Решение б/н Решение от 27.08.2013 года по делу №264-11К от 9 ноября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 264-11К о нарушении антимонопольного законодательства
27.08.2013                                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2013
Решение в полном объеме изготовлено 27.08.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии, рассмотрев дело № 264-11К, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Воронежавиа» (далее – ОАО «Воронежавиа»; 394025, г. Воронеж, Аэропорт) и обществом с ограниченной ответственностью «Вектор В» (далее – ООО «Вектор В»; 396023, Воронежская обл., территория аэропорта «Воронеж») части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии: представителя ОАО «Воронежавиа» <…>; представителя общества с ограниченной ответственностью «Дьюти Фри Маркет» (далее – ООО «Дьюти Фри Маркет»; 115054, г. Москва, ул. Щипок, д. 22, стр. 3) - <…>; в отсутствии представителей ООО «Вектор В» (о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен), установила:
30.05.2013 в Управление поступило заявление ООО «Дьюти Фри Маркет» на действия ОАО «Воронежавиа» по заключению с ООО «Вектор В» договора аренды нежилого помещения № 257 от 11.08.2006 (далее – договор аренды № 257) в котором содержится условие по незаключению ОАО «Воронежавиа» аналогичных договоров с другими хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать услуги по беспошлинной торговле в здании международного аэропорта «Воронеж».
 В ходе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов установлено, что 23.05.2013 ООО «Дьюти Фри Маркет» обратилось в ОАО «Воронежавиа» с просьбой о выделении площади под торговый зал магазина беспошлинной торговли в здании международного аэропорта «Воронеж». На обращение ООО «Дьюти Фри Маркет», ОАО «Воронежавиа» 29.05.2013 дан ответ об отказе в предоставлении торговой площади, со ссылкой на договор аренды № 257 заключенный с ООО «Вектор В» содержащий условие (пункт 2.1.9) согласно которому ООО «Воронежавиа» обязуется не заключать аналогичных договоров с другими хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать услуги по беспошлинной  торговле в здании международного аэропорта «Воронеж».
По результатам рассмотрения заявления ООО «Дьюти Фри Маркет» и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» возбуждено дело № 264-11К по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к созданию ООО «Дьюти Фри Маркет» препятствий доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж».
Рассмотрение дела № 264-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 31.07.2013.
31.07.2013 при рассмотрении настоящего дела представитель ОАО «Воронежавиа» не опроверг фактов заключения договора аренды № 257 и наличия в нем условия об обязанности ОАО «Воронежавиа» не заключать договоры аренды нежилых помещений с хозяйствующими субъектами, имеющими намерение оказывать услуги по беспошлинной торговле в здании международного аэропорта «Воронеж».
Представитель ООО «Дьюти Фри Маркет» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 29.05.2013.
Представитель ООО «Вектор В» на рассмотрение настоящего дела не явился.
02.08.2013 в связи с необходимостью явки представителя ООО «Вектор В» для участия в рассмотрении настоящего дела, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, Комиссией Управления вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 264-11К на 12.08.2013.
12.08.2013 в ходе рассмотрения дела № 264-11К, представители ОАО «Воронежавиа» и ООО «Дьюти Фри Маркет» поддержали свои доводы, изложенные ранее. Представитель ООО «Вектор В» ходатайствовал об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела, а также для подготовки мотивированных объяснений.
12.08.2013 Комиссией Управления принято решение об объявлении перерыва в деле № 264-11К до 19.08.2013.
19.08.2013 представитель ООО «Вектор В» для участия в рассмотрении настоящего дела не явился. Письменные пояснения, а также документы указанные в определении о назначении дела № 264-11К к рассмотрению от 19.07.2013 и определении об отложении рассмотрения дела № 264-11К от 02.08.2013, ООО «Вектор В» в рамках рассмотрения дела не предоставлены.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц участвующих в деле, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» выразившихся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении которое приводит к созданию ООО «Дьюти Фри Маркет» препятствий доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения, в том числе о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.
Из материалов и документов полученных в ходе рассмотрения заявления ООО «Дьюти Фри Маркет» установлено, что между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» 11.08.2006 заключен договор аренды № 257.
В пункте 2.1.9 указанного договора аренды предусмотрено, что ОАО «Воронежавиа» обязуется: «Не заключать с другими лицами аналогичных договоров аренды с целью размещения магазина беспошлинной торговли в аэропорту г. Воронеж».
Путем заключения соглашения стороны реализуют свою волю, направленную на достижение определенных целей и результатов.
Условие содержащиеся в п. 2.1.9 договора аренды № 257 фактически представляет собой договоренность между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» в письменной форме об отказе ОАО «Воронежавиа» от совершения определенных действий для достижения конкретной цели.
Целью соглашения заключенного между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» содержащегося в п. 2.1.9 договора аренды № 257 является не допуск на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» других (помимо ООО «Вектор В») хозяйствующих субъектов.
Таким образом, соглашение заключенное между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» препятствует доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» иным хозяйствующим субъектам имеющим намерение осуществлять предпринимательскую деятельность на указанном товарном рынке, в том числе ООО «Дьюти Фри Маркет».
Следствием соглашения заключенного между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» явилось ограничение конкуренции на рынке услуг беспошлинной торговли в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж», поскольку ОАО «Воронежавиа» отказавшись от самостоятельных действий по заключению договоров аренды торговых площадей в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» полностью исключило возможность доступа иных (помимо ООО «Вектор В») хозяйствующих субъектов на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж».
При указанных обстоятельствах, соглашение заключенное между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» имеет своим результатом как ограничение конкуренции на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» так и ущемление интересов ООО «Дьюти Фри Маркет», выразившееся в необоснованном лишении возможности доступа на указанный товарный рынок и осуществления предпринимательской деятельности ООО «Дьюти Фри Маркет» на этом рынке, что запрещено ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции допускаются следующие  «вертикальные» соглашения:
- «вертикальные» соглашения в письменной форме (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.
- «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.
Заключенное между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» соглашение содержащееся в п. 2.1.9 договора аренды № 257 договором коммерческой концессии не является.
Управлением при рассмотрении настоящего дела проведен анализ рынка услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» в ходе которого установлено, что ООО «Вектор В» занимает долю в размере 100 процентов на указанном рынке, что подтверждается аналитическим отчетом состояния конкурентной среды на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» от 18.07.2013 (имеется в материалах дела).
Приказом Управления от 01.07.1996 № 12 ОАО «Воронежавиа» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по видам услуг – услуги аэропорта, в географических границах Воронежской области, с долей на рынке – более 65 процентов (выписка из Реестра имеется в материалах дела).
Таким образом, ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» занимают долю более 20 процентов на рынке услуг аэропорта и на рынке услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж» соответственно.
В связи с указанными обстоятельствами заключенное между ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» соглашение содержащееся в п. 2.1.9 договора аренды № 257 от 11.08.2006 не подпадает под допустимые соглашения, предусмотренные  статьей 12 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного, действия ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении которое привело к созданию для ООО «Дьюти Фри Маркет» препятствий  доступу на рынок услуг по беспошлинной торговле в зоне обслуживания международного аэропорта «Воронеж», являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из функций антимонопольного органа является принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ОАО «Воронежавиа» и ООО «Вектор В», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «а» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний: о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» выразившиеся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Вектор В» нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Признать действия ООО «Вектор В» выразившиеся в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении с ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
4. Выдать ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
5. Выдать ООО «Вектор В» предписание о  недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
6. Выдать ООО «Вектор В» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны