Решение б/н Решение от 03.08.2012 года по делу №257-з от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «КСК технологии» на действия заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям при проведении открытого конкурса на выполнение работ по доработке сервисных запросов и создание электронных сервисов, модернизация автоматизированного рабочего места Системы межведомственного электронного взаимодействия (АРМ СМЭВ) (вторая очередь) (реестровый номер торгов - 0131100013312000018)
(дело № 257-з)
03.08.2012 год                                                                                                        г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: <…> - председатель Комиссии; <…> - члены Комиссии,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям <…>, <…>, <…>,
в отсутствие должным образом уведомленного заявителя - ЗАО «КСК технологии»,
рассмотрев жалобу ЗАО «КСК технологии» на действия заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (Управление Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по доработке сервисных запросов и создание электронных сервисов, модернизация автоматизированного рабочего места Системы межведомственного электронного взаимодействия (АРМ СМЭВ) (вторая очередь) (реестровый номер торгов — 0131100013312000018) (далее - конкурс), установила:
27.07.2012 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ЗАО «КСК технологии» (далее — заявитель) на действия заказчика - Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям (далее — заказчик) при проведении конкурса.
По мнению заявителя были нарушены его права и законные интересы действиями заказчика по установлению в пунктах 8.1.2.4, 8.1.2.5 8.1.2.6 раздела 8 конкурсной документации положений, не соответствующих требованиям законодательства о размещении заказов. А именно.
Согласно п.8.1.2.4 (Требования к функциональности действующего макета): «Программное обеспечение действующего макета должно позволять выполнять следующие функции: передача введенных данных в сервис СМЭВ, получение ответа от сервиса СМЭВ и отображение полученных данных пользователю. В соответствии с п. 8.1.2.5 (Требования к условиям подготовки действующего макета) программное обеспечение действующего макета должно быть разработано на собственных программно-аппаратных средствах участника размещения заказа.
При этом согласно п. 10 Положения о Единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением от 8 сентября 2010 г. № 697 Правительства РФ «О единой системе межведомственного взаимодействия» подключению к системе взаимодействия подлежат:
а) федеральные государственные информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов;
б) региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления;
в) отдельные информационные системы иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций на основе договоренности указанных органов или организаций и оператора системы взаимодействия.
Таким образом, по мнению заявителя, для участников, не имеющих доступа к СМЭВ, не представляется технически возможным реализовать указанные функции.
Кроме того, в п.8.1.2.6 (Требования к результатам подготовки действующего макета, включаемым в заявку) указано:
«Результаты подготовки действующего макета должны быть представлены в электронном виде на отдельном компакт-диске, в составе:
1. Порядок ведения запросов в рамках оказания государственных услуг в части формирования, редактирования, поиска, просмотра и получения ответа на
отправленные запросы.
2. Дистрибутив программного обеспечения действующего макета.
3. Тестовые ключи на носителе.
4. Исходные тексты программного обеспечения действующего макета.
5. Инструкция по инсталляции действующего макета на тестовом стенде Заказчика.
6. Инструкция по выполнению сценариев проверки действующего макета, требования к подготовке которой указаны в пункте 1.2. 7 настоящего документа.
7. Формируемые запросы из программного обеспечения АРМ СМЭВ РСХН должны быть подписаны тестовой электронной подписью участника».
По мнению заявителя, учитывая тот факт, что заказчик предъявил к поставляемому в составе заявки макету требования, как к полноценной системе, которую он реализовал в ходе первого этапа построения АРМ СМЭВ, предъявлять требования на передачу исходных кодов (п.4) незаконно, так как передача исходных кодов без заключения предварительных договоров обозначает передачу исключительных прав на программное обеспечение. Пп. 7 требует без наличия АРМ СМЭВ РСХН, который был разработан в ходе выполнения работ предыдущего этапа и который не предоставляется участникам, подписать выходящие с него запросы электронной подписью.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о размещении заказов.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Комиссия установила следующее.
29.06.2012 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение о проведении конкурса и конкурсная документация.
В соответствии с протоколом № 29 от 01.08.2012 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на участие в конкурсе подано 2 заявки: ООО «Организационно-технологические решения 2000», ООО "БСС-Безопасность".
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пунктами 14,15 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона,  порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме, установленной конкурсной документацией (ст. 25 Закона о размещении заказов).
Согласно ч.ч.1,2 ст.28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса… Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Частью 4 ст.28 Закона о размещении заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта … и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п.1.1 ч.4 ст.28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 4.1 ст. 28 Закона о размещении заказов).
В соответствии с ч.7 ст.28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (ч. 8 ст. 28 Закона о размещении заказов).
Ознакомившись с конкурсной документацией, Комиссией установлено следующее.
 В пункте 4.11.5 раздела 4 конкурсной документации содержатся критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена государственного контракта,
- качество работ, услуг и  квалификация участника конкурса,
- срок выполнения работ.
В соответствии с Таблицей №1 пункта 4.11.8 раздела 4 конкурсной документации  показателем критерия «качество работ, услуг и  квалификация участника конкурса» является: «выполнение контрольного примера, оцениваемое в соответствии с положениями раздела 8 конкурсной документации» (Описание контрольного примера).           
Согласно п.8.1.1. раздела 8 конкурсной документации «с целью подтверждения квалификации и компетенции в области разработки программного обеспечения, предназначенного для межведомственного информационного обмена при предоставлении государственных услуг Исполнитель должен включить в свою заявку действующий макет. Требования к действующему макету являются едиными для всех участников конкурса. Подготовка действующего макета предусматривает разработку Порядка ведения запросов в рамках оказания государственных услуг в части формирования, редактирования, поиска, просмотра и получения ответа на отправленные запросы».
Пунктом 8.1.2.1 раздела 8 конкурсной документации (Состав исходных материалов) установлено, что пакет исходных материалов для подготовки действующего макета включает документы, находящиеся в открытом доступе для всех Участников:
- Регламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия, Оператора единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Оператора эксплуатации инфраструктуры электронного правительства при организации межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия версия 2.0., размещенный на сайте (smev.gosuslugi.ru),
- Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии, версия 2.4.4., размещенные на сайте (smev.gosuslugi.ru),
- Методические рекомендации по использованию электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии (версия 4.3), размещенные на сайте (smev.gosuslugi.ru),
- Типовое описание формата электронного сервиса СМЭВ и Руководство пользователя сервиса СМЭВ, размещенное на сайте (smev.gosuslugi.ru)»,
- Методические рекомендации по составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (версия 1.4), размещенные на сайте (smev.gosuslugi.ru),
 - Типовое описание формата электронного сервиса СМЭВ и Руководство пользователя сервиса СМЭВ, размещенное на сайте  (smev.gosuslugi.ru),
а также Административные регламенты исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственных услуг, предоставляемые по письменному запросу Участника.
В рамках подготовки действующего макета необходимо: разработать документ «Порядок ведения запросов в рамках оказания государственных услуг в части формирования, редактирования, поиска, просмотра и получения ответа на отправленные запросы» (далее - Порядок); разработать программное обеспечение действующего макета для обеспечения выполнения требований разработанного Порядка, в соответствии с функциональными требованиями к действующему макету, изложенными в разделе 1.2.4 настоящего документа (п. 8.1.2.2. раздела 8 конкурсной документации).        
Пункт 8.1.2.4. раздела 8 конкурсной документации содержит перечень пользовательских функций программного обеспечения действующего макета, в том числе: «Передача введенных данных в сервис СМЭВ», «Получение ответа от сервиса СМЭВ и отображение полученных данных  пользователю».
Пунктом 8.1.2.5. раздела 8 конкурсной документации установлены требования к условиям подготовки действующего макета:
«- программное обеспечение действующего макета должно быть разработано на платформе Bonita BPM Engine и СУБД PostgreSQL, BPM, CryptoPro 3.6.;
- программное обеспечение действующего макета должно быть разработано на собственных программно-аппаратных средствах Участника;
- программное обеспечение действующего макета должно основываться и в полной мере использовать возможности аппаратного обеспечения, приведенного в пункте 1.3.1. «Описание тестового стенда» настоящего документа».
На рассмотрении жалобы представители  заказчика пояснили следующее.
Подпункты 8.1.2.4, 8.1.2.5 включены в состав конкурсной документации для демонстрации участником конкурса компетенции в части реализации технических решений "Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии" версии 2.4.4. по соблюдению форматов обмена со СМЭВ. В рамках установленных требований участник конкурса должен показать компетенцию по автоматизации положений административных регламентов с использованием форматов и технологий, доведенных "Методическими рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии" версии 2.4.4. на программное обеспечение, согласно требованиям, к действующему Макету. Таким образом, для демонстрации компетенций возможностей межведомственного взаимодействия в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии версии 2.4.4. непосредственного физического подключения к СМЭВ не требуется.
Представители заказчика пояснили также, что порядок и процессы взаимодействия информационных систем Участников взаимодействия СМЭВ установлены в документе: "Регламент взаимодействия Участников информационного взаимодействия, Оператора единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Оператора эксплуатации инфраструктуры электронного правительства при организации межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия". Данный регламент утвержден протоколом Подкомиссии от 09.09.2011г. № 15 Раздел II п.2.
Согласно п. 5.11 вышеуказанного Регламента для разработки и тестирования информационной системы, предназначенной для взаимодействия с СМЭВ, не требуется подключение Участника к СМЭВ. В целях тестирования и разработки информационных систем необходимо использовать общедоступную среду СМЭВ.
Описания электронных сервисов, методики тестирования, а так же контрольные примеры для выполнения тестирования расположены на общедоступном Технологическом портале СМЭВ (http://smev.gosuslugi.ruhttp://smev.gosuslugi.ru).
Электронные сервисы тестовой СМЭВ доступны в сети Интернет для всех Участников (например, сервис МВД России "Сведения о получении, назначении, неполучении пенсии и о прекращении выплат" имеет следующий интернет-адрес http://188.254.16.92:7777/gateway/services/SID0003221?wsdl). Контрагенты Россельхознадзора по запросам, для которых существуют сервисы в тестовом СМЭВ ФНС: http://188.254.16.92:7777/gateway/services/SID0003080?wsdl)-Электронный сервис «Предоставление кратких сведений и/или выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти», Казначейство: http://l88.254.16.92:7777/gateway/services/SID0003026?wsdl - Сервис системы учета начислений и фактов оплаты государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов.
Таким образом, для разработки информационной системы, взаимодействующей с электронными сервисами СМЭВ отсутствует необходимость обеспечения доступа этой системы к СМЭВ, в связи с возможностью использования общедоступного полнофункционального аналога, размещенного в  сети Интернет.
Комиссией установлено также, что согласно п.8.1.2.6. раздела 8 конкурсной документации: «Результаты подготовки действующего макета должны быть представлены в электронном виде на отдельном компакт-диске, в составе:
1. Порядок ведения запросов в рамках оказания государственных услуг в части формирования, редактирования, поиска, просмотра и получения ответа на отправленные запросы.
2. Дистрибутив программного обеспечения действующего макета.
3. Тестовые ключи на носителе.
4. Исходные тексты программного обеспечения действующего макета.
5. Инструкция по инсталляции действующего макета на тестовом стенде Заказчика.
6. Инструкция по выполнению сценариев проверки действующего макета, требования к подготовке которой указаны в  пункте 1.2.7 настоящего документа.
7. Формируемые запросы из программного обеспечения АРМ СМЭВ РСХН должны быть подписаны тестовой электронной подписью Участника».
На рассмотрении жалобы представители  заказчика пояснили следующее.
Переход исключительного права на объект авторского права (программу для ЭВМ) в соответствии с Гражданским кодексом РФ возможен: по договору об отчуждении исключительного права (ст.ст. 1234, 1285 ГК РФ); в случаях перехода исключительного права к другим лицам без договора (ст.ст. 1241, 1283, 1284 ГК РФ), по договору авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ), в результате создания программ для ЭВМ по заказу, по государственному и муниципальному контракту, при выполнении работ по договору (ст.ст. 1296, 1297, 1298 ГК РФ), в результате создания служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ), в результате отчуждения оригинала произведения его собственником, не являющимся его автором (ст. 1291 ГК РФ).
Передача исходных кодов действующего макета в составе конкурсной заявки не является ни одним из перечисленных выше оснований перехода исключительного права на программное обеспечение. Законодатель не связывает переход исключительного права на программу для ЭВМ с передачей исходных кодов на неё.
Требованиями, установленными в п.п.7 п.8.1.2.6 определяется компетенция Участника в вопросах встраивания электронной подписи в электронное сообщение, адресованное сервису СМЭВ. АРМ СМЭВ РСХН формирует сообщения согласно Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010г. № 190 "0б утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия", а так же требований документа "Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии" версии 2.4.4. Для разработки и тестирования модуля наложения электронной подписи нет необходимости в использовании электронных сообщений к сервисам СМЭВ сформированным АРМ СМЭВ РСХН. Достаточно воспользоваться контрольными примерами, приведенными в Руководствах пользователя по интересующим Участника сервисам, доступным в сети Интернет (например, руководство сервиса Федеральной налоговой службы "Предоставление кратких сведений и/или выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти").
Принимая во внимание изложенное, Комиссия полагает, что требования пунктов 8.1.2.4, 8.1.2.5 8.1.2.6 раздела 8 конкурсной документации не противоречат   требованиям законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика - Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям при проведении открытого конкурса на выполнение работ по доработке сервисных запросов и создание электронных сервисов, модернизация автоматизированного рабочего места Системы межведомственного электронного взаимодействия (АРМ СМЭВ) (вторая очередь) (реестровый номер торгов — 0131100013312000018).
На основании изложенного, учитывая непредставление заявителем надлежащих доказательств доводов, изложенных в жалобе, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч.3 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, решила:
признать жалобу ЗАО «КСК технологии» на действия заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям при проведении открытого конкурса на выполнение работ по доработке сервисных запросов и создание электронных сервисов, модернизация автоматизированного рабочего места Системы межведомственного электронного взаимодействия (АРМ СМЭВ) (вторая очередь) (реестровый номер торгов — 0131100013312000018) необоснованной, а факты, указанные в ней, не доказанными.
Резолютивная часть объявлена 03.08.2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 08.08.2012г.
Председатель Комиссии
Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны