Решение №036/06/33-911/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «КомплексСпорт» на де... от 18 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «КомплексСпорт» на действия заказчика – департамента строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка спортивного оборудования для обеспечения государственных нужд по объекту: «Реконструкция стадиона «Буран» по адресу: г. Воронеж, ул. Циолковского, 18» (извещение № 0131200001020007184)
(дело № 036/06/33-911/2020)
13.08.2020 год                                                                                                  г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, врио руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика — департамента строительной политики Воронежской области <…>,
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>;
заявителя - ООО «КомплексСпорт» <…>,
рассмотрев жалобу ООО «КомплексСпорт» на действия заказчика – департамента строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка спортивного оборудования для обеспечения государственных нужд по объекту: «Реконструкция стадиона «Буран» по адресу: г. Воронеж, ул. Циолковского, 18» (извещение № 0131200001020007184) (далее - аукцион),

у с т а н о в и л а :
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «КомплексСпорт» (далее - заявитель) на действия заказчика – департамента строительной политики Воронежской области (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в установлении в Техническом задании положений, ограничивающих количество участников закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
31.07.2020 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 11054286, 54 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.08.2020 года № 0131200001020007184-0 на участие в аукционе подано 2 заявки. Участники закупки, подавшие заяви на участие в аукционе, допущены к участию в аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Описанием объекта закупки, представленным в приложении 4 части 3 документации к аукционе (Техническое задание), установлены требования к характеристикам товара.
Согласно п.1.1 проекта контракта предметом контракта является поставка спортивного оборудования для обеспечения государственных нужд по объекту: «Реконструкция стадиона «Буран», г. Воронеж по адресу: г. Воронеж, ул. Циолковского, 18».
Поставщик обязуется передать Государственному заказчику товар, характеристики, параметры, технические данные которого указаны в Технической характеристике (приложение 2 к Контракту), выполнить погрузочно-разгрузочные работы, иные работы, включенные в цену Контракта, в сроки, предусмотренные статьей 3 настоящего Контракта, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях настоящего Контракта.
В соответствии с п.2.2. проекта контракта цена Контракта включает стоимость товара, упаковки, сборочных работ (включая комплектацию фурнитурой для крепления), погрузочно-разгрузочных работ, работ по доставке товара в места его установки и хранения, транспортные расходы, расходы по уборке и вывозу упаковочного материала, затраты по таможенному оформлению, уплату таможенных пошлин, налогов, обслуживание в гарантийный период и другие обязательные платежи, включаемые поставщиком в цену поставляемого товара, указанную в Расчете цены (Приложение 1).
Представитель заявителя пояснил, что монтажу подлежит следующее оборудование: Бровка съемная, п. 1 технического задания (ТЗ), Бровка стационарная, п. 2 ТЗ, Сектор для метания молота и диска, п. 3 ТЗ, Рама для установки доски для отталкивания, п. 4 ТЗ, Стойки финишные, п. 26 ТЗ, Ограждение хоккейное, п. 48 ТЗ. Согласно п. 2.2 проекта контракта цена контракта включает в себя стоимость «сборочных работ (включая комплектацию фурнитурой для крепления)». В соответствии с ответом заказчика на запрос о разъяснении положений документации об аукционе: «Поставщик осуществляет поставку оборудования с закладными деталями в комплекте. Строительно-монтажные работы с подготовкой основания и закладных деталей (под оборудование с поставленными с закладными деталями) будут осуществляться подрядной организацией выполняющей работы на объекте. После чего поставщик оборудования обязан осуществить сборочные работы поставленного оборудования, взять на себя расходы по уборке и вывозу упаковочного материала, а также предоставить обслуживание в гарантийный период». Вместе с тем, проект контракта не предусматривает обязанности заказчика предоставить поставщику подготовленную площадку с установленными закладными деталями для осуществления сборки указанного оборудования, равно как не предусматривает порядка и срока исполнения указанных действий, а также ответственности заказчика за их нарушение. В соответствии с п. 5.2 проекта контракта «Товар поставляется в комплектации изготовителя с прилагаемой на русском языке технической документацией» поэтому закладные детали, входящие в комплект поставки, могут быть смонтированы заказчиком (или 3-й стороной) на площадке в соответствии со схемой монтажа предприятия-изготовителя только после поставки ему этого оборудования. Технологически срок подготовки площадки для установки (сборки) поставляемого оборудования не может быть менее 28 дней - данное время необходимо для того, чтобы бетон, в который устанавливаются закладные детали, набрал проектную прочность по ГОСТ на данный вид бетона. При этом: в соответствии с п. 5.3 проекта контракта «Заказчик в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 5.4 настоящего Контракта осуществляет проверку поставленного товара и выполненных работ на соответствие требованиям настоящего Контракта»; в соответствии с п. 3.2 проекта контракта «Поставка товара и выполнение иных обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, осуществляется Поставщиком с момента заключения контракта до 01.10.2020»; поставка и соответствующая оплата поставленного товара частями проектом контракта не предусмотрена. Таким образом приемка и оплата оборудования, не подлежащего монтажу ставится в зависимость от действий Заказчика и сроков приемки оборудования, для которого необходим монтаж. Помимо земляных работ и бетонирования закладных деталей, монтаж такого оборудования как «сектор для метания молота и диска» п.3 ТЗ, в силу его конструктивных особенностей (высота и материал опор сектора), заложенных в техническом задании, может быть выполнен только с привлечением специальной техники (автокрана и автовышки) силами персонала, имеющего соответствующую квалификацию и допуск (разрешение) к работам повышенной опасности. Таким образом, заказчик включил в один лот поставку технологического оборудования, функционально не связанного друг с другом, и выполнение работ, тем самым нарушил требования ч.2, ст.8, 44-ФЗ, ограничил участие в закупке хозяйствующих субъектов, способных поставить указанное оборудование в полном объеме, но деятельность которых не связана со строительно-монтажными работами.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с разъяснениями заказчика положений документации об аукционе: «Поставщик осуществляет поставку оборудования с закладными деталями в комплекте. Строительно-монтажные работы с подготовкой основания и закладных деталей (под оборудование с поставленными с закладными деталями) будут осуществляться подрядной организацией выполняющей работы на объекте. После чего поставщик оборудования обязан осуществить сборочные работы поставленного оборудования, взять на себя расходы по уборке и вывозу упаковочного материала, а также предоставить обслуживание в гарантийный период». В соответствии с п. 2.2. проекта контракта цена контракта включает стоимость товара, упаковки, сборочных работ (включая комплектацию фурнитурой для крепления), погрузочно-разгрузочных работ, работ по доставке товара в места его установки и хранения, транспортные расходы, расходы по уборке и вывозу упаковочного материала, затраты по таможенному оформлению, уплату таможенных пошлин, налогов, обслуживание в гарантийный период и другие обязательные платежи, включаемые поставщиком в цену поставляемого товара, указанную в Расчете цены (Приложение 1). Таким образом, в цену контракта и в объект данной закупки входят работы по сборке и монтажу оборудования. Строительно-монтажные работы не являются предметом контракта. Документацией об аукционе установлен срок выполнения работ - до 01.10.2020 года. Дата окончания подачи заявок - 12.08.2020 года. Контракт будет заключен с победителем аукциона в период с 27.08.2020 года по 02.09.2020 года. Таким образом, у поставщика будет достаточно времени для исполнения своих обязательств по контракту в части поставки товара. В соответствии с п.п. 8.1., 8.2. проекта контракта в части не предусмотренной условиями настоящего Контракта, стороны несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения. Таким образом, ответственность будет возложена на заказчика, в случае отсутствия строительной готовности основания для установки оборудования. Строительно-монтажные работы по подготовке основания осуществляются без применения бетона. На настоящий момент укладка асфальтового основания подрядчиком полностью осуществлена. Основания, препятствующие монтажу поставленного оборудования отсутствуют. Проектом контракта предусмотрена поставка и оплата поставляемого товара частями (п. 3.3 проекта контракта). Таким образом, довод заявителя о нарушении в действиях заказчика приемки и оплаты монтируемого и немонтируемого оборудования необоснован. Довод Заявителя о привлечении специальной техники силами персонала, имеющего соответствующую квалификацию и допуск к работам на высоте, крановым и стропальным работам при монтаже сектора для метания молота и диска является ошибочным. Монтаж сектора для метания молота и диска осуществляется вручную с помощью средств малой механизации, без привлечения специальной техники. Сводом правил «Стадионы футбольные. Правила проектирования» СП 285.1325800.2019 определено, что в состав сектора для метания диска (рекомендуется комбинировать с секторами для метания молота) входят круг для метания, защитное ограждение и сектор для падения снаряда. Рекомендуется установка двух секторов для метания диска, чтобы меньше зависеть от направления ветра. Сектор для падения снаряда находится на траве внутри дорожек. В состав сектора для метания молота входят круг для метания, кольцо, защитное ограждение и сектор падения снаряда. Рекомендуется сектора для метания молота комбинировать с секторами для метания диска. Поверхность бетонного круга для метания молота должна быть немного более гладкой, чем для метания диска. Если круг используется как для метания молота, так и для метания диска, характеристики поверхности должны быть средними между характеристиками поверхности для метания молота и характеристиками поверхности для метания диска.  Заказчик наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, определять его содержание. В данной закупке заказчиком при публикации извещения о проведении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД 32.30.14.113 (инвентарь и оборудование для легкой атлетики), 32.30.15.117 (инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом), 32.30.14.119 (Инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой прочий, не включенный в другие группировки). В соответствии с техническим заданием (Приложение 4. Часть 3) предметом закупки является спортивное оборудование. Заказчик правомерно объединил в один лот разные товары данной закупки в связи с наличием функциональной и технологической связи между ними, общей сферой применения товаров, их целевым назначением. Между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата - обеспечение поставки спортивного оборудования. Следовательно, Заказчик при формировании объекта закупки не совершил действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Ознакомившись с документацией об аукционе, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Согласно п.1.1, п.2.2. проекта контракта в цену контракта входят работы по сборке и монтажу оборудования. Строительно-монтажные работы не являются предметом контракта.
В соответствии с документацией об аукционе период времени для исполнения поставщиком обязательств по контракту: с 02.09.2020 года (срок заключения контракта) до 01.10.2020 г. (дата окончания выполнения работ).
На основании п.п. 8.1., 8.2. проекта контракта в части не предусмотренной условиями Контракта, Стороны несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность будет возложена на заказчика, в случае отсутствия строительной готовности основания для установки оборудования.
Оплата производится Государственным заказчиком в течение 15 рабочих дней с момента подписания Государственным заказчиком товарно-транспортных накладных, товарных накладных (форма № ТОРГ-12), актов приемки-передачи товара (приложение 3) по факту поставки всего количества товара (оказанных услуг), либо его части, выполнения иных обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, в соответствии с разделом 5 Контракта (п.3.3. проекта контракта).
Таким образом, довод жалобы о том, что поставка и соответствующая оплата поставленного товара частями проектом контракта не предусмотрена, не обоснован.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей.
При этом, Закон № 44-ФЗ не содержит запрета в необходимой степени детализировать предмет закупки.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Заявитель не доказал, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В связи с чем, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа в части описания объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14  утвержден  Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Регламент).
В соответствии с п. 3.37 Регламента в мотивировочной части решения должны быть указана информация о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, признаков состава административного правонарушения и иных нормативных правовых актов.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении.
Таким образом, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства передаются в соответствующий отдел Воронежского УФАС России при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении доводов жалобы Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что между товарами, являющимися предметом закупки, имеется функциональная связь, обусловленная достижением одной цели - обеспечение поставки спортивного оборудования.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для установления признаков нарушения ч. 3 ст.17 Закона «О защите конкуренции» и передачи в соответствующее структурное подразделение материалов рассмотрения жалобы для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России

р е ш и л а :
признать жалобу ООО «КомплексСпорт» на действия заказчика – департамента строительной политики Воронежской области, уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка спортивного оборудования для обеспечения государственных нужд по объекту: «Реконструкция стадиона «Буран» по адресу: г. Воронеж, ул. Циолковского, 18» (извещение № 0131200001020007184) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 13.08.2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 18.08.2020 года.
Председатель Комиссии                                                                       С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                 Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                      Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны