Решение б/н Решение от 12.10.2015 года по делу №269-109р от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 269-109р
«01» октября 2015 года                                                       город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Попов В.Г. – заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 269-109р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Русские деньги» (398058, г. Липецк, ул. Водопьянова, 16, ИНН 4826080085) (далее – ООО «Русские деньги») требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Русские деньги» (Общество уведомлено надлежащим образом), установила:
05 марта 2015 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение рекламы «Центр займа русские деньги Займ до 20 000 рублей от 1% в день Без залога По паспорту Жителям области 8-800-333-48-48 звонок бесплатный ООО «Русские деньги» лиц. № 0002504 от 29.05.2012 Сумма займа от 1000 до 20000; срок от 1 до 15 дней; займ пенсионный 1%, займ персональный 1,5%, займ стандартный 2%/…/» ,с использованием рекламного баннера, размещенного на фасаде офиса «Центр займа русские деньги» (1 этаж жилого дома), расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект 36, о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 05.03.2015 года с приложением фотоматериалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация  в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются ООО «Русские деньги» и финансовая услуга – займы до 20 000 рублей от 1% в день.
Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения ООО «Русские деньги»: г. Липецк, ул. Водопьянова, 16, 398058, ИНН 4826080085.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с этим, Воронежское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой России о наделении его полномочиями по возбуждению дела по признакам нарушения ООО «Русские деньги» (г. Липецк, ул. Водопьянова, 16, 398058, ИНН 4826080085) законодательства Российской Федерации о рекламе (письмо Воронежского УФАС России от 22.04.2015 года № 03-16/1771).
09.06.2015 года в Воронежское УФАС России из ФАС России поступило письмо о наделении полномочиями по возбуждению дела по признакам нарушения ООО «Русские деньги» законодательства о рекламе (письмо от 02.06.2015 года исх. № АК/27038/15).
03.07.2015 года в отношении ООО «Русские деньги» вынесено определение о возбуждении дела № 269-109р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 13 часов 30 минут (мск) 03.08.2015 года.
В связи с необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, рассмотрение дела отлагалось до 25.08.2015 (Определение об отложении рассмотрения № 269-109р от 03.08.2015 года).
Учитывая, что в срок, установленный абзацем 1 пункта 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, получение указанных доказательств невозможно, срок рассмотрения дела продлился до 03.10.2015 (Определение о продлении срока рассмотрения дела № 269-109р от 03.08.2015 года).
В связи с необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, рассмотрение дела отлагалось до 01.10.2015 (Определение об отложении рассмотрения № 269-109р от 25.08.2015 года).
ООО «Русские деньги»  были предоставлены документы б/н., б/д. (вх № 01-11/1389 от 10.08.2015). В письменном объяснении б/н., б/д. ООО «Русские деньги»   сообщило следующее: «Ознакомившись с определением № 269-109р, считаем приведенные в нем доводы несостоятельными и ошибочными в силу следующего: 1. В данном случае указанная информация не имеет рекламного характера, не является офертой, т.е. предложением заключить договор, а является средством индивидуализации /…/. К признакам рекламы относится ее адресованность неопределенному кругу лиц, что в данном случае как раз отсутствует/…/ 2. Не может, является рекламой содержание информационной вывески размещенной на фасаде здания в месте расположения организации в соответствии с  п. 2 ст. 2 Закона о рекламе. Содержание вывески есть прямое выполнение требований ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей. 3. Поскольку критерии достаточности информации и возможности введения в заблуждение ввиду ее неполноты во многом носят оценочный характер, положения п. 7 ст. 5 Закона о рекламе применяются в тех случаях, когда требования к предоставляемой рекламодателем информации четко конкретизированы. В данном случае, противоречия или нарушения в сопоставлении со ст. 28 Закона отсутствуют. Считаем, что в наших действиях совершенно отсутствуют признаки состава административного правонарушения по указанным основаниям, а изложенные в определении доводы во многом носят субъективный и оценочный характер восприятия нормативных актов /…/ Производство по данному делу в связи с этим просим прекратить».
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ООО «Русские деньги» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается, смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе указаны следующие условия предоставления займа «до 20 000 рублей от 1% в день»:  сумма займа от 1000 до 20000; срок от 1 до 15 дней; займ пенсионный 1%, займ персональный 1,5%, займ стандартный 2%; без залога, по паспорту, жителям области.
При этом на официальном сайте ООО «Русские деньги» www.russkiedengi.ru содержится следующая информация:
1. Займ «Стандартный»: ставка 2% в день; сумма от 1000 до 20000 руб.; срок - от 1 до 15 дней; паспорт <...> регистрация в месте присутствия.
2. Займ «Персональный»: ставка 1,5% в день; сумма от 1000 до 20000 руб.; срок – от 5 до 15 дней; паспорт <...> регистрация в месте присутствия, постоянное место работы;  заявка на этот тариф рассматривается в индивидуальном порядке.
3. Займ «Пенсионный»: ставка 1% в день; сумма от 1000 до 20000 руб.; срок - от 5 до 15 дней; паспорт <...> пенсионное удостоверение, документ, подтверждающий размер пенсии (сберкнижки и т.п.; регистрация в месте присутствия.
Требования для получения микрозайма: паспорт гражданина РФ, регистрация в регионах нашего присутствия, постоянное место работы.
В «Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа» (далее - Информация),  утвержденной 01.06.2014 года № 46-РД ООО «Русские деньги», содержится следующая информация (Информация размещена ООО «Русские деньги» также на официальном сайте www.russkiedengi.ru): займы предоставляются Обществом исключительно физическим лицам, отвечающим следующим требованиям:
- наличие гражданства Российской Федерации;
- наличие постоянной регистрации и /или места работы по трудовому договору в субъекте Российской Федерации, в котором заемщик обращается в Общество для получения займа;
- отсутствие задолженности (неисполненных обязательств) перед Обществом по ранее принятым на себя заемщиком обязательствам;
- возраст от 18 до 75 лет. Повторным заемщикам по усмотрению Общества;
- наличие у лица (заемщика) полной дееспособности (т.е. отсутствие решения суда о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным);
- отсутствие инвалидности I-ой и II-ой группы;
- наличие мобильного телефона и постоянной возможности пользоваться им.
Размер неустойки составляет:
- с 1-го по 199 день включительно ненадлежащего исполнения обязательств по договору потребительского займа неустойка составляет 20% годовых от непогашенной суммы займа;
- с 200-го дня ненадлежащего исполнения обязательств по договору потребительского займа неустойка составляет 0,1% в день от непогашенной суммы займа.
Размещение указанной выше информации подтверждается Актом осмотра сайта от 08.04.2015 года.
Указанная информация (наличие гражданства Российской Федерации; наличие постоянной регистрации и /или места работы по трудовому договору в субъекте Российской Федерации, в котором заемщик обращается в Общество для получения займа; отсутствие задолженности (неисполненных обязательств) перед Обществом по ранее принятым на себя заемщиком обязательствам; возраст от 18 до 75 лет.; наличие у лица (заемщика) полной дееспособности (т.е. отсутствие решения суда о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным); отсутствие инвалидности I-ой и II-ой группы; наличие мобильного телефона и постоянной возможности пользоваться им) для потребителей рекламы является существенной и неотъемлемой, поскольку фактически определяет круг лиц, которые могут получить рекламируемую банковскую услугу (Постановление Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 13.12.2013 года № 17АП-14495/2013-АК, Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2014 года № А14-12438/2014).
Таким образом, из имеющегося в материалах дела Акта осмотра сайта от 08.04.2015 года следует, что в рекламе  отсутствует часть существенной информация об условиях приобретения и использования займа: наличие гражданства Российской Федерации; наличие постоянной регистрации и /или места работы по трудовому договору в субъекте Российской Федерации, в котором заемщик обращается в Общество для получения займа; отсутствие задолженности (неисполненных обязательств) перед Обществом по ранее принятым на себя заемщиком обязательствам; возраст от 18 до 75 лет.; наличие у лица (заемщика) полной дееспособности (т.е. отсутствие решения суда о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным); отсутствие инвалидности I-ой и II-ой группы; наличие мобильного телефона и постоянной возможности пользоваться им; срок займа для займа «Персональный» -  от 5 до 15 дней; срок займа для займа «Пенсионный» - от 5 до 15 дней; размер неустойки составляет: с 1-го по 199 день включительно ненадлежащего исполнения обязательств по договору потребительского займа неустойка составляет 20% годовых от непогашенной суммы займа;; с 200-го дня ненадлежащего исполнения обязательств по договору потребительского займа неустойка составляет 0,1% в день от непогашенной суммы займа, что приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Закон не обязывает указывать в рекламе всю информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования. Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы (Постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 02.10.2007 по делу № А54-364/2007-С8; Постановление Девятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 24.08.2009 по делу № А14-3247/2009/55/10).
Таким образом, реклама распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В рассматриваемой рекламе указан только срок займа для займа «Стандартный» - от 1 до 15 дней и не указан срок займа для займов: «Персональный» - от 5 до 15 дней; «Пенсионный» - от 5 до 15 дней.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Поскольку ООО «Русские деньги» определило содержание рекламы, Общество в силу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».
На момент вынесения настоящего Решения, распространение вышеуказанной рекламы прекращено.
Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
Руководствуясь частью 1 статьи  36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Центр займа русские деньги Займ до 20 000 рублей от 1% в день Без залога По паспорту Жителям области 8-800-333-48-48 звонок бесплатный ООО «Руские деньги» лиц. № 0002504 от 29.05.2012 Сумма займа от 1000 до 20000; срок от 1 до 15 дней; займ пенсионный 1%, займ персональный 1,5%, займ стандартный 2%/…/», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».
2. Не выдавать ООО «Русские деньги» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            В.Г. Попов
Члены Комиссии                                                                        О.Г. Козинина
                                                                                                 О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны