Постановление №036/04/14.31-389/2019 по делу № 036/04/14.31-389/2019 об административном правонар... от 22 января 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.31-389/2019 об административном правонарушении
22 января 2020 г.                                                                                     г. Воронеж
Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление, Воронежское УФАС России) С.В. Михин, рассмотрев материалы дела № 036/04/14.31-389/2019 об административном правонарушении, возбужденного 13.12.2019 г. в отношении <…> Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее – ООО «РВК-Воронеж»: 396038, г. Воронеж, ул. Пеше-стрелецкая, д. 90; ОГРН 1117746139499, ИНН/КПП 7726671234/366501001) <…> по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии <…> ООО «РВК-Воронеж» - <…>,
У С Т А Н О В И Л:
10 сентября 2019 г. Комиссией Воронежского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 036/04/10-399/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 2 которого действия ООО «РВК-Воронеж» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения холодного водоснабжения в отношении помещения индивидуального предпринимателя <…>, находящегося в многоквартирном доме, что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ООО «РВК-Воронеж» антимонопольного законодательства Российской Федерации, 17.01.2020 г. лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, по окончанию административного расследования, в отношении <…> ООО «РВК-Воронеж» <…> был составлен протокол № 036/04/14.31-389/2019 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение дела № 036/04/14.31-389/2019 об административном правонарушении было назначено на 22.01.2020 г.
22.01.2020 г. на рассмотрении настоящего дела присутствовал <…> ООО «РВК-Воронеж» - <…>, которому в порядке п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела № 036/04/14.31-389/2019 об административном правонарушении, установлено следующее.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Пунктом 10 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Факт наличия у ООО «РВК-Воронеж» доминирующего положения на рынке услуг по холодному водоснабжению в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже подтверждается решением Комиссии Воронежского УФАС России от 10 сентября 2019 г. по делу № 036/04/10-399/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, а также обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по холодному водоснабжению от 29.07.2019 г.
Таким образом, ООО «РВК-Воронеж», как субъект естественной монополии и хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, обязано соблюдать требования и запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 8 части 3 статьи 21 Федерального закона № 416 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок предусмотрен пунктами 60-66 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила).
При этом, согласно части 8 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.
Из правового смысла указанных норм Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что ч. 8 ст. 21 указанного закона является специальной по отношению к п. 8 ч. 3 ст. 21 данного закона нормой и Правилам, в связи с чем ч. 8 ст. 21 Закона о водоснабжении и водоотведении, а также нормы жилищного законодательства, устанавливающие особенности и порядок введения ограничения холодного водоснабжения в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, подлежат применению, в рассматриваемом случае, в приоритетном порядке.
Как следует из заявлений и приложенных к нему материалов, между индивидуальным предпринимателем <…> и ООО «РВК-Воронеж» заключен договор от 22 октября 2008 г. № 6362 на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку сточных вод.
Помещение, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. <…> (далее – Помещение ИП <…>), является нежилым помещением, переведенным из жилого помещения (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права), которое находится в многоквартирном доме.
В связи с этим, в рассматриваемом случае, применению подлежит порядок приостановления или ограничения холодного водоснабжения, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила коммунальных услуг).
Согласно абз. 3 п. 7 Правил коммунальных услуг поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с абз. 5 п. 114 Правил коммунальных услуг в случае если приостановление или ограничение предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в многоквартирном доме вызвано наличием задолженности по договору с ресурсоснабжающей организацией либо отсутствием письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренного пунктом 6, у потребителя, чье ресурсопотребляющее оборудование присоединено к внутридомовым инженерным сетям, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунального ресурса осуществляет лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ресурсоснабжающей организации. Если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя-должника в нежилом помещении присоединено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом, введение ограничения потребления в таком нежилом помещении осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, энергоснабжении, теплоснабжении и газоснабжении.
Пунктом 119 Правил коммунальных услуг установлено, что если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, введение ограничения холодного водоснабжения и водоотведения ООО «РВК-Воронеж» в отношении Помещения <…>, учитывая положения вышеуказанных норм жилищного законодательства, должно было осуществляться лицом, отвечающим за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ООО «РВК-Воронеж», при наличии технической возможности, по истечении 20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления) о введении ограничения холодного водоснабжения и водоотведения при неоплате задолженности потребителем указанных услуг.
Однако, ООО «РВК-Воронеж», в нарушение абз. 5 п. 114 и п. 119 Правил коммунальных услуг, по истечении 10 дней с момента направления ИП <…> предупреждения от 09.04.2019 г. № И-065, не обращаясь с заявлением в управляющую компанию, при отсутствии технической возможности, самостоятельно, согласно акту от 19.04.2019 г. № 086931, осуществило введение ограничения холодного водоснабжения в отношении Помещения <…> с нарушением срока, предусмотренного п. 119 Правил коммунальных услуг, что свидетельствует о нарушении ООО «РВК-Воронеж» установленного Правилами коммунальных услуг порядка ограничения холодного водоснабжения.
Указанные действия ООО «РВК-Воронеж» привели к ущемлению интересов ИП <…> в сфере предпринимательской деятельности, так как в результате ограничения холодного водоснабжения предпринимательская деятельность Помещении ИП <…> была прекращена в связи с невозможностью осуществлять реализацию цветов без холодного водоснабжения.
Помимо этого, из-за действий ООО «РВК-Воронеж» по ограничению холодного водоснабжения в Помещении ИП <…>, у него возникла задолженность перед поставщиком цветочной продукции, что подтверждается договором б/н от 03.03.2019, претензией от 02.05.2019 г., ответом на претензию от 06.05.2019 г.
В связи с этим, решением Управления по делу № 036/04/10-399/2019 о нарушении антимонопольного законодательства действия ООО «РВК-Воронеж» по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения холодного водоснабжения в отношении помещения индивидуального предпринимателя <…>, находящегося в многоквартирном доме, что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административном правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
Согласно частью 2 статьи 40 Закона об обществах Единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 08.04.2014 г. № 50, <…> ООО «РВК-Воронеж» является <…>.
Из должностной инструкции <…> ООО «РВК-Воронеж» <…>, утвержденной 31.08.2019 г. Генеральным директором ООО «РВК-Воронеж» <…>, следует, что в его служебные обязанности входит, в том числе организация соблюдения ООО «РВК-Воронеж» при осуществлении своей деятельности норм действующего законодательства (п. 8.1, 8.5, 8.11).
Помимо этого, предупреждение о нарушении сроков оплаты и введения ограничения холодного водоснабжения, направленное в адрес ИП <…>, подписано непосредственно <…> ООО «РВК-Воронеж» <…>.
Исходя из изложенного, именно <…> ООО «РВК-Воронеж» <…>, обязан обеспечить соблюдение ООО «РВК-Воронеж» требований действующего законодательства, в том числе по соблюдению части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учетом указанных обстоятельств, вина <…> ООО «РВК-Воронеж»  <…> в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, что привело к совершению ООО «РВК-Воронеж» действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения холодного водоснабжения в отношении помещения индивидуального предпринимателя <…>, находящегося в многоквартирном доме, что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности, при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное <…> ООО «РВК-Воронеж» <…> имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в ущемлении интересов ИП <…> в сфере предпринимательской деятельности, поскольку последний необоснованно был лишен права на погашение задолженности в установленный п. 119 Правил коммунальных услуг срок (20 дней) и продолжение осуществления предпринимательской деятельности в нормальной режиме (в следствие введения ООО «РВК-Воронеж» ограничения холодного водоснабжения в отношении Помещения ИП <…>, у последнего образовалась задолженность перед поставщиком цветочной продукции ИП <…> в размере <…> рублей).
Одновременно с этим, совершенным <…> ООО «РВК-Воронеж» <…> административным правонарушением, ИП <…>, как субъект малого предпринимательства, был лишен права на полное и бесперебойное получение услуги по холодному водоснабжению, поскольку в силу абз. 5 п. 114 Правил коммунальных услуг ООО «РВК-Воронеж» не имело права, при отсутствии технической возможности, самостоятельно вводить ограничение холодного водоснабжения в отношении Помещения ИП <…>.
Кроме того, существенная угроза охраняемых законом общественных отношений выражается в пренебрежительном отношении <…> ООО «РВК-Воронеж» <…> к установленным требованиям Закона о защите конкуренции, Закона о водоснабжении и водоотведения, а также Правил коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <…> ООО «РВК-Воронеж» <…> от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Доводы <…> ООО «РВК-Воронеж» <…> о том, что нарушение организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, порядка ограничения холодного водоснабжения образует самостоятельный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ, проверены, однако не могут быть учтены, как несостоятельные в правовом отношении и не соответствующие установленным по данному делу фактическим обстоятельствам.
Административные правонарушения, предусмотренные частью 9 статьи 9.22 и частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ находятся в разных главах КоАП РФ, имея разные объекты посягательства и объективные стороны.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленности, строительства и энергетики.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Объективной стороной ч. 9 ст. 9.22 КоАП РФ является нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.
Объективной стороной ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, Воронежским УФАС России в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, вынесенным решением по делу № 036/04/10-399/2019, установлен факт злоупотребления доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения холодного водоснабжения в отношении помещения индивидуального предпринимателя <…>, находящегося в многоквартирном доме, что привело к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Указанные действия ООО «РВК-Воронеж» образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а не частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ.
Учитывая указанные обстоятельства, считаю необходимым применить минимальный размер санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ – двадцать тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать <…> Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (396038, г. Воронеж, ул. Пеше-стрелецкая, д. 90; ОГРН 1117746139499, ИНН/КПП 7726671234/366501001) <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей 00 копеек (двадцати тысяч рублей ноль копеек).
2. Направить <…> Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (396038, г. Воронеж, ул. Пеше-стрелецкая, д. 90; ОГРН 1117746139499, ИНН/КПП 7726671234/366501001) <…> настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей. 31.5 КоАП РФ.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК: 042007001
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01141 01 0031 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000000405282
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/14.31-389/2019

Связанные организации

Связанные организации не указаны