Решение б/н Решение от 23.09.2011 года по делу №257-10К от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 257-10К о нарушении антимонопольного законодательства
23 сентября 2011 г.                                                                                           г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 23 сентября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> – председатель Комиссии; <...> – члены Комиссии,
рассмотрев дело № 257-10К, возбужденное по признакам нарушения Семилукским потребительским кооперативом «Водопотребление» (далее – ССПК «Водопотребление»; 396907, г. Воронежская область, Семилукский район, с. Семилуки, ул. Мурзы, д. 30 А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:
представителя ССПК «Водопотребление» – <...>, установила:
22.07.2011 г. в Управление поступило коллективное заявление жителей ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области на действия ССПК «Водопотребление» по прекращению в течение 5 недель (апрель — май 2011 г.) оказания потребителям — жителям жилых домов по ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области услуг по  водоснабжению, а также взимание платы за указанные услуги по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, 17.08.2011г. Управлением в отношении ССПК «Водопотребление» возбуждено дело № 257-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически, технологически необоснованном прекращении оказания потребителям – жителям жилых домов по ул. Комсомольской села Семилуки Семилукского района Воронежской области услуг по водоснабжению, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Рассмотрение дела № 257-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.08.2011 г.
31.08.2011 г. рассмотрение дела № 257-10К о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 14.09.2011 г.
В процессе рассмотрения дела № 257-10К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 15.09.2011 г.
15.09.2011 г. в ходе рассмотрения дела № 257-10К представитель ССПК «Водопотребление» пояснил, что в течение 5 недель (апрель - май) 2011 г. жителям жилых домов по ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области было прекращено водоснабжение. Как следует из указанных пояснений, данная ситуация возникла в связи с недостаточностью необходимых объемов воды, а также большим расходом воды жителями с. Семилуки в летний период.
Также представитель ССПК «Водопотребление» пояснил, что плата за услуги по водоснабжению и водоотведению взимается в соответствии с решением Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения Семилукского района Воронежской области от 17.12.2009 г. № 175, а дополнительная плата (150 рублей с каждого жителя) взимается в целях покрытия потери воды.
Представитель ССПК «Водопотребление» предоставил документы, подтверждающие изменение с 26.07.2011 г. организационно-правовой формы указанного юридического лица с Семилукского сельского потребительского общества «Водопотребление» на Семилукский сельский потребительский кооператив «Водопотребление».
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лица, участвующего в рассмотрении дела № 257-К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии фактов злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ССПК «Водопотребление» по экономически, технологически необоснованному прекращению в течение 5 недель (апрель - май 2011 г.) оказания потребителям – жителям жилых домов по ул. Комсомольской села Семилуки Семилукского района Воронежской области услуг по водоснабжению/водоотведению, а также в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие) как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании указанной нормы Управлением при рассмотрении настоящего дела был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, на котором действует ССПК «Водопотребление».
Согласно аналитическому отчету состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению Семилукского сельского поселения Семилукского района Воронежской области от 14.09.2011 г. доля ССПК «Водопотребление», действующего на указанном рынке, превышает пятьдесят процентов (фактически составляет 100%), в связи с чем его положение на данном товарном рынке, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», является доминирующим.
Отношения, связанные с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг гражданам регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальной услугой является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно приведенных выше норм, ССПК «Водопотребление» является исполнителем коммунальных услуг по снабжению питьевой водой и водоотведению.
В соответствии с требованиями пункта 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Пунктом 82 указанных Правил предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения; неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан.
Согласно пункта 85 Правил, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
При рассмотрении настоящего дела, Комиссией Управления не установлено ни одного из вышеуказанных оснований для прекращения в течение 5 недель (апрель — май 2011 г.) со стороны ССПК «Водопотребление» услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям - жителям жилых домов по ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области. Каких-либо доказательств, подтверждающих факты наличия указанных оснований, представитель ССПК «Водопотребление» в материалы дела не предоставил.
С учетом изложенного, действия ССПК «Водопотребление» по экономически, технологически необоснованному прекращению в течение 5 недель (апрель-май 2011 г.) оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям - жителям жилых домов по ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области привели к нарушению прав и интересов жителей указанных жилых домов, в связи с чем являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что на момент вынесения решения по настоящему делу, ССПК «Водопотребление» возобновило оказание услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям —жителям жилых домов по ул. Комсомольской села Семилуки Семилукского района Воронежской области.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции) для прекращения рассмотрения дела № 257-10К в части экономически, технологически необоснованного прекращения в течение 5 недель (апрель — май 2011 г.) оказания потребителям — жителям жилых домов по ул. Комсомольской села Семилуки Семилукского района Воронежской области услуг по водоснабжению и водоотведению в связи с добровольным устранением ССПК «Водопотребление» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ (далее – Закон Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса), подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в частности производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 4 Закона Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Воронежской области таким органом является Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее — УРТ ВО; п. 3.1.10 Положения об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области, утв. Постановлением Воронежской области от 18.05.2009 № 397).
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что для ССПК «Водопотребление» УРТ ВО тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению не устанавливало. Доказательств того, что ССПК «Водопотребление» обращался в УРТ ВО для установления указанного тарифа не предоставлено. Плата за услуги по водоснабжению и водоотведению взимается в соответствии с решением Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 17.12.2009 г. № 175, который не является уполномоченным государственным органом в области государственного регулирования тарифов.
При указанных обстоятельствах, действия ССПК «Водопотребление» по незаконному установлению и взиманию с потребителей - жителей жилых домов по ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области платы за услуги по водоснабжению/водоотведению, не утвержденной соответствующим государственным органом, нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, в связи с чем являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности ССПК «Водопотребление», Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «б» и подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления ССПК «Водопотребление» доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у ССПК «Водопотребление» доминирующего положения на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению Семилукского сельского поселения Семилукского района Воронежской области.
2. Признать действия ССПК «Водопотребление» по экономически, технологически необоснованному прекращению в течение 5 недель (апрель — май 2011 г.) оказания потребителям — жителям жилых домов по ул. Комсомольской села Семилуки Семилукского района Воронежской области услуг по водоснабжению/водоотведению злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Производство по делу № 257-10К о нарушении антимонопольного законодательства в указанной части прекратить в связи с добровольным устранением ССПК «Водопотребление» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Выдать ССПК «Водопотребление» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
4. Признать действия ССПК «Водопотребление» по незаконному установлению и взиманию с потребителей - жителей жилых домов по ул. Комсомольской с. Семилуки Семилукского района Воронежской области платы за услуги по водоснабжению/водоотведению, не утвержденной соответствующим государственным органом, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
5. Выдать ССПК «Водопотребление» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
6. Выдать ССПК «Водопотребление» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны