Решение №036/07/3-148/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЧОО «БАРС» на действ... от 19 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-148/2021
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЧОО «БАРС» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко»
Резолютивная часть решения объявлена 16.02.2021
Решение в полном объеме изготовлено 19.02.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
посредством проведения интернет-видеоконференции с использованием сервера TrueConf Server, с участием представителей:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко»: <…>;
от ООО «ЧОО «БАРС»: <…>,
в соответствии со ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции», ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ),  

у с т а н о в и л а:
05.02.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступили жалобы ООО «ЧОО «БАРС» (вх. №№ 01-11/325, 01-12/145) (далее - заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко» (далее - заказчик) при проведении конкурса на оказание услуг по охране объектов и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на территории ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (извещение в ЕИС № 32109926438, далее - конкурс).
Жалобы ООО «ЧОО «БАРС» на действия заказчика соответствуют требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и содержат идентичные доводы.
О времени и месте рассмотрения жалоб стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалоб было назначено на 11 часов 30 минут 15.02.2021.
15.02.2021 от заявителя поступили дополнения к жалобе.
В связи с необходимостью предоставления заказчиком возражений на дополнения, в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 16.02.2021.
Заявитель считает, что при проведении конкурса заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о закупках:
1) неправомерное применение показатель «опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», где опыт оценивается по сведениям об исполненных участником контрактах (договорах):
а) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных организаций высшего образования и (или) научных и (или) медицинских учреждений и организаций;
б) заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ и/или Законом № 223-ФЗ за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе в электронной форме;
в) сведения о которых содержатся в реестре контрактов 44-ФЗ (реестре договоров 223-ФЗ) ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок, https://zakupki.gov.ru);
г) исполненных до даты подачи заявки на участие в конкурсе в электронной форме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Оценке не подлежат контракты (договоры), не соответствующие одному или нескольким условиям, предусмотренным указанными выше подпунктами а)-г);
2) неправомерное указание значимость стоимостных критериев в размере 30%, а нестоимостных в размере 70%;
3) неправомерно установлен показатель оценки заявок «деловая репутация участника закупки», где оценка осуществляется при наличии сертификата, подтверждающего соответствие участника закупки национальному стандарту РФ ГОСТ Р 59044-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования», утвержденный приказом № 674-ст от 24.09.2020 г. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; период (исчисляется в календарных днях) осуществления участником, с учетом правопреемства, деятельности в сфере оказания услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) в соответствии с лицензией на право осуществления частной охранной деятельности (с момента получения участником первой лицензии) на дату подачи заявки на участие в конкурсе в электронной форме. При непредоставлении документов, подтверждающих наличие сертификата соответствия, заявке участника по данному показателю баллы не присваиваются.
4) неправомерная оценка по критерию «квалификация работников участника закупки», где оцениваются сведения, подтверждающие наличие у участника конкурса в штате лицензированных охранников, работающих на постоянной основе, имеющих лицензию частного охранника и квалификацию не ниже 4-ого разряда. Подтверждается одновременным предоставлением следующих документов:
- заверенных уполномоченным лицом участника копий удостоверений частного охранника (страниц 1,2,5, а также страниц из страниц 3,4 (в случае заполнения страниц 3,4),11-19 (из страниц 11-19 требуются страницы, содержащие последние по дате записи);
- заверенных уполномоченным лицом участника копий трудовых книжек и (или) трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения охранников с участником конкурса;
- заверенных уполномоченным лицом участника копий выписки из штатного расписания.
К учету будут приняты все сотрудники, на которых предоставлен полный комплект указанных выше документов. При непредоставлении полного комплекта подтверждающих документов на заявленного сотрудника, такой сотрудник не будет учтен в общем расчете по данному критерию.
При этом, заявитель в своей жалобе указывает на то, что все вышеперечисленные критерии не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятого в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении, в том числе закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив материалы дела, руководствуясь требованиями Закона № 223-ФЗ, ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, указанным законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
При осуществлении закупочной деятельности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным 28.12.2018 Заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4.2 Положения о закупке заказчика, критериями оценки заявок на участие в конкурсе, могут быть:
1) цена;
2) качественные и (или) характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
3) расходы на эксплуатацию товара;
4) расходы на техническое обслуживание товара;
5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;
7) деловая репутация участника закупки;
8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
9) квалификация участника закупки;
10) квалификация работников участника закупки.
В конкурсной документации заказчик должен указать не менее двух критериев из предусмотренных пунктом 2.4.2 настоящего Положения, причем одним из этих критериев должна быть цена. Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 процентов.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с извещением и документацией о проведении конкурса установила, что 26.01.2021 (с изменениями от 02.02.2021) заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 32109926438 о проведении конкурса.
Закупка осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.
Часть 16 статьи 3.2 определяет, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том, числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; иные сведения, определенные положением о закупке.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены критерии, предусмотренные положением о закупке.
Комиссия, ознакомившись с условиями рассматриваемой конкурсной документации установила следующее.
Порядок оценки заявок по установленным критериям предусмотрен в приложении № 1 к документации.
В связи с тем, что заявитель не согласен с критериями оценки конкурсных заявок, Комиссия Воронежского УФАС России в рамках доводов жалобы проанализировала критерии оценки и сопоставления заявок, установленные в конкурсной документации и пришла к выводу о том, что установление ценового критерия в размере 30% и неценового – 70% не противоречит нормам Положения о закупках заказчика.
При этом, порядок оценки заявок, установленный в документации полностью раскрывает показатели, по которым будет происходить оценка, в документации подробно указано, при наличии каких документов охранная организация наберет большее или меньшее количество баллов.
Довод заявителя о том, что все вышеперечисленные критерии не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятого в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не может быть принят Комиссией Воронежского УФАС России, в связи с тем, что осуществление рассматриваемой закупки проводится заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ на который действие указанного Постановления не распространяется.
При установлении критериев оценки заявок, заказчик руководствуется Положением о закупке (данная норма предусмотрена ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в конкурсной документации неценовые критерии оценки заявок не противоречит нормам Положения о закупках. Установленные критерии не являются препятствием для участия в закупке участникам.
Заявитель не предоставил доказательств, подтверждающих отсутствие у него возможности участвовать в конкурсе.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого перечня критериев для оценки заявок, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурса, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Комиссией Воронежского УФАС России, установлено, что Положением о закупках, заказчик определил право заказчика на установление в конкурсной документации, квалификационных критериев для участников.
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах критериев, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод заявителя о том, что по критериям, установленным в документации наибольшее количество баллов может набрать одна организация не может быть принят Комиссией Воронежского УФАС России, так, как возможность одного участника набрать большее количество баллов по сравнению с другим (другими) участником (участниками) не может рассматриваться как нарушение Закона № 223-ФЗ.
Рассмотрение и оценка заявок должны проводиться заказчиком по тем критериям, которые установлены заказчиком в Положении о закупках в равной мере ко всем участникам с учетом документов, представленных участниками в составе заявок.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко» нарушений Закона № 223-ФЗ и Положения о закупках в части установления в конкурсной документации неценовых критериев для оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
Признать жалобы ООО «ЧОО «БАРС» (вх. №№ 01-11/325, 01-12/145) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко» при проведении конкурса на оказание услуг по охране объектов и обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на территории ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (извещение в ЕИС № 32109926438, далее - конкурс) необоснованными.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                   Н.А. Грибанова
                                                                             Н.И. Сисева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны