Решение б/н Решение от 24.09.2012 года по делу №296-69р от 12 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №296-69р
               24 сентября 2012 года                                                      город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <…>;
члены Комиссии: <…>, рассмотрев дело № 296-69р по признакам нарушения автономным учреждением Воронежской области «Редакция новохоперской районной газеты «Вести», индивидуальным предпринимателем <…> ч. 1 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии <…> автономного учреждения Воронежской области «Редакция новохоперской районной газеты «Вести» <…>,
в отсутствие <…> (надлежаще уведомлен), установила:
В Новохоперской районной газете «Вести» (далее – газета «Вести») № 92 (11203) от 18.08.2012 г. на полосе № 6, размещена следующая информация: «МАГАЗИН «АПРЕЛЬ» Бытовая техника Мебель Аудио и видеотехника Мототехника Электроинструменты Кондиционеры Компьютеры и многое другое в магазине «Апрель», в кредит до 2-х лет, с первым взносом и без. Магазин «Апрель» - Комфорт и уют в вашем доме! В магазин «Апрель требуется рабочий. Телефоны для справок: 3-22-49; 3-21-31. г. Новохоперск, ул. 25 Октября, 28.» (далее – рассматриваемая информация).
03.09.2012 г. в отношении автономного учреждения Воронежской области «Редакция Новохоперской районной газеты «Вести» и ИП <…> вынесено определение о возбуждении дела № 296-69р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 10 ч. 00 мин. (мск) 24.09.2012 г.
24.09.2012 г. в ходе рассмотрения дела <…> автономного учреждения Воронежской области «Редакция Новохоперской районной газеты «Вести» <…> признала факт нарушения законодательства о рекламе.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация, размещенная на полосе № 6 в номере 92 (11203) за 18.08.2012 г. газеты «Вести», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются: магазин «Апрель», товары, реализуемые указанным магазином (бытовая техника, мебель, аудио и видеотехника, мототехника, электроинструменты, кондиционеры, компьютеры), услуга предоставления кредита.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл. 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
На основании ст. 822 ГК РФ сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита).
Как определено в ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
Таким образом, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. В спорной рекламе отсутствовали сведения, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском.
В силу ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 указанного Федерального закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание на возможность покупки рекламируемых товаров «в кредит до 2-х лет, с первым взносом и без», такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. Следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама распространяется с нарушениями требований ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», выраженными в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредита) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рассматриваемой рекламы существенных сведений, о каком именно кредите идет речь, искажает смысл информации, а включение в нее термина «кредит» не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара; отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов магазина «Апрель» (ИП <…>) в заблуждение.
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), а также предоставленной правовой позиции по делу ИП <…>, Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. В содержании рассматриваемой рекламы указаны номера телефонов магазина «Апрель», принадлежащего ИП <…>, при этом финансовые услуги индивидуальный предприниматель не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространяется с нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выраженном в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно магазином «Апрель» (ИП <…>), что не допускается.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы в соответствии с договором об оказании рекламных и информационных услуг № 32 от 11.01.2012 г. является индивидуальный предприниматель <…>.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, части 7 статьи 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в соответствии с договором об оказании рекламных и информационных услуг № 32 от 11.01.2012 г. является автономное учреждение Воронежской области «Редакция новохоперской районной газеты «Вести» (397400, Воронежская область, г. Новохоперск, ул. Советская, 31, ИНН 3617007731).
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, в том числе, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе рекламодателю и рекламораспространителю.
Руководствуясь ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «МАГАЗИН «АПРЕЛЬ» Бытовая техника Мебель Аудио и видеотехника Мототехника Электроинструменты Кондиционеры Компьютеры и многое другое в магазине «Апрель», в кредит до 2-х лет, с первым взносом и без. Магазин «Апрель» - Комфорт и уют в вашем доме! В магазин «Апрель требуется рабочий. Телефоны для справок: 3-22-49; 3-21-31. г. Новохоперск, ул. 25 Октября, 28.», размещенную в газете «Вести» № 92 (11203) от 18.08.2012 г. на полосе № 6, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать автономному учреждению Воронежской области «Редакция новохоперской районной газеты «Вести» предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию.
3. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем внесения в текст рекламы наименования или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию.
Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны