Решение №036/06/33-1413/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Омега» на действия з... от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Омега» на действия заказчика – бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический онкологический диспансер», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка дезинфицирующих средств (извещение №0131200001020012504)
 (дело № 036/06/33-1413/2020)
17.12.2020 год                                                                                                    г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя - начальник отдела;
- Рощупкина Ю.В. -  заместитель председателя  Комиссии, начальник отдела;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор, в присутствии представителей:         
заказчика — бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический онкологический диспансер» (БУЗ ВО «ВОКОД») <…>, <…>,
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
ООО «Омега» <…>, <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Омега» на действия заказчика – БУЗ ВО «ВОКОД», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка дезинфицирующих средств (извещение №0131200001020012504) (далее - аукцион),

у с т а н о в и л а :
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «Омега» (далее - заявитель) на действия заказчика – БУЗ ВО «ВОКОД» (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области  (далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона.
По мнению заявителя в документации об аукционе установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
30.11.2020 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 6604300, 00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ООО «РТС – тендер».
Согласно протоколу от 14.12.2020 года рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0131200001020012504-0 на участие в аукционе подано 2 заявки. Оба участника аукциона, подавшие заявки на участие на аукционе, допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом от 18.12.2020 года № 0131200001020012504-2-1 подведения итогов электронного аукциона победителем аукциона признано - ООО «АБТ».
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
 На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.  
Техническое задание (приложение 4 часть 3 документации об аукционе) содержит наименование требуемого к поставке товара, описание объекта закупки, обоснование использования показателей закупаемого товара. В том числе:
пункт 3. Средство дезинфицирующее на основе дихлоризоциануровой кислоты. Средство в форме таблеток (Для точности дозирования и удобства применения). Состав средства: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, адипиновая кислота, бикарбонат натрия и поверхностно - активные вещества. …..Срок годности рабочего раствора не менее 24 суток (Для экономии времени на приготовление рабочих растворов); пункт 4. Средство дезинфицирующее на основе спиртов+ЧЛС. Готовый к применению раствор, кожный антисептик, содержащий спирт изопропиловый (пропанол-2) - не менее 66%, спирт пропиловый (пропанол-1)- не менее 10%, ЧАС не менее 0,25%, октенидин, а также увлажняющие компоненты); пункт 5.  Средство дезинфицирующее на основе спиртов+ЧЛС. Готовый к  применению раствор, кожный антисептик, содержащий спирт изопропиловый (пропанол-2) - не менее 66%, спирт пропиловый (пропанол-1)- не менее 10%, ЧАС не менее 0,25%, октенидин, а также увлажняющие компоненты); пункт 6. Средство дезинфицирующее Концентрированное дезинфицирующее средство на основе перекиси водорода+ ЧАС, имеющее в своем составе «в качестве действующих веществ: перекись водорода – не менее 25%, ЧАС – не менее 5%, фосфорную кислоту не менее 1.5% а также ингибитор коррозии», с выходом рабочего раствора из 1 л средства для стерилизации ИМН не менее 10 л при экспозиции не более 30 мин, предназначенного, в т.ч. для дезинфекции датчиков УЗ- и физиотерапевтического оборудования и дезинфекции яйца для приготовления блюд; пункт 7.  Средство дезинфицирующее концентрированное на основе комплекса ЧАС+ третичный амин +гуанидин + ферменты; пункт 9. Средство дезинфицирующее  жидкое мыло.
На рассмотрении жалобы представители заявителя пояснили, что заказчиком в описание объекта закупки включены положения, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, так как по совокупности требований, установленных в документации об аукционе по ряду пунктов требуемому товару соответствуют средства конкретных производителей, чем ограничена возможность предложения к поставке средств иных производителей. А именно.
1. По п. 3 технической части установлено требование к сроку годности рабочих растворов таблетированного хлорсодержащего средства в виде «Срок годности рабочего раствора не менее 24 суток», что в совокупности с иными требованиями указывает на средство «Хлорные таблетки номер 1» производства ООО "Лаборатория Инсепта". Данное требование ограничивает предложение к поставке иных средств, имеющих требуемый состав, антимикробную активность и функционал, но отличающихся сроком годности рабочих растворов. Так, например, «Деохлор люкс» имеет срок годности рабочих растворов в течение 22 суток; «ТритиХлор» - в течение 22 суток. При этом обоснование потребности в требуемом сроке годности рабочих: «Для экономии времени на приготовление рабочих растворов». На рынке существуют более выгодные по своим характеристикам и качествам иные дезсредства с такими же активными действующими веществами, например, ХЛОРМИСЕПТ ЛЮКС на основе ДХИЦК 99% + ПАВ, ДЭО-ХЛОР на основе ДХИЦК 94% +ПАВ, ФАРМАХЛОР 86% +ПАВ и т.д., где выход готовых растворов будет соответствовать требованиям технического задания.
2. По пунктам 4 и 5 требуется кожный антисептик разных форм выпуска, но с идентичными требованиями, в своей совокупности указывающими на средство дезинфицирующее «Фармсепт» производства ООО «АЦЕЯ». Отсутствие возможности предложения к поставке средств других производителей обусловлено установлением требований к активнодействующим веществам (Готовый к применению раствор, кожный антисептик, содержащий спирт изопропиловый (пропанол-2) - не менее 66%, спирт пропиловый (пропанол-1)- не менее 10%, ЧАС не менее 0,25%, октенидин, а также увлажняющие компоненты), т.е. к химическому составу, который (даже при сопровождении словами «не менее») присущ только указанному средству. Согласно данным Единого реестра свидетельств о государственной регистрации близкое по составу средство «ФАРМСЕПТ» производства ООО "Уралхимфарм-Плюс" имеет отличный от требуемого состав (спирт изопропиловый (пропанол-2), % 65 спирт пропиловый (пропанол-1), % 10 дидецилдиметиламмоний хлорид (ЧАС), % 0,1 алкилдиметилбензиламмоний хлорид (ЧАС), % 0,1), не обладает пролонгированным действием в течение 6 часов. Обоснование по пунктам 4 и 5 в виде «Для потенцирования антимикробного действия компонентов дезинфицирующего средства и предотвращения чрезмерного пересушивания кожных покровов). Не содержит производные фенолов, амины, перекись водорода (Для минимизации нежелательных реакций у медицинского персонала при контакте со средством)» при установлении требований к чрезвычайно завышенному содержанию спиртов в кожном антисептике. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора № 02/5225-2020-24 от 27 марта 2020г по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а так же парфюмерно-косметическая продукция с аналогичным содержанием спиртов. Таким образом, даже в условиях пандемиии коронавируса установленные заказчиком требования  являются завышенными, не объективными.
3. По п.6 технической части заказчику требуется средство, имеющее в своем составе «в качестве действующих веществ: перекись водорода – не менее 25%, ЧАС – не менее 5%, фосфорную кислоту не менее 1.5% а также ингибитор коррозии», с выходом рабочего раствора из 1 л средства для стерилизации ИМН не менее 10 л при экспозиции не более 30 мин, предназначенного, в т.ч. для дезинфекции датчиков УЗ- и физиотерапевтического оборудования и дезинфекции яйца для приготовления блюд, что в такой совокупности указывает только на средство "Триосепт-Окси" производства ООО "НПО СпецСинтез", что ограничивает предложение товара иных производителей.
4. По пунктам 7 и 9 требования к товару указывают на товар единственных производителей - Дезинфицирующее средство " Аминаз - Плюс" производства ООО «АЦЕЯ» и средство дезинфицирующее универсальное жидкое мыло "Велюр" производства ООО "НПО СпецСинтез", соответственно.
По мнению заявителя заказчик не применил обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии». Так, «Целью экономии времени на обработку» заказчик обосновывает время экспозиционной выдержки при ДВУ ручным и механизированным способом не более 15мин по п.2, а по п. 6 эта цель будет достигнута, по мнению заказчика для дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов при экспозиции не более 5 мин ручным способом и не более 10 мин механизированным способом.
В пункте 2 отсутствие в составе ЧАС, Амин, ПГМГ, активного хлора, активного кислорода при требуемом глутаровом альдегиде обосновывает необходимостью «отсутствия химической реакции между компонентами средства» со ссылкой на СП 3.1.3263-15, которыми не ограничивается, например, содержание в средствах для ДВУ и стерилизации эндоскопов ЧАС в комбинации с иными стерилизующими агентами.
Обоснованием «Для сокращения времени на приготовление рабочих растворов и многократности использования» заказчик устанавливает требования к различным срокам годности растворов: не менее 28 суток; не менее 24 суток; не менее 14 суток; не менее 46 суток.
По п.8 Дезинфекционная экспозиция для обработки небольших по площади поверхностей не более 1,5 минуты при бактериальных инфекциях и кандидозах обосновывается «Для экономии времени на обработку», а по пунктам 4 и 5 эту экономию заказчик видит при «дезинфекции небольших по площади поверхностей (Поверхности в помещениях, предметы обстановки, приборы, медицинское оборудование). Время выдержки при бактериальной инфекции – не более 30 сек, при туберкулезной инфекции – не более 5 минут, при особо опасных инфекциях (холера, туляремия, сибирская язва) не более 1 мин, при вирусной инфекции, грибковые инфекции не более 3 минут.
Требование к активно действующим веществам обосновывает тем, что «состав гарантирует разрушение экзополисахаридного матрикса биологических плёнок. Средство активно уничтожает биологические пленки грамположительных и грамотрицательных бактерий на абиотических поверхностях (В связи с тем, что большинство времени бактерии находятся в составе биологических плёнок)».
В связи с изложенным заявитель считает, что при описании объекта закупки не применены условные обозначения и терминология, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;  установленные в документации об аукционе требования завышены, не обусловлены реальной потребностью, влекут за собой нерациональное расходование бюджетных средств, ограничивают круг потенциальных участников закупки, нарушают права заявителя, создают преимущественные условия одним участникам рынка по отношению к другим.
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного пояснили,
что требования к товару установлены в соответствии с потребностями заказчика.
Техническое задание составлено с применением Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: в описание объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительной информации в отношении характеристик закупаемого товара.
Ознакомившись с документацией об аукционе, пояснениями сторон, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о необоснованности жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.      
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - КТРУ).
На основании пункта 9, 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил, который включает следующую информацию: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и пр.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.  В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона закупается товар - Дезинфицирующее средство, код ОКДП/КТРУ-20.20.14.000.
Позиция КТРУ 20.20.14.000 - «Средства дезинфекционные» содержит информацию о технических регламентах и стандартах, применяемых при описании объекта закупки: ГОСТ Р 56990-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности2; ГОСТ Р 58151.1-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Средства дезинфицирующие. Общие технические требования".
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик в описании объекта закупки указал дополнительную информацию в отношении функциональных, технических, качественных характеристик закупаемого товара.
При этом Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации включенной в описание товара.
Таким образом, довод жалобы в отношении нарушения заказчиком правил описания объекта закупки не нашел своего подтверждения.
Заявителем не представлено доказательств, что описанию объекта закупки соответствует товар конкретных производителей.
Кроме того, документально не подтвержден отказ производителей в поставке заявителю товара, являющегося предметом контракта.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Заявитель не доказал, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.        
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа в части описания объекта закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,

р е ш и л а :
признать жалобу ООО «Омега» на действия заказчика – бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический онкологический диспансер», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка дезинфицирующих средств (извещение №0131200001020012504) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.    
Резолютивная часть объявлена: 17.12.2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 22.12.2020 года.
Председатель Комиссии                                                                              С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии                                                      Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии                                                                                            Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны