Решение б/н Решение от 01.09.2015 года по делу №275-11К от 15 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства
01.09.2015                                                                                                               г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2015
Решение в полном объеме изготовлено 01.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Попов В.Г. – председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления; Михин С.В. – член Комиссии, начальник отдела; Крамаренко С.В. – член Комиссии, главный специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 275-11К, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (далее – АО «ЕПСС ЖКХ ВО»; 364088, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 11) и Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стандарт сити» (далее – ООО «УК «Стандарт Сити»; 394068, г. Воронеж, Московский пр-т, д. 112, пом.1) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от АО «ЕПСС ЖКХ ВО» – <…>;
от ООО «УК «Стандарт Сити» – <…>,
гр. <…> – не явился о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлен, установила:
05.06.2015 в Управление поступило заявление гр. <…> б/н б/д на действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» по заключению соглашения о неправомерном перечислении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
При оплате жилищно-коммунальных услуг по платежному документу гр. <…> денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж). Данное обстоятельство подтверждается, в том числе чеком-ордером от 17.06.2015 (оплата по штрих-коду), предоставленным гр. <…> (заявителем), в котором в качестве получателя денежных средств указано АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и его расчетный счет, а не ООО «УК «Стандарт Сити».
В ходе рассмотрения заявления гр. <…> Управлением установлено, что управление многоквартирном жилым домом по адресу: г. Воронеж, ул. Ворошилова, д. 49А осуществляет управляющая компания - ООО «УК «Стандарт Сити».
При этом, ООО «УК «Стандарт Сити» с собственниками помещений в многоквартирном доме № 49А (г. Воронеж, ул. Ворошилова) заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, в соответствии с пунктами 8.2 и 8.9 которых:
– плата за содержание и ремонт помещения, коммунальные и другие услуги вноситься ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим (расчетным месяцем) на основании платежных документов, предоставляемых потребителям управляющей организацией или представителем управляющей организации;
– по договору плата за коммунальные услуги вносится собственниками потребителями управляющей организации.
29.01.2015 между ООО «УК «Стандарт Сити» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» заключен договор № ИТО74 обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса (далее – договор № ИТО74), на основании которого АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ежемесячно осуществляет доставку собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт Сити» (в том числе многоквартирном доме № 49А по ул. Ворошилова (г. Воронеж), платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, при оплате которых денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж).
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» возбуждено дело № 275-11К по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое приводит к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Стандарт Сити», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Рассмотрение дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 06.08.2015.
До рассмотрения настоящего дела от гр. <…> поступило ходатайство (б/н б/д) о рассмотрении дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства в его отсутствие.
06.08.2015 в ходе рассмотрения дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 13.08.2015.
13.08.2015 АО «ЕПСС ЖКХ ВО» было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью принятия мер по изменению договорных отношений между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити». Комиссия Управления, рассмотрев указанное ходатайство АО «ЕПСС ЖКХ ВО», единогласно приняла решение об его отклонении как необоснованного и об объявлении перерыва в рассмотрении дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства до 19.08.2015.
В своих письменных пояснениях по делу (исх. от 03.08.2015 б/д и от 19.08.2015) АО «ЕПСС ЖКХ ВО» указало, что, по его мнению, договор, заключенный между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити», не имеет признаков соглашения, ограничивающего конкуренцию, и не может привести к ограничению конкуренции, так как: указанный договор не изменяет порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, установленный ЖК РФ, и не влечет отказа ООО «УК «Стандарт Сити» от осуществления своих функций по управлению многоквартирными домами; предоставление управляющей организацией через своего представителя платежного документа, в котором помимо прочих содержатся реквизиты агента, не может считаться навязыванием потребителю требований, меняющих условия договора управления многоквартирным домом.
При рассмотрении настоящего дела представитель АО «ЕПСС ЖКХ ВО» пояснил, что в соответствии с договором, заключенным между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющей организацией, АО «ЕПСС ЖКХ ВО» выступает в качестве представителя управляющих организаций.
Как следует из письменных пояснений ООО «УК «Стандарт Сити» (от 31.07.2015 № 507 и от 19.08.2015 № 540), в соответствии с договором управления (п. 8.2 и 9.5) ООО «УК «Стандарт Сити» имеет право исполнять свои обязательства (в том числе по приему платы за жилищно-коммунальные услуги) самостоятельно или с привлечением сторонних организацией. Таким образом, по мнению ООО «УК «Стандарт Сити», заключенный договор с АО «ЕПСС ЖКХ ВО» на формирование, печать и доставку платежных документов, а также сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги не противоречит требованиям ЖК РФ и условиям договоров управления многоквартирными домами.
Одновременно, ООО «УК «Стандарт Сити»  указало, что одной из целей заключения договора с АО «ЕПСС ЖКХ ВО» являлось улучшение совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства региона и создание комфортных условий для потребителей услуг управляющей компании.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт сити», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» являются нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу частей 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одними из признаков ограничения конкуренции являются отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен в статье 155 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 указанной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан, в том числе:
– предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
– заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
– производить в установленном Правилами № 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
– производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Пунктом 32 Правил № 354 исполнитель имеет право, в том числе:
– требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);
– приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами № 354, подачу потребителю коммунальных ресурсов;
– привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
В соответствии с абз. 2 п. 63 Правил № 354, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с пунктом 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Пунктом 69 Правил № 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информация, которая подлежит указанию в платежных документах, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Из вышеприведенных положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья.
При этом частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрена возможность участия платежных агентов и банковских платежных агентов, которые не являются стороной договорных отношений между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, при осуществлении расчетов и при взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон о платежных агентах) платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются.
Таким образом, по смыслу положений частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ,  а также п. 63 Правил № 354, денежные средства от потребителей жилищно-коммунальных услуг должны поступать: 1) на счет исполнителя коммунальных услуг; 2) на счет ресурсоснабжающей организации (в случае принятия собственниками жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения). При этом денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.
Одновременно Комиссией Управления учитывается, что упоминание в пункте 15 статьи 155 ЖК РФ представителя управляющей организации не означает включение его в расчеты за оказанные коммунальные услуги как самостоятельного (действующего от своего имени) субъекта со своим расчетным счетом, так как в силу статьи 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «УК «Стандарт Сити»  является управляющей организацией (список домов, находящихся в его управлении имеется в материалах дела).
ООО «УК «Стандарт Сити» в материалы дела № 275-11К о нарушении антимонопольного законодательства предоставлен типовой договор управления многоквартирным домом, заключаемый им с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
В соответствии с пунктом 8.2 договора управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах ООО «УК «Стандарт Сити», плата за содержание и ремонт помещения, коммунальные и другие услуги вноситься ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим (расчетным месяцем) на основании платежных документов, предоставляемых потребителям управляющей организацией или представителем управляющей организации.
Согласно п. 8.9 указанного договора управления, по настоящему договору плата за коммунальные услуги вносится собственниками потребителями управляющей организации.
Одновременно, ООО «УК «Стандарт Сити» предоставило в материалы настоящего дела информацию об отсутствии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, учитывая п. 8.9 договора управления многоквартирным домом, заключенного с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах ООО «УК «Стандарт Сити», а также положения действующего жилищного законодательства (ч. 7 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил № 354), указанная управляющая компания обязана принимать от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, плату за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно. Внесение платы за жилищно-коммунальные услуги каким-либо иным лицам, в том числе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» договором управления многоквартирного дома не предусмотрено. Решения общего собрания собственников в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Стандарт Сити» об этом также не принимались.
29.01.2015 между ООО «УК «Стандарт Сити» и ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ»  (переименовано в АО «ЕПСС ЖКХ ВО») заключен договор № ИТО74.
В соответствии с предметом указанного договора сторонами (АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и управляющей компанией) осуществляется информационное и технологическое взаимодействие, в том числе:
«1.2.5. Распределение поступивших денежных средств в соответствие с требованиями действующего законодательства и настоящего договора среди лиц, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, организациями-поставщиками коммунального ресурса, лиц, оказывающих иные услуги, непосредственно связные с жилыми и нежилыми помещениями пропорционально начислениям…
1.3.4. Организация сбора денежных средств путём привлечения банков, платёжных агентов, ФГУП «Почта России»…
1.3.6. Перечисление поступивших платежей лицам, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, организациями-поставщиками коммунального ресурса, лицам, оказывающим иные услуги, непосредственно связные с жилыми и нежилыми помещениями в соответствие с произведённым распределением.
1.3.7. Доведение до Участников взаимодействия сведений о проведённых перерасчётах, об отклонениях в качестве/количестве коммунального ресурса/услуги…».
По договору № ИТО74 АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (Организатор взаимодействия) обязуется ежемесячно:
«2.2.3.3. осуществлять доставку (рассылку) единого платежного документа до Плательщиков не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. Доставка единого платежного документа осуществляется в почтовые ящики;
2.2.3.4. организовать прием денежных средств за услуги Жилищной организации, в том числе путем привлечения кредитных организации, платежных агентов и ФГУП «Почта России». Денежные средства, поступившие на счет Организатора взаимодействия от собственников, нанимателей/арендаторов жилых и нежилых помещений в счет оплаты услуг, оказываемых Жилищной организацией, не являются собственностью Организатора взаимодействия.
2.2.3.5. не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления от собственником, нанимателей/арендаторов жилых и нежилых помещений па расчетный счет Организатора взаимодействия денежных средств, но не ранее, чем сумма, поступивших средств составит 5 000 руб. или более, производить перечисление денежных средств на расчетные счета Жилищной организации, указанные в договоре, с предоставлением реестра, являющегося приложением к настоящему договору.
2.2.3.6.осуществлять своевременно и в полном объеме перечисление денежных средств, на расчетные счета Жилищной организации и иных Участников взаимодействия в виде распределенных платежей, поступивших от Плательщиков, размер которых определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». Если у Организатора взаимодействия отсутствуют соответствующие сведения, то предполагается, что Жилищная организация оказывает Плательщикам все жилищные, коммунальные, информационные и иные услуги, непосредственно связанные с жилым и/или нежилым помещением…
2.2.4.2. вести лицевые счета Плательщиков, на  которых отражать информацию начисленных платежах за услуги, оказываемые Жилищной организацией, о поступивших платежах за услуги, пене, задолженности.».
АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» при заключении договора № ИТО № 74 определена форма единого платежного документа (приложение № 12 к указанному договору), который является счетом за жилищно-коммунальные и прочие оказанные услуги, содержащим начисления за текущий расчетный период, а также задолженности и пени предыдущих периодов.
В разделе 1 «Исполнитель» единого платежного документа (далее – ЕПД) указано наименование управляющей организации, ее ИНН, адрес, сайт, адрес электронной почты, адрес паспортного стола и телефон контакт-центра. При  этом  в указанном разделе отсутствуют реквизиты расчетного счета управляющей организации, на который плательщиком может быть внесена плата по ЕПД.
В свою очередь в разделе «Оператор по расчету платежей» ЕПД содержится информация об АО «ЕПСС ЖКХ ВО», которое самостоятельно от своего имени и на свой расчетный счет осуществляет прием платы за жилищно-коммунальные услуги.
При оплате плательщиком ЕПД по его штрих-коду денежные средства поступают на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (р/с 40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж), что подтверждается чеком ОАО «Сбербанк России» от 17.06.2015 (имеется в материалах дела).
Таким образом, АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «УК «Стандарт Сити», заключив договор №ИТО № 74, пришли к соглашению о том, что все собираемые денежные средства за оказанные ООО «УК «Стандарт Сити» жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчетный счет этой управляющей организации, как это предусмотрено договором управления многоквартирным домом, а на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ». При этом при осуществлении сбора указанных денежных средств на свой расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ», АО «ЕПСС ЖКХ»  выступает от своего имени.
В результате указанных действий АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «УК «Стандарт Сити» собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах искусственно были созданы обязательства перед АО «ЕПСС ЖКХ», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг.
Более того, указанным соглашением АО «ЕПСС ЖКХ» и ООО «УК «Стандарт Сити» произвольно, без согласия собственников установили иной новый порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, противоречащий ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 (абз. 2) Правил № 354, а также п. 8.9 договора управления, заключенного ООО «УК «Стандарт Сити» с собственниками помещений в многоквартирных домах, тем самым в одностороннем порядке определив общие условия обращения жилищно-коммунальных услуг на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
ООО «УК «Стандарт Сити» фактически отказалось от осуществления своих функций (самостоятельных действий) по приему платежей за оказанные им жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет и допустило к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед жильцами) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке и также является признаком, ограничивающим конкуренцию (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Заключение указанного соглашения фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт Сити», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», так как порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом, был изменен без воли собственников помещений многоквартирных домов.
Указанные обстоятельства подтверждаются аналитическим отчётом по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами от 07.08.2015, составленным Управлением при рассмотрении настоящего дела (имеется в материалах дела).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 Закона о защите конкуренции, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2-4 указанной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.
Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, ответчики не предоставили. Комиссией Управления таких обстоятельств также не установлено.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» о том, что АО «ЕПСС ЖКХ ВО» является представителем ООО «УК «Стандарт Сити», с которым заключено соглашение и, соответственно в силу части 15 статьи 155 ЖК РФ вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, отклоняется как несостоятельный и основанный на ошибочном толковании указанной нормы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Частями 2 и 3 указанной нормы установлено, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела при осуществлении сбора денежных средств за оказанные ООО «УК «Стандарт Сити» жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» выступает от своего имени, что подтверждается платежными документами, предоставляемыми АО «ЕПСС ЖКХ ВО» к оплате потребителям жилищно-коммунальных услуг. При этом, в указанных платежных документах отсутствуют сведения о том, что АО «ЕПСС ЖКХ ВО» принимает платежи за жилищно-коммунальные услуги от имени конкретной управляющей организации, оказывающей эти услуги и является ее представителем.
Из платежного документа АО «ЕПСС ЖКХ ВО» следует, что указанное лицо выступает перед потребителями жилищно-коммунальных услуг не в качестве представителя управляющей организации, а в качестве организатора взаимодействия.
Таким образом, в силу части 2 статьи 182 ГК РФ АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не является представителем управляющих организаций.
Более того, из правого смысла указанной нормы следует, что представитель управляющей компании может взимать плату не самостоятельно, а только при участии платежных агентов, а также банковских платежных агентов, что в рассматриваемом случае АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не соблюдено, поскольку указанный субъект самостоятельно, без участия платежных агентов осуществляет прием напрямую на свой расчетный счет.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о том, что в его действиях по заключению и реализации договора № ИТО74 с ООО «УК «Стандарт Сити» отсутствуют признаки навязывания, поскольку в платежных документах, выставляемых АО «ЕПСС ЖКХ ВО» указаны платежные реквизиты ООО «УК «Стандарт Сити» и АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в силу чего, по мнению АО «ЕПСС ЖКХ ВО», лицо осуществляющее платеж само определяет куда осуществить платеж, является несостоятельным с учетом следующих обстоятельств:
- во-первых, право лица осуществляющего платеж за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО» на выбор организации принимающей данный платеж ограничено ч. 7, 7.1 ст. 155 ЖК РФ  и п. 63 (абз. 2) Правил № 354, которыми определен порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, а также определены субъекты, которым такая плата вносится. В связи с этим, в силу указанных норм законодательства у потребителей жилищно-коммунальных услуг отсутствует возможность, при оплате этих услуг, самостоятельно определять лиц, которым вносится плата за данные услуги. Кроме того, учитывая условия договоров управления многоквартирным домом, заключенных ООО «УК «Стандарт Сити» с собственниками (нанимателями) многоквартирных домов (п. 8.9), а также отсутствие решений общих собраний указанных собственников о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, потребители жилищно-коммунальных услуг не могут вносить плату за эти услуги указанным в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ресурсоснабжающим организациям, а также непосредственно АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не являющемуся исполнителем жилищно-коммунальных услуг либо платежным агентом. С учетом изложенного, выбор куда осуществить платеж за жилищно-коммунальные услуги у лица осуществляющего такой платеж по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО» отсутствует;
- во-вторых, само по себе включение АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не являющегося исполнителем жилищно-коммунальных услуг либо платежным агентом в платежный документ в качестве лица, которому собственниками (нанимателями) помещений многоквартирных жилых домов вносится плата за жилищно-коммунальные услуги недопустимо в соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ и п. 63 (абз. 2) Правил № 354, независимо от указания в платежном документе реквизитов других организаций;
- в третьих, в разделе 1 платежного документа, выставляемого АО «ЕПСС ЖКХ ВО» потребителям жилищно-коммунальных услуг отсутствуют платежные реквизиты соответствующей управляющей компании (расчетный счет, банковский идентификационный код и т.д.), в то время как платежные реквизиты АО «ЕПСС ЖКХ ВО» полностью указаны в этом разделе (платежные документы имеются в материалах настоящего дела);
- в четвертых, в платежных документах АО «ЕПСС ЖКХ ВО» возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг через штрих-код путем автоматического зачисления указанного платежа предусмотрена только непосредственно для АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и на его расчетный счет. Таким образом, даже если предположить теоретическую возможность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги другим лицам на их расчетный счет указанным в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО», внести данную плату аналогичным способом, что и в АО «ЕПСС ЖКХ ВО» путем автоматического зачисления платежа на расчетный счет соответствующей организации фактически не представляется возможным. В связи с этим, наличие в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» технической возможности для автоматического зачисления платежей за жилищно-коммунальные услуги только на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» через соответствующий штрих-код и отсутствие аналогичной возможности для зачисления этих же платежей на расчетные счета указанным в платежном документе организациям свидетельствует о наличии необоснованного преимущества у АО «ЕПСС ЖКХ ВО» перед другими указанными в его платежном документе организациями и, как следствие, о создании для потребителей жилищно-коммунальных услуг, в случае принятия ими решения о внесения платы не АО «ЕПСС ЖКХ ВО», неравных (дискриминационных) условий приема платы за жилищно-коммунальные услуги (механический способ внесения платежа на расчетный счет организаций указанных в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» через кассу кредитной организации является более затратным по временным и экономическим (материальным) ресурсам по сравнению с автоматическим (созданным специально только для АО «ЕПСС ЖКХ ВО») способом внесения платежа на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» через штрих-код). При указанных обстоятельствах, наличие в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» технического барьера в виде штрих-кода, предусмотренного для оплаты жилищно-коммунальных услуг только на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» исключает беспрепятственную возможность для собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов на равных (недискриминационных) условиях вносить плату за указанные услуги другим организациям по платежному документу АО «ЕПСС ЖКХ ВО»;
- в пятых открытие и ведение лицевых счетов потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляется только АО «ЕПСС ЖКХ ВО» (п. 2.2.4.2 договора от 29.01.2015 г. № ИТ074). В платежных документах АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в разделе 1 указывается номер лицевого счета соответствующего потребителя жилищно-коммунальных услуг. Согласно указанному договору, заключенному АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити», лицевой счет – учетный документ (в том числе формируемый и хранящийся в электронном виде) по которому АО «ЕПСС ЖКХ ВО» ведет учет начисленных сумм и сумм выставленных к оплате за жилищные, коммунальные информационные и иные услуги. В связи с этим, осуществить внесение платы за жилищно-коммунальные услуги другим организациям указанным в платежном документе АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в надлежащем порядке также невозможно, так как вся информация по учету начисленных сумм и сумм выставленных к оплате за жилищные, коммунальные, информационные и иные услуги, в том числе по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов находится у АО «ЕПСС ЖКХ ВО», а, соответственно, только ему надлежащим образом возможно внести соответствующую плату.
Довод АО «ЕПСС ЖКХ ВО» о том, что наделение его по договору № ИОТ №74 полномочиями на организацию сбора коммунальных платежей не может рассматриваться как передача функций по управлению многоквартирным домом также ошибочен и несостоятелен в связи со следующим.
Прием платы за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые управляющей организацией, в силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 (абз. 2) Правил № 354, является одной из основных ее функций, которую управляющая организация осуществляет самостоятельно на рынке управления многоквартирными домами либо поручает осуществление данной функции платежному агенту или платежному банковскому агенту.
Однако в рассматриваемом случае, ООО «УК «Стандарт Сити» на основании договора от 29.01.2015 № ИТ074 прекратила самостоятельное осуществление своих функций (своих действий) на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа по приему платы за жилищно-коммунальные услуги, передав ее осуществление иному постороннему (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицу, не являющемуся исполнителем указанных услуг, платежным агентом либо банковским платежным агентом - АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Данный факт подтверждается материалами дела и, учитывая п. 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не может быть расценен Комиссией Управления иначе как отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, то есть указанный факт также является ограничением конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Доводы АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» о том, что в действиях АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» отсутствуют  признаки ограничения конкуренции, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции», являются необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам и материалам дела в силу следующего.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, пунктом 63 (абз. 2) Правил № 354 и договорами управления многоквартирным домом, заключенными ООО «УК «Стандарт Сити» с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах установленный порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги является общими условиями обращения жилищно-коммунальных услуг на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа.
В связи с тем, что включение в систему расчетов иного лица - АО «ЕПСС ЖКХ ВО», не предусмотренного ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 (абз. 2) Правил № 354, а также в отношении которого какие-либо решения собственников не принимались, являются действиями, направленными на ограничение конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, так как реализуя рассматриваемое соглашение АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» необоснованно изменили общие условия обращения жилищно-коммунальных услуг на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа путем установления нового порядка перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги лицу (АО «ЕПСС ЖКХ ВО»), не являющемуся стороной договора управления многоквартирным домом и исполнителем жилищно-коммунальных услуг либо платежным агентом.
При этом новый порядок расчетов применяется ко всем собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «Стандарт Сити», вне зависимости от того, было ли принято решение общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о перечислении платежей на расчетные счета иных организаций (иными словами порядок внесения платы как существенное условие договоров многоквартирным домом, изменен без воли собственников помещений многоквартирных домов).
Данный факт установлен в ходе рассмотрения настоящего дела и является ограничением конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Поступившие от АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» замечания к аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами от 07.08.2015 отклоняются комиссией Управления за несостоятельностью, так как по существу не опровергают содержание аналитического отчета, а выражают лишь несогласие с ним. При этом, указание в данных замечаниях на то, что в указанном аналитическом отчете не приводятся доказательства в подтверждение отказа управляющей организаций от осуществления самостоятельных действий по сбору платежей также несостоятельно, поскольку доказательством указанного факта является непосредственно платежные документы, предоставляемые АО «ЕПСС ЖКХ ВО» к оплате потребителям, в которых в разделе исполнитель указано АО «ЕПСС ЖКХ ВО», его расчетный счет, а также  штрих код, в то время как действующим жилищным законодательством не предусмотрено участие самостоятельного хозяйствующего субъекта от своего имени и со своим расчетным счетом в расчетах за коммунальные услуги, который не является исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией, представителем управляющей организации, либо  платежным агентом.
Указание АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в качестве замечания к аналитическому отчету от 07.08.2015 на то, что АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не является субъектом рынка услуг по управлению многоквартирными домами отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не исключает и не может исключать факт нарушения требований п. 1 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, поскольку запрещенные указанной нормой соглашения могут быть заключены как субъектами действующими на одном товарном рынке, так и субъектами осуществляющими свою деятельность на разных товарных рынках.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» по заключению и участию в ограничивающем конкуренции соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт Сити», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО», является нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренцию.
Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения подтверждается содержанием договора от 29.01.2015 № ИТО74 (п.п. 1.2.5, 1.3.4, 1.3.6, 1.3.7, 2.2.3.3, 2.2.3.4, 2.2.3.5, 2.2.3.6, 2.2.4.2), заключенного между АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» (конкретные пункты, свидетельствующие о наличие ограничивающих конкуренцию соглашений указаны выше).
Факт участия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити» в ограничивающем конкуренцию соглашении подтверждается платежными документами, предоставляемыми АО «ЕПСС ЖКХ ВО» потребителям жилищно-коммунальных услуг, а также чеком-ордером от 17.06.2015, об оплате полностью платежного документа (имеется в материалах дела), в котором в качестве получателя денежных средств указано АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и его расчетный счет, а не ООО «УК «Стандарт Сити».
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях пресечения и предупреждения антимонопольной деятельности АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт Сити», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «а» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний: о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и ООО «УК «Стандарт сити» по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у ООО «УК «Стандарт сити», необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «ЕПСС ЖКХ ВО» нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать АО «ЕПСС ЖКХ ВО» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «УК «Стандарт сити».
3. Выдать ООО «УК «Стандарт сити»  предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
4. Выдать АО «ЕПСС ЖКХ ВО» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
5. Выдать ООО «УК «Стандарт сити» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                      В.Г. Попов
Члены Комиссии                                                                                  С.В. Михин
                                                                                                            С.В. Крамаренко

Связанные организации

Связанные организации не указаны