия не находит оснований для признания в жалобы в указанной части обоснованной.
На основании части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частями 6, 7, 9 статьи 68 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее — "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.
При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом, в том числе, следующего требования: участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное нулю.
В силу части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены на право заключить контракт исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:
1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В этом случае победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 11 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Из указанных норм права следует, что цена контракта при проведении электронного аукциона не может быть снижена до ноля. Однако, при снижении цены контракта до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта и ниже (но не до нуля), такой аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта, которая в этом случае является ценой за право заключения контракта. Победителем аукциона в этом случае является лицо, предложившее наибольшую цену за право заключения контракта.
Статья 70 Закона № 44-ФЗ определяет порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.
В случае, если аукцион проводится на право заключить контракт, контракт заключается только после внесения на соответствующий счет участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта (часть 12 статьи 70 Закона № 44-ФЗ).
Этому предшествует: размещение заказчиком в единой информационной системе проекта контракта без своей подписи; размещение победителем аукциона в единой информационной системе проекта контракта со своей подписью; размещение заказчиком в единой информационной системе контракта со своей подписью.
При этом, в силу части 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что цена контракта не может составлять ноль, а понятия «цена контракта» и «цена за право заключения контракта» являются понятиями тождественными в зависимости от того, в какой форме проводился аукцион (путем снижения начальной (максимальной) цены контракта или путем увеличения цены за право заключить контракт), то в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае заключения контракта по результатам аукциона за право заключить контракт заказчик должен разместить в единой информационной системе проект контракта, в который включается цена за право заключения контракта, предложенная победителем аукциона.
В рассматриваемом случае в проекте контракта заказчиком в пункте 2.1 было указано, что цена за право заключения контракта составляет 1 573 750 руб. 00 коп., что является надлежащим соблюдением требованием законодательства о контрактной системе.
В связи с указанным Комиссия не находит оснований для признания в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, пунктом 2.1 контракта также установлено, что в цену контракта включено НДС, что является нарушением в силу ниже следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (опубликовано на сайте ВАС РФ 24.06.2014) разъяснено, что при решении вопроса о том, кто именно по перечисленным в п. 4 ст. 161 НК РФ операциям является налоговым агентом - публичный орган, принимающий решение о реализации конкретного имущества, или организатор торгов (лицо, фактически проводящее торги), необходимо исходить из того, что таковым является орган (лицо), которому первоначально поступают денежные средства от продажи имущества.
Таким образом, в рассматриваемом случае, когда заказчику уплачивается цена за право заключения контракта, заказчик (бюджетная организация) не является плательщиком НДС. Следовательно, в контракте должно быть указано НДС не облагается.
Следовательно, указание в пункте 2.1 проекта контракта, что в цену контракта включено НДС является нарушением части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 9.1 проекта контракта установлено следующее: "обеспечение исполнение Контракта устанавливается в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта".
Кроме того, пунктом 9.2 проекта контракта установлен, что если при проведении электронного аукциона участниками закупки, с которым заключается Контракт цена предложена которая на 25 и более % ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником:
9.2.1 Либо обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракт, указанный в пункте 9.1. настоящего Контракта;
9.2.2. Либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки (согласно статьи 37 Закона о контрактной системе).
Таким образом, из анализа положений проекта контракта и положений законодательства о контрактной системе Комиссия не находит оснований для признания в действиях заказчика нарушений статьи 37 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила)).
Согласно указанным выше правилам штрафы и пени рассчитываются от цены контракта которую заказчик платит исполнителю.
Вместе с тем в рассматриваемом случае исполнитель уплачивает заказчику денежные средства за право на заключение контракта, в связи с чем применение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заключаемый контракт по своей сути является договором возмездного оказания услуг и регулируется нормами гл. 39 ГК РФ (ст. 779—783), которые в свою очередь носят общий характер в связи с чем, к данному договору применяются также общие положения главы 25 ГК РФ ответственность за нарушения обязательств.
На основании изложенного принимая во внимание специфику заключаемого контракта, в том числе то факт, что исполнитель оплачивает заказчику денежную сумму за право на заключение контракта указание в контракте штрафных санкций, рассчитываемых от цены контракта является нарушением части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок решила:
1. Признать жалобу ООО «Альфапромстрой» на действия ТУ Росимущества в Воронежской области при подписании контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по реализации арестованного, конфискованного и иного имущества (номер извещения 0131100008016000015) обоснованной в части:
- установления в пункте 2.1 проекта контракта цены за право заключения контракта, включающей НДС;
- установления в разделе 6 проекта контракта штрафных санкций, рассчитанных от цены за право заключения Контракта,
остальные доводы жалобы признать необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика - ТУ Росимущества в Воронежской области нарушения ч. 5, 7, 8 ст. 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ТУ Росимущества в Воронежской области предписание об устранении нарушений ч. 5, 7, 8 ст. 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, путем приведение проекта контракта в соответствие с требованиями законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 17.05.2016 года.
Председатель Комиссии                                                                        Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии                                                  Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                       Т.В. Артемьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны