Решение б/н Решение от 21.02.2012 года по делу №22-7р от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 22-7р
«21» февраля 2012 года                                                                город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>;
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 22-7р по признакам нарушения
- Автономным учреждением Воронежской области "Редакция Панинской районной газеты «Наш край» (396140, Воронежская область, Рабочий (заводской) поселок Панино, ул. Красная площадь, 39, ИНН 3621002750) (далее - АУ ВО "Редакция Панинской районной газеты «Наш край»).
- Индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>) требований части 1 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
в присутствии <…> – <…> АУ ВО "Редакция Панинской районной газеты «Наш край» <…>, ИП <…>, установила:
В средстве массовой информации - Панинская общественно-политическая газета «Наш край» в номере № 6 (11447) на полосе № 4 за 28 января 2012 г. размещена следующая текстовая информация:
«Пластиковые окна, металлочерепица, профнастил, сайдинг металлический. 8-(473) 22-99-409, 8-920-22994-09. Сезонные скидки! Кредит!» (далее – рассматриваемая информация).
07.02.2012 г. в отношении АУ ВО "Редакция Панинской районной газеты «Наш край» и ИП <…> вынесено определение о возбуждении дела № 22-7р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрение дела назначено на 12 часов 00 минут 21 февраля 2012 года.
На рассмотрении дела представитель АУ ВО "Редакция Панинской районной газеты «Наш край», а также ИП <…> признали факт нарушения законодательства о рекламе.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», указанная информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (пластиковые окна, металлочерепица, профнастил, сайдинг металлический, кредит) формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является кредит.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Рассматриваемая реклама, размещенная в номере № 6 (11447) на полосе № 4 за 28 января 2012  г. СМИ - Панинская общественно-политическая газета «Наш край» содержит предложение, обращенное к покупателям товаров в кредит, то есть, направлено на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугой по предоставлению кредита при покупке пластиковых окон, металлочерепицы, профнастила, сайдинга, металлических дверей. При этом рекламная информация не содержит сведений о лице, оказывающем услугу по предоставлению кредита, которые являются в силу требований Федерального закона «О рекламе», обязательными.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании статьи 822 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В спорной рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг «в кредит», такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям  части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Тем самым, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредит) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте указанной рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания «в кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит  потенциальных клиентов Общества в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), а так же пояснений в ходе рассмотрения дела ИП <…> Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. При этом в содержании рассматриваемой рекламы указаны номера телефонов услуг, предоставляемых ИП <…>, при этом финансовые услуги не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ИП <…>, что не допускается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы на основании выходных данных Панинской общественно-политической газеты «Наш край» является АУ ВО "Редакция Панинской районной газеты «Наш край».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»  рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы, исходя из содержания рекламы, является  ИП <…>.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе,  частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 ФЗ  «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписаний рекламодателю и рекламораспространителю о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу «Пластиковые окна, металлочерепица, профнастил, сайдинг металлический. 8-(473) 22-99-409, 8-920-22994-09. Сезонные скидки! Кредит!», распространенную в СМИ – Панинская общественно-политическая газета «Наш край» в номере № 6 (11447) на полосе № 4 за 28 января 2012 г., поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28, ч.7 ст.5  ФЗ «О рекламе».
2. Выдать АУ ВО "Редакция Панинской районной газеты «Наш край» предписание о прекращении нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».
3. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения ч.1ст. 28, ч.7 ст.5  ФЗ «О рекламе».
Решение изготовлено в полном объеме «24» февраля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны