Решение б/н Решение от 02.10.2012 года по делу №284-10К от 11 августа 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 284-10К о нарушении антимонопольного законодательства
02 октября 2012 г.                                                                                            г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 18.09.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02.10.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – председатель Комиссии; <…> – члены Комиссии;
рассмотрев дело № 284-10К о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоком» (далее – ООО «Теплоком»; 396950, Воронежская область, Семилукский район, пгт. Латная, ул. Советская, д. 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном уклонении от оказания гр. <…>, проживающему по адресу: <…>, услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды, что привело к ущемлению интересов гр. <…>, в присутствии представителей:
от заявителя – гр. <…>, проживающий по адресу: <…>,
от ООО «Теплоком» – <…>, установила:
12.07.2012 г. в Управление поступило заявление (б/н б/д) гр. <…> по вопросу уклонения ООО «Теплоком» от оказания услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды.
В заявлении гр. <…> указывается, что 14.05.2012 г. после получения от ООО «Теплоком» уведомления о необходимости проверки или замены прибора учета холодной воды гр. <…> обратился в адрес ООО «Теплоком» с заявлением о снятии последних показаний прибора учета холодной воды.
16.05.2012 г. гр. <…> обратился в ООО «Теплоком» с заявлением об опломбировании прибора учета холодной воды.
В ответ на это заявление ООО «Теплоком» направило в адрес гр. <…> письмо (от 29.05.2012 г. № 71), в котором сообщалось, что замена прибора учета холодной воды может быть произведена собственниками самостоятельно только после выполнения следующих условий:
- подачи заявления с указанием причины замены прибора учета;
- предоставления ксерокопии паспорта установленного счетчика;
- составления акта представителем организации с указанием последних показаний прибора;
- предоставления копии лицензии организации, производивший монтаж, либо другого документа, подтверждающего разрешение на выполнение данного вида работ и акт монтажа прибора учета;
- оплаты вызова для приемки в эксплуатацию и опломбирования прибора учета, так как этот вид работ в тариф не заложен.
В письменных объяснениях ООО «Теплоком» (письмо ООО «Теплоком» от 06.08.2012 г. № 105), полученных Управлением в ходе проверки фактов, изложенных в заявлении гр. <…>, ООО «Теплоком» подтвердило, что введение в эксплуатацию прибора учета холодной воды в случае установки данного прибора учета воды потребителем самостоятельно возможно только после выполнения указанных условий. Также ООО «Теплоком» пояснило, что гр. <…> не выполнил данные условия полностью, а предоставил в адрес ООО «Теплоком» только заявление и ксерокопию технического паспорта прибора учета воды.
По результатам рассмотрения заявления гр. <…> и приложенных к нему материалов Управлением в отношении ООО «Теплоком» возбуждено дело № 284 10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от оказания гр. <…> услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды, что привело к ущемлению интересов гр. <…>.
Рассмотрение дела № 284-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.09.2012 г.
17.09.2012 г. в рассмотрение дела № 284-10К о нарушении антимонопольного законодательства объявлялся перерыв до 18.09.2012 г.
В ходе рассмотрения дела гр. <…> поддержал свою позицию, изложенную в заявлении (б/н б/д), а также пояснил, что на момент рассмотрения настоящего дела принадлежащий заявителю прибор учета воды не введен ООО «Теплоком» в эксплуатацию. С 1 мая 2012 года, как сообщил гр. <…>, оплата за услуги по водоснабжению и водоотведению ООО «Теплоком» начисляется по нормативу с поливом приусадебного участка, что является нарушением прав заявителя.
ООО «Теплоком» в своих объяснениях по делу указало, что ООО «Теплоком» разрешает самостоятельно устанавливать приборы учета воды только после выполнения следующих условий:
- подачи заявления с указанием причины замены прибора учета;
- предоставления ксерокопии паспорта установленного счетчика;
- составления акта представителем организации с указанием последних показаний прибора;
- предоставления копии лицензии организации, производивший монтаж, либо другого документа, подтверждающего разрешение на выполнение данного вида работ и акт монтажа прибора учета.
Помимо этого, ООО «Теплоком» указало, что гр. <…> отказался от заключения договора на оказание услуг по подаче питьевой воды.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 284-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Теплоком», выразившемся в необоснованном уклонении от оказания гр. <…> услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по оказанию услуг по  водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере естественной монополии.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.11.2011 года № 52/16 для ООО «Теплоком» утвержден индивидуальный тариф на 2012 год на услуги по водоснабжению и водоотведению.
Согласно справке ООО «Теплоком», по состоянию на 01.08.2012 г. ООО «Теплоком» имеет 2122 потребителя, которым оказывает услуги по водоснабжению, 1131 потребителя, которым оказывает услуги по водоотведению, в том числе гр. <…> (квитанция об оплате услуги по водоснабжению май 2012 г.).
Учитывая изложенное, ООО «Теплоком», в силу ч. 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, фактически оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в пределах своей зоны обслуживания (территории, охваченной сетями ООО «Теплоком»).
Отношения, связанные с учетом используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении).
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что  гр. <…> получил от ООО «Теплоком» уведомление о необходимости проверки или замены прибора учета холодной воды. После чего гр. <…> обратился в адрес ООО «Теплоком» с заявлением о снятии последних показаний прибора учета холодной воды (заявление гр. <…> от 14.05.2012 г.).
16.05.2012 г. гр. <…> обратился в адрес ООО «Теплоком» с заявлением об опломбировании прибора учета холодной воды.
Из материалов настоящего дела Комиссией Управления установлено, ООО «Теплоком» является организацией, которая осуществляет снабжение водой. Сети инженерно-технического обеспечения ООО «Теплоком» имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с чем, в силу ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении ООО «Теплоком» обязано осуществлять деятельность по эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет.
Однако ООО «Теплоком» уклонилось от  введения в эксплуатацию прибора учета вода, сославшись на необходимость выполнения следующих условий:
- подачи заявления с указанием причины замены прибора учета;
- предоставления ксерокопии паспорта установленного счетчика;
- составления акта представителем организации с указанием последних показаний прибора;
- предоставления копии лицензии организации, производивший монтаж, либо другого документа, подтверждающего разрешение на выполнение данного вида работ и акт монтажа прибора учета;
- оплаты вызова представителя ООО «Теплоком» для приемки в эксплуатацию и опломбировании прибора учета.
Указанные требования ООО «Теплоком» не могут быть приняты Комиссией Управления во внимание как надлежащие и допустимые основания для отказа/уклонения от введения в эксплуатацию прибора учета воды, так как действующим законодательством каких-либо обязательных требований, предъявляемых к потребителям при введении их приборов учета воды в эксплуатацию, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Теплоком», выразившиеся в уклонении от оказания гр. <…> услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды являются  необоснованными.
Довод ООО «Теплоком» о том, что гр. <…> отказался от заключения договора на оказание услуг по подаче питьевой воды является несостоятельным, поскольку факт заключения либо незаключения указанного договора не является обязательным условием, для оказания потребителю ресурсоснабжающей организацией услуги по после введению в эксплуатацию прибор учета воды.
При указанных обстоятельствах, действия  ООО «Теплоком» выразившееся в необоснованном уклонении от оказания гр. <…> услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды, ущемляют интересы последнего, что фактически выражается в необоснованном лишении гр. <…> права на оплату фактически потребленных услуг по водоснабжению согласно показаниям установленного прибора учета воды.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Теплоком», выразившееся в необоснованном уклонении от оказания гр. <…> услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Учитывая, что ООО «Теплоком», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжению и водоотведению в пределах своей зоны обслуживания (территории, охваченной электрическими сетями ООО «Теплоком»), в целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ООО «Теплоком», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «б» и подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления ООО «Теплоком» доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать факт наличия у ООО «Теплоком» доминирующего положения на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению (в пределах зоны обслуживания).
2. Признать действия ООО «Теплоком», выразившиеся в необоснованном уклонении от оказания гр. <…> услуг по введению в эксплуатацию прибора учета воды, что привело к ущемлению интересов гр. <…>, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ООО «Теплоком» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ООО «Теплоком» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны