Решение №036/01/10-694/2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отно... от 3 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-694/2019 о нарушении антимонопольного законодательства
03.07.2020г.                                                                                                       г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 17.06.2020г.
Решение в полном объёме изготовлено:  03.07.2020г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Попов В.Г. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Степанов Р.М. – член Комиссии, начальник отдела планирования, отчетности, бюджетного учета и кадров;
Гаврилов В.А. – член Комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля;
Русаленко Н.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
от МУП «Лискинская горэлектросеть» - <…>, <…>,
от АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» - <…>, <…>
рассмотрела дело № 036/01/10-694/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения МУП «Лискинская горэлектросеть» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач (далее – ОВЛЭ) для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области, что привело к ущемлению интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» в сфере его предпринимательской деятельности,

У С Т А Н О В И Л А:
16.04.2019г. АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» (394019, г. Воронеж, ул. Еремеева, 22) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) с заявлением (вх. № 01-11/769) на действия МУП «Лискинская горэлектросеть» (397908, Воронежская область, г. Лиски, ул. Чехова, 53) по установлению монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач (далее – ОВЛЭ) для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
Как следует из обращения и приложенных к нему материалов, 01.02.2019г. МУП «Лискинская горэлектросеть» издало приказ № 93 «О применении цены по договорам на использование ЛЭП для размещения на них волоконно-оптического кабеля на 2019 год», который размещен на официальном сайте сетевой организации в сети интернет (См. Таблицу № 1).
Таблица № 1

Используемые опоры, шт.

Стоимость использования 1 опоры (ВЛЭП) – 254,23 руб.

Понижающий коэффициент

Стоимость с учетом коэффициента за 1 опору, руб.

1

До 200

254,23 руб.

1

254,23

2

От 200 -500

254,23 руб.

0,75

190,67

3

От 500-1000

254,23 руб.

0,6

152,54

4

От 1000-1500

254,23 руб.

0,5

127,12

5

Более 1500

254,23 руб.

0,4

101,70

Как сообщило АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» для обоснования расчета цены за использование 1 ОВЛЭ в месяц МУП «Лискинская горэлектросеть» был использован «механизм независимой оценки».
С учетом этого, АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» полагает, что МУП «Лискинская горэлектросеть» установило экономически необоснованную цену за услугу по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
По информации МУП «Лискинская горэлектросеть» между ним и АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» заключен договор предоставления услуг № 6 от 10.01.2012г. Согласно пункту 1.1 указанного договора Заказчик (АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ»; правоприемник ЗАО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ») поручает, а Исполнитель (МУП «Лискинская горэлектросеть») принимает на себя за вознаграждение обязательства по предоставлению Заказчику следующих услуг: использование опор электропередач для размещения на них волоконно-оптического кабеля. В соответствии с пунктом 3.1 ежемесячная сумма платежа за 1 метр составила 50 рублей 12 копеек.
21.12.2015г. между МУП «Лискинская горэлектросеть» и АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору № 6 от 10.01.2012г., которым были внесены изменения в пункт 3.1 и цена 1 метра стала 67 рублей, 66 копеек.
В ходе проведения инвентаризации МУП «Лискинская горэлектросеть» выявило несоответствие количества занимаемых АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» ОВЛЭ для подвеса кабелей связи количеству, определенному в договоре предоставления услуг № 6 от 10.01.2012г., в связи с чем 02.05.2017г. сторонами был заключен договор № 7 (далее – договор).
Согласно пункту 1.1 договора Владелец (МУП «Лискинская горэлектросеть») обязуется предоставить Пользователю (АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ») возможность размещения сетей волоконно-оптического кабеля Пользователя на ОВЛЭ Владельца, а Пользователь обязуется оплачивать возможность размещения сетей волоконно-оптического кабеля на опорах Владельца. Пунктом 3.1 установлена плата за использование 1 опоры в месяц 150 рублей 00 копеек в том числе НДС.
В ходе проведения проверки по обращению АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» Управлением установлено, что стоимость услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, оказываемой МУП «Лискинская горэлектросеть» на территории г. Лиски Воронежской области с 01.02.2019 составила 254 рубля 23 копейки (с учетом НДС).
Как было установлено Управлением, МУП «Лискинская горэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области (в пределах зоны обслуживания), что подтверждается аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное  пользование ОВЛЭ  для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области от 13.03.2020г. (далее – Аналитический отчет).
МУП «Лискинская горэлектросеть» считает, что установленная им цена на услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи является экономически обоснованной и в подтверждение этого предоставило в материалы дела отчет № 36/19 «Об оценке рыночной арендной платы за использование опор городской электрической сети в г. Лиски Воронежской области» от 25.01.2019г., составленный ООО «ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС», справки списания на текущий и капитальный ремонт, справку списания бензина, ведомость амортизации основных средств, справку расходов на обслуживание ОВЛЭ для кабелей связи.
Однако АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» полагает, что установленная МУП «Лискинская горэлектросеть» цена на указанные услуги в размере 254 рубля 23 копейки (с учетом НДС) является экономически необоснованной и содержит признаки монопольно высокой, поскольку данная организация не несет никаких дополнительных расходов при оказании услуги по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, кроме тех, которые уже учтены регулирующим государственным органом в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
МУП «Лискинская горэлектросеть» в ходе проверки не предоставлены надлежащие документальные доказательства, подтверждающие экономическое обоснование включенных в цену расходов и прибыли, в частности:
- доказательства конкретного объема работ, выполняемых данной организацией ежемесячно по договору предоставления возможности размещения сетей кабелей связи на ОВЛЭ с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ»;
- доказательства экономического обоснования взимания платы в размере 254 рубля 23 копейки (с учетом НДС) за одну ОВЛЭ с каждого интернет-провайдера (оператора связи) отдельно при размещении на одной опоре кабелей связи, принадлежащих нескольким интернет - провайдерам (операторам связи);
- доказательства несения дополнительных расходов при оказании услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) возможности размещения сетей кабелей связи на ОВЛЭ, не учтенных Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ ВО) в тарифе на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2019гг.;
- доказательства экономического обоснования уровня рентабельности услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи в размере 12,4%.
Учитывая указанные обстоятельства, установленная МУП «Лискинская горэлектросеть» цена на услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области содержит признаки монопольно высокой цены.
В связи с этим, 26.09.2019 г. Управлением в отношении МУП «Лискинская горэлектросеть» возбуждено дело № 036/01/10-694/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении, поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» ОВЛЭ для  подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области, что привело к ущемлению интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 30.10.2019г.
В связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов, учитывая положения Указов Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. № 239, от 28.04.2020г. № 294, рассмотрение настоящего дела отлагалось до 29.11.2019г., до 19.12.2019г., до 11.02.2020г., до 14.05.2020г., до 11.06.2020г.
11.02.2020г. в связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов, в том числе необходимостью подготовки заключения по обстоятельствам настоящего дела, получения на него возражений от лиц, участвующих в деле, Комиссией Управления объявлялся перерыв до 28.02.2020г., до 05.03.2020г., до 12.03.2020г., до 18.03.2020г., до 25.03.2020г., до 01.04.2020г., до 21.05.2020г., до 17.06.2020г.
17.06.2020г. на рассмотрении настоящего дела МУП «Лискинская горэлектросеть» предоставило возражения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым владелец инфраструктуры вправе дифференцировать  тарифы на доступ к инфраструктуре и определение такой платы относится исключительно к компетенции владельца на основании пункта 38 и 40 Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284 (далее - Правила).
Также МУП «Лискинская горэлектросеть» полагает, что в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочно по своему усмотрению формировать цену на доступ к инфраструктуре. Договор № 7 от 02.05.2017г., заключенный между МУП «Лискинская горэлектросеть» и АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» был подписан сторонами без каких-либо разногласий о стоимости услуг.
14.06.2017г. между МУП «Лискинская горэлектросеть» и АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» подписали дополнительное соглашение к договору, где стоимость услуги по предоставлению АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» во временное пользование ОВЛЭ МУП «Лискинская горэлектросеть» для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области составила 125 рублей 00 копеек с НДС.
С учетом положений Федерального закона от 03.08.208г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах сборах» внесены изменения в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ, согласно которым с 01.01.2019г. произошло повышение размера ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, в связи с чем стоимость за 1 ОВЛЭ в месяц у АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» составила 127 рублей 12 копеек.
При этом после согласования проектов по включению в договор дополнительных опор, предполагается, что стоимость услуг будет составлять уже 101 рубль 70 копеек за 1 ОВЛЭ в месяц.
Кроме того, 27.04.2020г. МУП «Лискинская горэлектросеть» издало приказ № 124, которым утвердило дополнительный понижающий коэффициент (0,335), стоимость за 1 ОВЛЭ при количестве ОВЛЭ более 1800 штук в этом случае будет составлять 85 рублей 17 копеек.
МУП «Лискинская горэлектросеть» полагает, что Управлением неправильно определены продуктовые границы рынка, поскольку размещение кабеля связи на ОВЛЭ не является приоритетным способом размещения кабеля связи, о чем было указано в письме от 03.09.2019г.
При этом МУП «Лискинская горэлектросеть» полагает, что не занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению ОВЛЭ во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
Как сообщило МУП «Лискинская горэлектросеть», в материалы настоящего дела предоставлялись акты выполненных работ/оказанных услуг с формулировкой: «использование опор электропередач для размещения на них волоконно-оптического кабеля», которые, по мнению МУП «Лискинская горэлектросеть», подтверждают выполнение данным хозяйствующим субъектом своих обязательств по договору с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ».
При этом МУП «Лискинская горэлектросеть» считает, что не допускает повторный учет затрат и прибыли, которые учтены УРТ ВО в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2019гг., в силу следующего:
- затраты в тарифе закладываются на конкретные улицы, в соответствии с планом ремонта и в объеме, соответствующем размерам условных единиц;
- норма амортизации автогидроподъемника не учитывает факт дополнительного износа ОВЛЭ при интенсивном использовании.
Кроме того, МУП «Лискинская горэлектросеть» полагает, что электросетевое хозяйство МУП «ГОРЭЛЕКТРОСЕТИ» г. Нововоронеж и МУП «Бобровская горэлектросеть» не сопоставимо с электросетевым хозяйством МУП «Лискинская горэлектросеть».
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-694/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Лискинская горэлектросеть» факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области, что привело к ущемлению, в частности, интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» в сфере его предпринимательской деятельности, а также ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг МУП «Лискинская горэлектросеть» по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области, в силу нижеследующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 036/01/10-694/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области (в пределах зоны обслуживания), что подтверждается аналитическим отчетом от 13.03.2020г. (имеется в материалах дела).
По результатам исследования указанного рынка Управлением было установлено, что МУП «Лискинская горэлектросеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области (в пределах зоны обслуживания).
Таким образом, МУП «Лискинская горэлектросеть» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, обязано соблюдать требования и запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе пунктом  1 части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в частности, запрет на установление и поддержание монопольно высокой цены на услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
Согласно части 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Вместе с тем, ГК РФ (статья 10) установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на конкретном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Из материалов дела установлено, что приказом от 01.02.2019г. № 93 «О применении цены по договорам на использование ЛЭП для размещения на них волоконно-оптического кабеля на 2019 год» МУП «Лискинская горэлектросеть» установило цену на использование ОВЛЭ для размещения кабелей связи в размере 254 рубля 23 копейки (с учетом НДС), а также понижающие коэффициенты.
При этом плата за услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи взимается МУП «Лискинская горэлектросеть» в полном объеме отдельно с каждого интернет – провайдера (оператора связи) независимо от количества размещенных на одной опоре кабелей связи и количества собственников этих кабелей.
МУП «Лискинская горэлектросеть» в обоснование правомерности установленной цены в материалы дела предоставило: смету расходов и расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии МУП «Лискинская горэлектросеть» на 2018-2019 гг., отчет № 36/19 «Об оценке рыночной арендной платы за использование опор городской электрической сети в г. Лиски Воронежской области» от 25.01.2019г., выполненный ООО «ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС», справку списания на текущий и капитальный ремонт, справку списания бензина, ведомость амортизации основных средств, справку расходов на обслуживание ОВЛЭ для кабелей связи; письменные объяснения (исх. № 206 от 16.04.2019г.,№ 228 от 22.04.2019г., № 270 от 13.05.2019г.,№ 650 от 18.10.2019г. № 719 от 20.11.2019г., № 872 от 17.12.2019г., № 99 от 10.02.2020г., № 139 от 28.02.2020г.), возражения (исх. № 732 от 27.11.2019г., № 164 от 12.03.2020г., № 464 от 17.06.2020г.).
Комиссия Управления изучив указанные документы приходит к выводу о повторном учете МУП «Лискинская горэлектросеть» затрат и прибыли, которые уже учтены регулирующим государственным органом в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2019 гг. в силу следующего.
В типовой форме договора, предоставленной МУП «Лискинская горэлектросеть» в материалы дела в разделе права и обязанности владельца содержится пункт 2.1.3: «за свой счет обеспечивать надлежащее содержание, техническое обслуживание имущества, эксплуатировать его в соответствии с требованиями отраслевых норм, производить необходимый текущий и капитальный ремонт». Пунктом 2.1.6 договора предусмотрено, что «Владелец обязуется уведомлять Пользователя о сроках проведения плановых ремонтов, а в аварийных случаях производить ремонтные работы с последующим уведомлением Пользователя в разумные сроки». В пункте 2.1.8 договора установлено, что «При капитальном ремонте имущества, связанной с заменой опор линий электропередач, указанных в настоящем договоре, не менее чем за один месяц известить Пользователя о планируемых сроках капитального ремонта для принятия Пользователем мер по распоряжению кабелями оптоволокна и коммутационным оборудованием на время проведения ремонта». Пунктом 2.1.9 договора предусмотрено, что «Уведомлять Пользователя о планируемой реконструкции ЛЭП до начала производства соответствующих работ».
Таким образом, из содержания условий указанного договора следует, что все затраты по обеспечению надлежащего содержания, техническому обслуживанию имущества, его эксплуатации, проведению необходимого текущего и капитального ремонта несет за свой счет МУП «Лискинская горэлектросеть» как владелец ОВЛЭ.
Как установлено материалами настоящего дела МУП «Лискинская горэлектросеть» не направляло АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» актов выполненных работ/оказанных услуг, либо каких-то иных документов, содержащих конкретный перечень работ/услуг, которые МУП «Лискинская горэлектросеть» осуществляло в рамках заключенного с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» договора за конкретный период времени. При этом предоставленные МУП «Лискинская горэлектросеть» в материалы дела акты выполненных работ/оказанных услуг с формулировкой: «использование опор электропередач для размещения на них волоконно-оптического кабеля» не подтверждают выполнение данным хозяйствующим субъектом конкретных работ/услуг по договору с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ».
АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» письмом (исх. № 0619/19 от 13.06.2019г.), ООО «Цифровая связь» письмом (исх. № 1106-1/юр от 13.06.2019г.), ПАО «Мегафон» письмом (исх. № 5/3-LLG-Иссх-00019/19 от 14.06.2019г.) сообщили, что МУП «Лискинская горэлектросеть» по заключенным с ними договорам оказания услуг    по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи никаких работ не производит.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ ВО) от 26.12.2014г. № 59/10 для МУП «Лискинская горэлектросеть» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, в котором учтены, в том числе следующие расходы:
1)    В 2018 году:
- сырье, материалы, инструменты, топливо в размере 2491,44 тыс. руб.;
- ремонт основных фондов в размере 4242,26 тыс. руб.;
- транспортные услуги в размере 155,07 тыс. руб.;
- амортизация в размере 9439,00 тыс. руб.;
- другие прочие расходы в размере 428,27 тыс. руб.; прочие неподконтрольные расходы - 284,45 тыс. руб.;
- фонд оплаты труда в размере 28979,73 тыс. руб.;
- налоги в размере 1825,60 тыс. руб.
2) В 2019 году:
- топливо в размере 2649,23 тыс. руб.;
- ремонт основных фондов в размере 4510,94 тыс. руб.;
- транспортные услуги в размере 164,89 тыс. руб.;
- амортизация в размере 9558,18 тыс. руб.;
- другие прочие расходы в размере 455, 39 тыс. руб.;
- прочие неподконтрольные расходы в размере 366,70 тыс. руб.;
- фонд оплаты труда в размере 30815,10 тыс. руб.;
- налоги в размере 1938,84 тыс. руб.
При этом уровень рентабельности услуг по передаче электрической энергии, установленный УРТ ВО для МУП «Лискинская горэлектросеть» в 2018 году составляет <…>%, а в 2019г. - <…>%.
Таким образом, все расходы, связанные с эксплуатацией МУП «Лискинская горэлектросеть» своих основных производственных средств, к которым, в том числе относятся ОВЛЭ, учтены УРТ ВО в тарифе на услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, в материалы дела МУП «Лискинская горэлектросеть» не предоставило информации о количестве кабелей связи интернет-провайдеров (операторов связи) на каждой ОВЛЭ. При этом плата взимается с каждого интернет-провайдера (оператора связи) в размере 254 руб. 23 коп. и не делится на количество лиц, чьи кабели связи размещаются на одной ОВЛЭ, несмотря на неизменность затрат на эксплуатацию одной ОВЛЭ.
Доказательств обратного МУП «Лискинская горэлектросеть» в материалы дела не предоставлено.
В предоставленной МУП «Лискинская горэлектросеть» в материалы дела   справке о расходах на обслуживание линий электропередач для ОВК от 13.05.2019г. содержатся следующие показатели: 1) замена опор линий электропередач (360м) - <…> руб. <…> коп. в т.ч. замена опор – 9 шт., установка провода самонесущий изолированный 360м, зарплата, налоги по з/п; 2) амортизация автоподъемников - <…> руб.; 3) расходы на бензин – <…> руб. <…> коп. 4) текущий ремонт автомашин – <…> руб. <…> коп.; 5) рентабельность – <…>%.
Однако указанные расходы, как установлено выше, учтены регулирующим органом в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2019 г.г. для МУП «Лискинская горэлектросеть», и, соответственно, полностью возмещаются при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и в силу условий типового договора оказания услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи осуществляются за счет данной организации как владельца ОВЛЭ, а не за счет потребителей данных услуг - интернет - провайдеров (операторов связи).
Таким образом, МУП «Лискинская горэлектросеть», включая в свою цену на услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, учтенные УРТ ВО затраты, необоснованно в двойном размере возмещает эти затраты и получает прибыль, которые оплачиваются потребителями услуг по передаче электрической энергии в составе соответствующего тарифа и повторно - интернет-провайдерами (операторами связи).
При рассмотрении дела Комиссией Управления был исследован отчет № 36/19 «Об оценке рыночной арендной платы за использование опор городской электрической сети в г. Лиски Воронежской области» от 25.01.2019г., составленный ООО «ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС», согласно которому установленная МУП «Лискинская горэлектросеть» цена формировалась, в том числе на основании показателей социально-экономического развития Лискинского муниципального района Воронежской области, однако указанные показатели не подтверждают дополнительные расходы, которые данная организация несет в рамках заключенных договоров с интернет-провайдерами (операторами связи). В рассматриваемом отчете отсутствуют документы, подтверждающие несение дополнительных расходов, связанных с подвесом кабелей связи интернет-провайдеров (операторов связи), документы, подтверждающие ускоренный износ ОВЛЭ в результате размещения кабелей связи. В приложении к данному отчету указана иная рентабельность - <…>% (в предоставленной МУП «Лискинская горэлектросеть» справке о расходах на обслуживание линий электропередач для ОВК от 13.05.2019 г. указана рентабельность в размере <…>%). Также предмет указанного отчета не соответствует предмету типовой формы договора.
Одновременно с этим предоставленный отчет не содержит расчета содержания и обслуживания ОВЛЭ при размещении на них кабелей связи; при расчете цены аренды ОВЛЭ учтены составляющие, которые не имеют отношения к ОВЛЭ (социально-трудовая сфера, капитальное строительство и т.д.).
Кроме того, из предоставленного МУП «Лискинская горэлектросеть» расчета рентабельности услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области в размере <…>% следует, что данный расчет выполнен МУП «Лискинская горэлектросеть» с использованием тех же показателей, которые учтены УРТ ВО (замена опор линий электропередач, установка провода самонесущий изолированный, зарплата, налоги по з/п; амортизация автоподъемников; расходы на бензин) и которые в соответствии с условиями типового договора осуществляются за счет МУП «Лискинская горэлектросеть» как владельца ОВЛЭ, в связи с чем указанные показатели не могут включаться в цену на услугу по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи и использоваться при расчете рентабельности данной услуги.
При указанных обстоятельствах, установленный МУП «Лискинская горэлектросеть» в структуре цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области» уровень рентабельности в размере <…>% является экономически необоснованным.
При этом, указанный уровень рентабельности, равно как уровень рентабельности, указанный в составленном ООО «ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС» отчете № 36/19 «Об оценке рыночной арендной платы за использование опор городской электрической сети в г. Лиски Воронежской области» от 25.01.2019г., в размере <…>%, существенно превышает рентабельность, установленную УРТ ВО на услуги по передаче электрической энергии (в 2018 году - <…>%, в 2019г. - <…>%).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, МУП «Лискинская горэлектросеть» документально не подтвердило факт несения дополнительных, не учтенных УРТ ВО в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии экономически обоснованных расходов, а также получения экономически обоснованной прибыли при оказании услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, возмещаемых в цене на эти услуги в размере 254 рубля 23 копейки (с учетом НДС).
ОВЛЭ как единая инфраструктура используется МУП «Лискинская горэлектросеть» для осуществления двух видов деятельности:
– подлежащей государственному регулированию тарифов - услуги по передаче электрической энергии;
– не подлежащей государственному регулированию тарифов - услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование опор воздушных линий для подвеса кабелей связи.
В связи с этим, затраты МУП «Лискинская горэлектросеть» на обслуживание/ремонт ОВЛЭ при оказании указанных услуг как регулируемых, так и нерегулируемых фактически являются едиными.
Одновременно с этим, МУП «Лискинская горэлектросеть» ни в ходе проведения проверки по заявлениям интернет - провайдеров (операторов связи), ни при рассмотрении настоящего дела не предоставлены надлежащие документальные доказательства, подтверждающие экономическое обоснование включенных в цену расходов и прибыли, в частности:
- документальных доказательств конкретного объема работ, выполняемых МУП «Лискинская горэлектросеть» ежемесячно по договору, заключенному с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ»;
- документальных доказательств экономического обоснования взимания платы в размере 254 рубля 23 копейки с НДС за одну ОВЛЭ с каждого интернет - провайдера (оператора связи) отдельно при размещении на одной опоре кабелей связи, принадлежащих нескольким интернет - провайдерам (операторам связи);
- документальных доказательств несения дополнительных расходов при оказании услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, не учтенных УРТ ВО в тарифе на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 г.г.;
- документальных доказательств экономического обоснования уровня рентабельности услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи в размере <…>%.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, МУП «Лискинская горэлектросеть» документально не подтвердило факт несения дополнительных, не учтенных УРТ ВО в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии экономически обоснованных расходов, а также получения экономически обоснованной прибыли при оказании услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, возмещаемых в цене на эти услуги в размере 254 рубля 23 копейки (с учетом НДС).
При указанных обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу об экономически необоснованном размере (254 рубля 23 копейки с учетом НДС),   установленной МУП «Лискинская горэлектросеть» цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, в связи с тем, что данная цена превышает сумму необходимых для оказания названной услуги расходов и прибыли, а именно: объем трудозатрат, уровень рентабельности и накладные расходы.
Отстаивая свою правовую позицию, МУП «Лискинская горэлектросеть» неоднократно в своих объяснениях, а также на заседаниях Комиссии Управления по рассмотрению настоящего дела указывало на несение дополнительных трудозатрат, в связи с мероприятиями по обслуживанию ОВЛЭ, на которых размещены кабели связи интернет - провайдеров (операторов связи).
Однако из содержания условий типового договора следует, что все затраты по обеспечению надлежащего содержания, техническому обслуживанию имущества, его эксплуатации, проведению необходимого текущего и капитального ремонта несет за свой счет МУП «Лискинская горэлектросеть» как владелец ОВЛЭ, а не его контрагент - интернет-провайдер.
МУП «Лискинская горэлектросеть» не предоставило в материалы настоящего дела документальных доказательств, подтверждающих выполнение конкретных дополнительных работ/услуг, кроме осуществляемых в пределах установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, которые позволяли бы определить дополнительные трудозатраты.
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об экономически необоснованном размере установленной МУП «Лискинская горэлектросеть» цены на услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области. В связи с этим, установленная МУП «Лискинская горэлектросеть» на указанные услуги цена является монопольно высокой, поскольку превышает затраты и прибыль, необходимые для оказания данной услуги, а действия данной организации по установлению и поддержанию монопольно высокой цены являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действия МУП «Лискинская горэлектросеть» по установлению с 01.02.2019г. своим приказом № 93 «О применении цены по договорам на использование ЛЭП для размещения на них волоконно-оптического кабеля на 2019 год» и поддержанию монопольно высокой цены на услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области запрещены пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела Комиссией Управления с учетом имеющихся материалов дела, проведен анализ и сопоставление размера цены за аналогичные услуги, оказываемые на территории городского округа г. Воронежа и Воронежской области другими хозяйствующими субъектами, действующими в сопоставимых с МУП «Лискинская горэлектросеть» условиях.
В частности, цена на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, оказываемые АО «Воронежская горэлектросеть» на территории городского округа г. Воронеж составляет 30 рублей (с учетом НДС).
В материалах настоящего дела имеются информация и документы, предоставленные сетевыми организациями (МУП «ГОРЭЛЕКТРОСЕТИ» г. Нововоронеж - цена составляет 27 руб. 39 коп. с НДС; МУП «Бобровская горэлектросеть» - цена составляет 54 руб. 75 коп. с НДС), которые на территории Воронежской области также оказывают услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, но цена на эти услуги является более низкой, чем у МУП «Лискинская горэлектросеть».
Вместе с тем, условия в которых сформирована указанная цена у хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность на территории городского округа г. Воронеж и Воронежской области являются сопоставимыми, поскольку в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии у них включены идентичные, как и у МУП «Лискинская горэлектросеть» показатели (расходы и прибыль), на основании которых УРТ ВО производит расчет тарифа на эти услуги.
При указанных обстоятельствах минимально возможная рентабельная цена, сложившаяся на территории Воронежской области, как следует из материалов дела, составляет 27 руб. 39 коп. с учетом НДС.
Довод МУП «Лискинская горэлектросеть», изложенный в возражениях на заключение об обстоятельствах дела о том, что установленная цена является экономически обоснованной несостоятелен в силу следующего.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые экономически и технологически обоснованы.
Пунктом 4 Правил установлено, что государственный контроль за соблюдением требований, определенных настоящими Правилами, осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях.
В соответствии с пунктом 7 Правил применение настоящих Правил осуществляется исходя из следующих принципов:
а) обеспечение потребителям услуг электросвязи возможности получения услуг электросвязи у выбранного ими оператора связи;
б) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для пользователей инфраструктуры;
в) создание условий для развития конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи;
г) доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре.
Согласно пункту 30 Правил владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:
а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил;
б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.
Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.
В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил.
С учётом этого, владелец инфраструктуры обязан установить экономически обоснованный базовый тариф на доступ к инфраструктуре, который при определенных условиях может быть дифференцирован владельцем инфраструктуры.
При этом в ходе рассмотрения настоящего дела МУП «Лискинская горэлектросеть» не предоставило доказательств несения дополнительных расходов, связанных с предоставлением услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
Кроме того, МУП «Лискинская горэлектросеть» при применении понижающего коэффициента, не указало какие работы/услуги и в каком объеме осуществляются последним.
Довод МУП «Лискинская горэлектросеть» о том, что Управлением неправильно определены продуктовые границы рынка, поскольку размещение кабеля связи на ОВЛЭ не является приоритетным способом размещения кабеля связи несостоятелен и опровергается аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
Довод МУП «Лискинская горэлектросеть» о том, что в материалы настоящего дела предоставлялись акты выполненных работ/оказанных услуг с формулировкой: «использование опор электропередач для размещения на них волоконно-оптического кабеля», которые, по мнению последнего, подтверждают выполнение данным хозяйствующим субъектом своих обязательств по договору с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» отклонятся, поскольку из содержания указанных актов не следует какие именно работы/услуги и в каком объеме они были исполнены.
Довод МУП «Лискинская горэлектросеть» о том, что оно не допускает повторный учет затрат и прибыли, которые учтены УРТ ВО в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2019гг. несостоятелен и опровергается имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами.
Довод МУП «Лискинская горэлектросеть» о несопоставимости его электросетевого хозяйства с электросетевым хозяйством МУП «ГОРЭЛЕКТРОСЕТИ» г. Нововоронеж и МУП «Бобровская горэлектросеть» является необоснованным, поскольку указанные хозяйствующие субъекты, равно как и МУП «Лискинская горэлектросеть», осуществляют свою деятельность как по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и по оказанию услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи в сопоставимых условиях при использовании идентичного имущества и методов государственного регулирования.  
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности МУП «Лискинская горэлектросеть» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний:
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
-  о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт наличия у МУП «Лискинская горэлектросеть» доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области.
2. Признать действия МУП «Лискинская горэлектросеть» по установлению с 01.02.2019г. и поддержанию монопольно высокой цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области, что привело к ущемлению, в частности, интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» в сфере его предпринимательской деятельности, а также ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг МУП «Лискинская горэлектросеть» по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории г. Лиски Воронежской области, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.
3. Выдать МУП «Лискинская горэлектросеть» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать МУП «Лискинская горэлектросеть» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                            В.Г. Попов
Члены Комиссии:                                                                                      Р.М. Степанов
                                                                                                                   В.А. Гаврилов
                                                                                                                Н.В. Русаленко

Связанные организации

Связанные организации не указаны