Решение №036/06/33-302/2020 по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предприни... от 31 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <...> на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Павловская районная больница» в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (салфетки спиртовые) субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001020001215)
(дело № 036/06/33-302/2020)
26.03.2020 г.                                                                                                             г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 26.03.2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 31.03.2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Павловская районная больница»: <...>,
в отсутствии представителя от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (ходатайство от 26.03.2020 года),
в отсутствии представителей от ИП <...> (о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом).
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Павловская районная больница» в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (салфетки спиртовые) субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001020001215),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя <...> (далее - Заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Павловская районная больница» (далее — Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (салфетки спиртовые) субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001020001215) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно: Заказчиком установлены требования к «Салфетки спиртовые антисептические», которым соответствует продукция только одного производителя – «Баоин Каунти Фуканг Медикл Апплайенс Ко., ЛТД», Китай, регистрационное удостоверение выдано ООО «Юникорнмед» (№ФСЗ 2009/04575).
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласен и считает их необоснованными.
В заседании был объявлен перерыв до 26.03.2020 года 14:00 часов.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение №0131200001020001215 размещено: 10.03.2020 года в сети «Интернет» в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом закупки является поставка медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта: 884 957,50 рублей.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, указаны в приложении №4 - части III документации о проведении электронного аукциона «Описание объекта закупки».
1) В частности описанием объекта закупки установлено следующее:

№ п/п

ОКПД2

Наименование

Характеристики

Ед.изм.

Кол-во

1

21.20.24.160

Салфетка спиртовая для инъекции

Для обработки кожи до и после инъекции, размер: ширина не менее 60 мм и не более 65 мм, длина не менее 100 мм и не более 105 мм. Салфетка из нетканого материала, пропитанная 70⁰ раствором этилового спирта высшей очистки, плотностью не менее 40 г/м2 и не более 45 г/м2.

Возможна поставка в ином количестве с пересчетом на требуемое количество к поставке.

шт.

505000

2

21.20.24.160

Салфетки спиртовые антисептические

Салфетки спиртовые антисептические для обработки кожи до и после инъекции ( пропитка спирт изопропиловый 70%) размер: ширина не менее 200 мм и не более 205 мм; длина не менее 200 мм и не более 205 мм.

В упаковке не менее 200 штук. Возможна поставка в ином количестве с пересчетом на требуемое количество к поставке

уп.

100

3

21.20.24.160

Салфетки спиртовые антисептические

Салфетки спиртовые антисептические для обработки кожи до и после инъекции (пропитка спирт изопропиловый 70%),

Размер: ширина не менее 50 мм и не более 55 мм, длина не менее 75 мм и не более 80 мм.

В упаковке не менее 160 штук. Возможна поставка в ином количестве с пересчетом на требуемое количество к поставке.

уп.

250

Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 10 Закона о контрактной системе Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ).
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в аукционной документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам салфеток спиртовых антисептических в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации отсутствуют, следовательно, документация о проведении электронного аукциона не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В Описании объекта закупки документации об аукционе Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд заказчика, непосредственно применяющего закупаемый товар.
В зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Конечным потребителем закупаемых медицинских изделий является медицинский персонал Заказчика. Именно на основе потребностей персонала (с учётом специфики оказываемых услуг) формируется техническое задание и предъявляются требования к закупаемым медицинским изделиям.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Кроме того, согласно письменным возражения на жалобу, предоставленным Заказчиком на рассмотрении Комиссии, запрашиваемые в поз. 2 Технического задания салфетки спиртовые антисептические производятся большим числом производителей и широко представлены на российском рынке. Об этом свидетельствуют данные сайта Росздравнадзора (https://www.roszdravnadzor.ru/) на котором представлены сведения о регистрационных удостоверениях предлагаемых на рынке салфетках антисептических, соответствующие характеристикам, указанным в Техническом задании, например:
- РЗН 2013/487 Салфетка антисептическая из нетканого материала с изопропиловым спиртом по ТУ 9393-054-42965160-2012
• ФСЗ 2009/05782 от 21.12.2019 года Салфетка спиртовая APEXMED «Тайчжоу Канлин Хеалс Протекшн Продактс Ко., Лтд.», Китай.
• ФСЗ 2010/08841 от 31.12.2010 года Салфетки медицинские проспиртованные SUYUN (в контейнере и в индивидуальной упаковке), Цзянсу СУЮН Медикал Матириалс Ко., Лтд", Китай, Jiangsu Suyun Medical Materials Co., LTD Ltd.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) (далее - Обзор) Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. №11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Воронежского УФАС, приходит к выводу, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем довод заявителя является необоснованным.
Также Комиссия принимает во внимание следующие факты:
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающие установленным заказчиком требованиям.
Требование к предмету закупки, установленное в документации об электронном аукционе, распространяло свое действие на всех участников закупки, и каждый из них имел возможность его исполнить, так как салфетки спиртовые антисептические имеют каналы дистрибуции, свободно обращаются на российском рынке.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В адрес заявителя направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, согласно которому, в целях реализации прав предусмотренных ч.1 ст. 105 Закона о контрактной системе, заявителю необходимо было предоставить сведения и информацию, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов общества, документы об аккредитации на электронной торговой площадке, информацию о намерении участвовать в вышеназванном аукционе и претендовать на заключение соответствующего контракта, в том числе копии имеющихся лицензий, обеспечить явку представителей с соответствующей доверенностью для принятия участия в рассмотрении указанной жалобы.
Заявитель явку своих полномочных представителей не обеспечил, сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов не предоставил.
Кроме того, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части того, что товар, описанный в «Описании объекта закупки» рассматриваемого аукциона поставляется исключительно только одной компанией, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы, доказательств наступления последствий в виде ограничения конкуренции.
Руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Павловская районная больница» в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (салфетки спиртовые) субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (номер извещения 0131200001020001215) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                                С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                          Ю.В. Рощупкина
Член комиссии                                                                                               И.А. Тельпов 

Связанные организации

Связанные организации не указаны