Решение №ДЧ/8184/23 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Милитари Компани Сек... от 19 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1566/2023

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Милитари Компани Секьюрити» на действия заказчика – ООО «РВК-Воронеж» при проведении конкурентного отбора в электронной форме

 

19.10.2023                                                                                              г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2023

Решение в полном объеме изготовлено 19.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:

Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;

Колмаков Р.В. – член Комиссии, начальник отдела;

Субботин С.Г. – член Комиссии, государственный инспектор,

в присутствии представителей ООО «РВК-Воронеж», <...>, <...> и <...>, по доверенности, представителя ООО «Милитари Компани Секьюрити» <...>;

в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Воронежское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Милитари Компани Секьюрити» (далее - Заявитель) на действия заказчика — общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее — Заказчик) при организации конкурентного отбора в электронной форме на электронной торговой площадке на оказание Охранных услуг с 01.11.2023г. по 31.10.2024, проводимый консолидировано Внешним организатором закупок ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» для нужд ООО «РВК-Воронеж» (извещение в ЕИС № 32312811165) (далее – Закупка).

Согласно доводам жалобы Заявителя, Закупочной документацией установлено требование о наличии опыта, изложенное следующим образом: «Объем по оказанию аналогичных услуг по договорам за 2022 г. не менее 80% от суммы начальной максимальной цены закупочной процедуры по региону Заказчика». По мнению Заявителя, требование опыта исключительно по региону Заказчика является ограничительным поскольку опыт оказания охранных услуг в Воронежской области не отличается от аналогичного опыта в иных субъектах.

В просительной части жалобы Заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика внести изменения в документацию.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в частности в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Таким образом, Заявитель обладает правом на подачу рассматриваемой жалобы.

Жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и принята к рассмотрению.

Рассмотрение назначено на 13.10.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет. При рассмотрении жалобы однократно объявлялся перерыв до 16.10.2023. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены устно на заседании Комиссии.

Заказчик возражал относительно доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.

При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «РВК-Воронеж», утверждённым решением Единственного участника ООО «РВК-Воронеж» от « 26 » июля 2022 года № 43 (далее – Положение о закупке).

Пунктом 3.1 Положения о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком конкурентной закупки в форме конкурентного отбора.

Заказчиком 29.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на ЭТП «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении Закупки и соответствующая Закупочная документация (далее – Документация).

Информационной картой Документации установлена следующая информация:

- рассмотрение предложений (заявок) участников осуществляется в течение 60 календарных дней с даты публикации «Извещении о проведении процедуры закупки» на сайтах https://zakupki.gov.ru и ЭТП ГПБ (http://etp.gpb.ru/).

- дата подведения итогов закупки: в течение 60 календарных дней с даты публикации «Извещении о проведении процедуры закупки» на сайтах https://zakupki.gov.ru и ЭТП ГПБ (http://etp.gpb.ru/).

Предметом закупки и договора является оказание охранных услуг на объектах ООО «РВК-Воронеж». Начальная (максимальная) цена договора: 55 725 030 руб. 56 коп. без НДС.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В составе Документации имеется приложение № 4 «Критерии соответствия и порядок оценки».

Пунктом 9 приложения № 4 установлено требование к участникам закупки о наличии объёма по оказанию аналогичных услуг по договорам за 2022 г. не менее 80% от суммы начальной максимальной цены закупочной процедуры по региону Заказчика.

Заявитель полагает, что фраза «по региону Заказчика» относится непосредственно к опыту, то есть Заказчик требует от участников наличие опыта выполнения работ на территории Воронежской области.

Согласно пояснениям Заказчика, ограничение по оказанию аналогичных услуг по договорам за 2022 г. именно по региону Заказчика не установлено. Словосочетание «по региону Заказчика» применяется к процентному соотношению от суммы начальной максимальной цены Закупки.

Комиссия критически относится к данному доводу Заказчика ввиду следующего.

По смыслу Закона о закупках закупочная документация является документом, регулирующим порядок проведения закупки. Данный документ регулирует действия заказчиков (в частности, при рассмотрении заявок) и действия участников закупки (в частности, при подаче заявки). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Для соблюдения указанных принципов закупочная документация должна содержать чёткие, не допускающие двоякого толкования, требования к участникам закупки. В противном случае создаётся риск субъективного толкования требований документации со стороны заказчика, что может повлечь субъективный подход к оценке заявок и, как следствие, необоснованное отклонение поданной заявки.

Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что правильность формулировки требований к участникам необходимо оценивать исходя из общего смысла такого требования.

Проанализировав спорное требование Комиссия приходит к выводу о том, что формулировку требования можно трактовать, как обязательность наличия у участников опыта оказания охранных услуг именно на территории Воронежской области.

Изложение требования в такой редакции создаёт риск отклонения Заказчиком поданных заявок по причине отсутствия опыта оказания охранных услуг именно на территории Воронежской области, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком заявлен довод о том, что на участие в закупке поданы заявки, которые в подтверждение опыта содержат договоры, заключены на территории других субъектов. Заказчик полагает, что данный факт подтверждает довод о толковании формулировки требования о наличии опыта. Данный довод признаётся комиссией необоснованным, поскольку указанное Заказчиком обстоятельство не исключает возможности трактовки требования иными потенциальными участниками закупки как необходимости наличия опыта оказания охранных услуг на территории Воронежской области.

Также Заказчик указал, что Заявитель не обращался за разъяснением документации. Данный довод также признаётся Комиссией необоснованным, поскольку обращение за разъяснением положений документации является правом, а не обязанностью участника закупки.

Помимо этого, Комиссия считает необходимым обратить внимание на тот факт, что требование о наличие опыта выполнения работ на территории конкретного субъекта Российской Федерации также является нарушением ввиду нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках одной из целей регулирования настоящего Федерального закона является обеспечение единства экономического пространства.

Опыт оказания охранных услуг на территории одного из субъектов Российской Федерации объективно не может отличаться от аналогичного опыта на территории иных субъектов Российской Федерации. Установление требование о наличие опыта выполнения работ на территории конкретного субъекта Российской Федерации нарушает вышеуказанные нормы, а также нарушает принципы, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившегося в установлении в Документации требования к участникам Закупки о наличии объёма по оказанию аналогичных услуг по договорам за 2022 г. не менее 80% от суммы начальной максимальной цены закупочной процедуры по региону Заказчика.

С учётом того, что спорное требование может повлечь за собой субъектную оценку поданных заявок, а также могло нарушить права неопределённого круга потенциальных участников, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику, а также внешнему организатором закупок ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ», предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Закупки.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия «Милитари Компани Секьюрити» на действия заказчика — общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» при организации конкурентного отбора в электронной форме на электронной торговой площадке на оказание Охранных услуг с 01.11.2023г. по 31.10.2024, проводимый консолидировано Внешним организатором закупок ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» для нужд ООО «РВК-Воронеж» (извещение в ЕИС № 32312811165) обоснованной.

2. Выдать заказчику ООО «РВК-Воронеж» и внешнему организатором закупок ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

3. Направить настоящее решение ответственному должностному лицу Воронежского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выявленного нарушения.

 

Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны