Заключение №036/04/10-209/2020 об обстоятельствах дела по признакам нарушения ООО «Святогор... от 1 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 036/04/10-209/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
01.09.2020                                                                                                          г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. - заместитель руководителя Управления - начальник отдела,
Мелкумян Г.М. – государственный инспектор,
Панкратьева Е.В. – ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 036/04/10-209/2020, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Святогор» (ИНН/КПП 3664117139/366401001, ОГРН 1123668006637, дата регистрации 08.02.2012 г., юридический адрес: 394006, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Свободы, 75, котельная) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в невыполнении обязанностей, предусмотренных пунктами 11,12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245, по обеспечению бесперебойного теплоснабжения, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга добросовестных потребителей, руководствуясь статьей  48.1 Закона о защите конкуренции,

У С Т А Н О В И Л А:
09.12.2019 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) поступило заявление ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» на бездействие ООО «Святогор», выразившееся в непринятии всех необходимых мер для обеспечения бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению, которое могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга добросовестных потребителей.
Как было установлено в ходе проведения проверки, между ООО «Святогор» и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» заключены договоры № 11-6-4-3344/14 от 01.12.2014 г. и № 11-6-4-3344/17/333 от 20.12.2016 г. на поставку газа в котельную, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Урывского, 8.
По состоянию на 03.12.2019 г. ООО «Святогор» имел просроченную задолженность за поставленный газ в размере <…> млн.рублей (за март 2018-октябрь 2019).
В связи с изложенным, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», руководствуясь пунктом 8 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила № 1245), направило ООО «Святогор» ряд уведомлений о возможном ограничении поставки газа.
Воронежским УФАС России, в целях проверки фактов, изложенных в заявлении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», 25.12.2019 г. был направлен запрос № 04-16/8305 в адрес ООО «Святогор» о необходимости предоставления информации о количестве добросовестных потребителей, технологически присоединенных к их тепловым сетям, а также о мерах, принятых в целях обеспечения теплоснабжения, в том числе горячего водоснабжения добросовестным потребителям, технологически присоединенных к сетям ООО «Святогор».
17.01.2020 г. в Управление поступила информация от ООО «Святогор», из которой установлено следующее:
1) Общее количество потребителей, технологически присоединенных к тепловым сетям ООО «Святогор» - 1211 субъектов, а именно: 32 юридических лица (в том числе БУЗ ВО «ВГКБСМП» № 10 (роддом, больница), МБДОУ «Детский сад № 99», МБДОУ «Детский сад № 183»), 1179 физических лиц;
2) Количество добросовестных потребителей, технологически присоединенных к тепловым сетям ООО «Святогор» - 1158 субъектов, а именно: 29 юридических лиц, 1129 физических лиц.
3) Каких-либо мер, установленных действующим законодательством по обеспечению своих добросовестных абонентов коммунальным ресурсом, ООО «Святогор» не принималось.
Таким образом, по состоянию на 17.01.2020 г., ООО «Святогор» не был предоставлен в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» расчет необходимого объема газа для обеспечения своих добросовестных абонентов коммунальным ресурсом.
В связи с установлением в действиях ООО «Святогор» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Управлением было возбуждено дело № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 25.03.2020 г. в 14 ч. 00 мин. (мск).
25.03.2020 г. на рассмотрение настоящего дела представители ООО «Святогор» и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением от 25.03.2020 г. № 04-16/2010 рассмотрение дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 30.04.2020 г.
30.04.2020 г. на рассмотрение настоящего дела представители ООО «Святогор» и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением от 30.04.2020 г. № 04-16/2839 рассмотрение дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 29.05.2020 г.
29.05.2020 г. на рассмотрение настоящего дела представители ООО «Святогор» и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением от 29.05.2020 г. № 04-16/3521 рассмотрение дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 15.07.2020 г.
15.07.2020 г., в связи с необходимостью получения запрошенных у ООО «Святогор» документов и информации, объявлялся перерыв рассмотрении дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства до 22.07.2020 г. 14 час. 00 мин.
22.07.2020 г. в рассмотрении настоящего дела участвовали представители ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» - <…> и <…>, а также представители ООО «Святогор» - <…> ООО «Святогор» - <…> и <…> (доверенность от 14.07.2020 г.)
Представители ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» поддержали доводы, изложенные в ранее представленных письменных объяснениях и указали на наличие признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Святогор».
Представители ООО «Святогор» дали пояснения, согласно которым считают, что  в действиях ООО  «Святогор» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции, поскольку в связи с отсутствием у последнего технической возможности введения ограничения пользования коммунальным ресурсом в отношении недобросовестных потребителей, у ООО «Святогор» отсутствует обязанность по выполнению требований, предусмотренных пунктами 11, 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245.
Определением от 22.07.2020 г. № 04-16/4792 рассмотрение дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 25.08.2020 г.
25.08.2020 г., в связи с необходимостью подготовки заключения об обстоятельствах дела № 036/04/10-209/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, объявлялся перерыв в рассмотрении настоящего дела до 01.09.2020 г. 14 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/04/10-399/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Воронежским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в зоне деятельности сетей ООО «Святогор», по результатам которого у ООО «Святогор» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению от 05.03.2020 г.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Как следует из материалов настоящего дела, приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 17.12.2018 г. № 53/15 (далее – Приказ № 1) для ООО «Святогор» установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на территории городского округа город Воронеж, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 03.12.2019 г. № 50/52 в Приказ № 1 внесены изменения.
Таким образом, ООО «Святогор» является теплоснабжающей организацией, которая как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги; при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил № 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Из смысла указанных положений в их взаимосвязи следует, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку газа организациям потребителям при наличии непогашенной задолженности по его оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил № 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением (включая организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов), срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
Из материалов дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в адрес ООО «Cвятогор» (более за 20 дней до планируемой даты введения ограничения) были направлены уведомления о введении в отношении ООО «Святогор» ограничения подачи (поставки) газа, основанием которых является неисполнение обязательств по оплате поставленного газа в установленный контрактом срок, допущенное более 2-х раз.
Согласно пункту 11 Правила № 1245, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
В силу пункта 12 Правил № 1245 исполнение этой обязанности может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.
Согласно пункту 13 Правил № 1245 в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев.
Вместе с тем по состоянию на 01.09.2020 г. в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» от ООО «Святогор» не поступила информация, предусмотренная пунктом 12 Правил № 1245 - о расчете необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения объема газа.
Правила организации теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ № 808 от 08.08.2012 (далее - Правила теплоснабжения), устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
Согласно пункту 76 Правил теплоснабжения ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;
- выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; наличие обращения потребителя о введении ограничения;
- иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
Таким образом, в целях избежания нарушения прав добросовестных абонентов, принятие указанных в пункте 12 Правил № 1245 мер обязательно и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям.
При указанных обстоятельствах, ООО «Святогор» не были предприняты все необходимые меры, предусмотренные пунктами 11-12 Правил № 1245, по обеспечению своих добросовестных абонентов коммунальным ресурсом - теплоснабжением, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга добросовестных потребителей тепловой энергии.
Доводы ООО «Святогор» о том, что, принятие каких-либо мер, установленных действующим законодательством по обеспечению своих добросовестных абонентов коммунальным ресурсом, в том числе по предоставлению в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» расчета необходимого объема газа для обеспечения своих добросовестных абонентов коммунальным ресурсом, не входит в его обязанности, так как у организации отсутствует техническая возможность введения ограничения подачи коммунального ресурса недобросовестным потребителям, является необоснованным, поскольку противоречит пунктам 11 и 12 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245, которыми данная обязанность у организации предусмотрена вне зависимости от того, имеется ли техническая возможность введения ограничения подачи ресурса недобросовестным потребителям.
Таким образом, бездействие ООО «Святогор», выразившееся в непринятии всех необходимых мер для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязанности по оплате потребленной тепловой энергии, а именно: бездействие по неисполнению предусмотренных пунктами 11-12 Правил № 1245 обязанностей по обеспечению теплоснабжения добросовестных потребителей, не имеющих задолженности, содержит в себе признаки злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии                                              С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                         Г.М. Мелкумян
                                                                                   Е.В. Панкратьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны