Решение №036/06/105-628/2021 по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия департ... от 16 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы на действия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
дело № 036/06/105-628/2021
16.06.2021 г.                                                                                             г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 16.06.2021 года
В полном объеме решение изготовлено 16.06.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту – Комиссия; УФАС по ВО) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела;
Мелкумян Г.М. - член Комиссии, государственный инспектор,
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев жалобу ИП <…> (далее по тексту – Заявитель) на действия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее по тексту - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в областную собственность на территории Воронежской области (номер извещения: 0131200001021004632),
в присутствии сторон:
от Заказчика – <…>, <…> и <…>;
от Заявителя – <…>,

У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в областную собственность на территории Воронежской области (номер извещения: 0131200001021004632; далее - Конкурс).
Доводы жалобы ИП <…> заключаются в следующем.
По мнению заявителя, квалификация участника закупки, имеющего опыт по оформлению земель иного, не сельскохозяйственного назначения, будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого Конкурса, поскольку указанный Заказчиком критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях от 15.06.2021 г. № 52-13-8551.
Кроме того, в УФАС по ВО поступили возражения уполномоченного органа б/д б/н.
Заслушав пояснения Заказчика и Заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе), Комиссия установила следующее.
Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 04.06.2021 г. размещено извещение № 0131200001021004632 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в областную собственность на территории Воронежской области, вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, одним из критериев, устанавливаемых заказчиком в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее по тексту - Правила) установлено, что «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно техническому заданию Конкурса заказчику требуется к выполнению комплекс юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в областную  собственность на территории Воронежской области.
Приложением к информационной карте Конкурса установлены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг (далее по тексту – Правила Конкурса).
Так, согласно пункту 2.1 Правил Конкурса показателем нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» является:
- Опыт участника закупки по оказанию аналогичных предмету открытого конкурса комплекса услуг (оказание комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения, сформированных из массивов невостребованных земельных долей муниципальных образований, с целью оформления их в государственную собственность) за период 2012-2020 годы.
Показатель «Опыт участника закупки» оценивается по сумме цены исполненных участником закупки государственных/муниципальных контрактов (договоров) на оказание комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения, сформированных из массивов невостребованных земельных долей муниципальных образований, с целью оформления их в государственную собственность (НЦБi1).
Предметом оценки по данному показателю является наличие у участника закупки успешного опыта оказания комплекса юридических услуг в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, сформированных из массивов невостребованных земельных долей муниципальных образований в интересах субъекта Российской Федерации, за период 2012-2020.
Данный показатель подтверждается копиями исполненных государственных/муниципальных контрактов (договоров) на данные виды услуг/работ и копиями актов приемки оказанных услуг/работ.
Оценке не подлежат контракты, услуги/работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Оценка в баллах, присуждаемая заявке, определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Значимость критерия оценки «Опыт участника по выполнению работ сопоставимого  характера и объема» (ЗКНЦi1) составляет 100%.
Представители Заказчика пояснили, что критерии оценки заявок и порядок оценки заявок установлены в конкурсной документации в соответствии с законодательством о контрактной системе, исходя из объекта закупки, с учетом потребности заказчика.
Кроме того, установленные критерии оценки заявок и порядок оценки заявок соответствуют объему требуемых к выполнению комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения. Доказательств обратного заявителем не представлено.
На основании изложенного Комиссия УФАС по ВО приходит к выводу о том, что критерии, порядок оценки заявок, установленные в конкурсной документации, не противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пунктам 3, 4, 10, 11, 27 Правил.
Конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность поучаствовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение конкуренции.
Более того, участники закупки, не набравшие максимальное количество баллов по нестоимостному критерию, имеют возможность набрать большее количество баллов по стоимостному критерию и стать победителем закупки.
Кроме того, Комиссия УФАС по ВО полагает, что установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно выявляет опыт участников закупки путем оценки цены исполненных государственных/муниципальных контрактов (договоров) на оказание комплекса юридических услуг по оформлению исключительно земель сельскохозяйственного назначения, в данном случае является необоснованным, поскольку оформление рассматриваемой категории земель осуществляется в  ином, не в аналогичном оформлению других категорий земель, порядке.
Также Комиссия Воронежского  УФАС России учитывает, что гражданско-правовые договоры вне рамках контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте подрядчика, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок единая комиссия не может получить информацию о достоверности таких договоров, так как информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия УФАС по ВО приходит к выводу о том, что Заявителем не подтверждено нарушение Заказчиком требований пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП <…> на действия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее по тексту - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание комплекса юридических услуг по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в областную собственность на территории Воронежской области (номер извещения: 0131200001021004632) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                                  С.В. Михин
Члены Комиссии                                                                                        Г.М. Мелкумян
                                                                                                                         И.А. Тельпов

Связанные организации

Связанные организации не указаны