Решение №036/06/64-986/2020 по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия админи... от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия администрации Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на обустройство территории ярмарки Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района, расположенного по адресу: с. Верхняя Хава ул. Ленина Верхнехавского муниципального района Воронежской области (2 очередь) (номер извещения 0131300021020000036)
(дело №036/06/64-986/2020)
28.08.2020 г.                                                                                                             г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 28.08.2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 02.09.2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
в отсутствии представителей администрации Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области (на основании ходатайства от 27.08.2020 года №176),
в отсутствии представителей финансового отдела администрации Верхнехавского муниципального района Воронежской области (на основании ходатайства от 27.08.2020 года №176),
в отсутствии представителей ИП <…> (о месте и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП <…> на действия администрации Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на обустройство территории ярмарки Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района, расположенного по адресу: с. Верхняя Хава ул. Ленина Верхнехавского муниципального района Воронежской области (2 очередь) (номер извещения 0131300021020000036),

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП <…> (далее – Заявитель) на действия администрации Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области (далее – Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на обустройство территории ярмарки Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района, расположенного по адресу: с. Верхняя Хава ул. Ленина Верхнехавского муниципального района Воронежской области (2 очередь) (номер извещения 0131300021020000036) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), выразившееся в установлении в аукционной документации излишних требований к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение №0131300021020000036 размещено: 04.08.2020 года в сети «Интернет» в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 354 903,20 рублей.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ «Обустройство территории ярмарки Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района, расположенного по адресу: с. Верхняя Хава ул. Ленина Верхнехавского муниципального района Воронежской области» - 2 очередь.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением 4 – частью 3 Описания объекта закупки файлом «ТЗ.docx» установлено Описание объекта закупки (техническое задание) (далее – Описание объекта закупки).
Пунктом 16 Описания объекта закупки установлены конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ:

№ п/п

№ по сметному расчету

Наименование товаров

Показатели товаров, используемых при выполнении работ.

1

поз. 2

Нетканый геотекстиль Дорнит или «Эквивалент»

 

Геотекстиль должен представляет собой однородное прочное полотно, экологически чистый материал, который обладает устойчивостью к термоокислительному старению, имеет высокий уровень химстойкости, не подвержен гниению и воздействию плесени, грибков, насекомых, грызунов, прорастанию корней. Прочность на разрыв (поперечное направление) не более 9 кН/м. Прочность на разрыв (продольное направление) не более 7 кН/м. Плотность в диапазоне 200-300 г/м2

2

поз.6

 Смесь пескоцементная ГОСТ 31357-2007

  

По основным техническим условиям и показателям качества должен соответствовать требованиям ГОСТ 31357-2007 «Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия» Цемент должен быть портландцемент марки 400 по прочности при сжатии в 28-суточном возрасте. Цемент должен соответствовать ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» Песок должен средний, класс песка первый или второй, содержание пылевидных и глинистых частиц 2-3% по массе должен соответствовать ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

  
 

3

 

поз.18

 

Камни бортовые

ГОСТ 6665-91

 

БР – тип строительного элемента, БР 100.20.8, бортовой рядовой прямой. Длина – 1000 мм; Ширина – 80 мм; Высота – 200 мм; отклонения от номинальных размеров по длине +/- 6 мм, по высоте и ширине +/- 4 мм. Трещины на поверхности камней не допускаются. Поверхность бортовых камней должна отвечать их предназначению и быть устойчивой к климатическим и эксплуатационным воздействиям. Бетон камней должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее В22,5(марка не менее М300). Справочная масса не менее 0,04 т. Объем 0,016 м.куб. Категория лицевой бетонной поверхности должна быть А6.

 
 

4

 

поз.8-10

 

Брусчатка

ГОСТ 17608-91

 

Вибропрессованная, двухслойная, гладкая толщина должна быть не менее 60 мм. Цветовая гамма должна быть – серого, черного, белого цвета. Предельное отклонение размера по толщине, мм должно быть ± 0,5*. Категория лицевой бетонной поверхности должна быть 6. Морозостойкость* не менее F 200 Наибольший размер зерен крупного заполнителя 10 мм

 
 

5

 

поз.4

 

Песок природный для строительных работ

ГОСТ 8736-2014

 

Должен представлять собой неорганический сыпучий материал.

Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.

Требуется песок группы средний. Класс I или II

Модуль крупности Мк должен быть свыше 2 до 2,5

Полный остаток на сите №063 свыше 30 до 45% по массе *.

 
 

6

 

поз.14

 

Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2015

 

Марка бетона по водонепроницаемости: не ниже W4. Средняя плотность бетона, кг/м3, должна быть: свыше 2000 до 2500*. Класс бетона по прочности не ниже В15 марка бетона по прочности М200.  Содержание фракции от 5 до 10 мм в крупном заполнителе 25-40% по массе*; св.10 до 20 мм 60-75% по массе*

 
 

7

 

поз.17

 

Раствор готовый кладочный цементный

ГОСТ 28013-98

 

Раствор должен быть цементный не ниже М100

Раствор по средней плотности должен быть: тяжелый

 

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Исходя из трактовки части 3 статьи 66 Закона, следует вывод, что конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), указание наименования страны происхождения товара, законно требовать в заявке только в отношении поставляемого товара в случаях, предусматривающих поставку товара (оборудования).
Следует отметить, что согласно части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно части 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, одним из существенных условий договорных отношений между лицами в отношении поставки товара является срок поставки товара.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Частями 2, 3 статьи 508 ГК РФ установлено, что наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.), а досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 513 ГК.РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Следовательно, договор поставки должен содержать условия и сроки приемки поставленных товаров, а также порядок оформления такой приемки.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Однако Заказчиком Приложением №4 - частью 3 Аукционной документации файлом «Требования к материалам.doc» установлены требования к товарам, поставка которых Заказчику исполнителем при выполнении работ не осуществляется, а данный товар однократно используется подрядчиком при выполнении работ, становясь при этом неотъемлемой частью объекта, в отношении которого осуществляется ремонт.
Так, например, в Описании объекта закупки установлены требования к характеристикам следующих товаров, поставка которых заказчику не осуществляется:

5

поз.4

Песок природный для строительных работ

ГОСТ 8736-2014

Должен представлять собой неорганический сыпучий материал.

Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей.

Требуется песок группы средний. Класс I или II

Модуль крупности Мк должен быть свыше 2 до 2,5

Полный остаток на сите №063 свыше 30 до 45% по массе *.

6

поз.14

Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2015

Марка бетона по водонепроницаемости: не ниже W4. Средняя плотность бетона, кг/м3, должна быть: свыше 2000 до 2500*. Класс бетона по прочности не ниже В15 марка бетона по прочности М200.  Содержание фракции от 5 до 10 мм в крупном заполнителе 25-40% по массе*; св.10 до 20 мм 60-75% по массе*

7

поз.17

Раствор готовый кладочный цементный

ГОСТ 28013-98

Раствор должен быть цементный не ниже М100

Раствор по средней плотности должен быть: тяжелый

и т.д.
При этом, ни Аукционная документация, ни Проект контракта со всеми его приложениями не содержат условий и/или положений, указанных выше и установленных ГК РФ в отношении правоотношений, связанных с поставкой товара (сроки и порядок поставки, сроки и порядок приемки товара и т.д.).
Также Комиссией Воронежского УФАС России установлено, следующее:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные материалы, используемые при выполнении работ.
В тоже время, Заказчиком подпунктом 1 пунктом 19 приложение №1 - разделом 1.2 Аукционной документации Информационной картой установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе, следующего содержания: «1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, требование Заказчика о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке конкретных значений показателей вышеуказанных товаров не основано на положениях Закона о контрактной системе, противоречит принципу обеспечения конкуренции, служит дополнительным необоснованным препятствием для участия в рассматриваемых торгах, а также может стать причиной отклонения заявки участника, т.е. является требованием, способным ограничить круг участников закупки и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеизложенная позиция, также подтверждается письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" из которого следует, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В ходе внеплановой проверки, проведенной Воронежским УФАС России на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.08.2020 №0131300021020000036-1 установлено, что участнику закупки ООО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ВАВИЛОН» (Идентификационный номер заявки – 10) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: «в соответствии с п. 2. ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» несоответствие информации, предусмотренной  частью 3 статьи 66 Федерального закона требованиям документации о таком аукционе. (Участником предоставлены показатели, не соответствующие инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе)».
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявки, вышеуказанные действия аукционной комиссии финансового отдела администрации Верхнехавского муниципального района нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <…> на действия администрации Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на обустройство территории ярмарки Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района, расположенного по адресу: с. Верхняя Хава ул. Ленина Верхнехавского муниципального района Воронежской области (2 очередь) (номер извещения 0131300021020000036) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действия аукционной комиссии финансового отдела администрации Верхнехавского муниципального района нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание администрации Верхнехавского сельского поселения Верхнехавского муниципального района Воронежской области об устранении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Выдать предписание аукционной комиссии финансового отдела администрации Верхнехавского муниципального района об устранении нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе
6. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии                                                                                С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                          Ю.В. Рощупкина
Член комиссии                                                                                               И.А. Тельпов

Связанные организации

Связанные организации не указаны