Решение №036/05/28-1190/2022 о нарушении АО банк «Северный морской путь» (АО «СМП Банк») ... от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/28-1190/2022

«18» ноября 2022 года                                                                        г. Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2022 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: А.В. Логошин - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/28-1190/2022 по признакам нарушения акционерным обществом банк «Северный морской путь» (ИНН 7750005482, ОГРН 1097711000078, адрес: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 71, стр. 11) (далее – АО «СМП Банк»), требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии: представителя АО «СМП Банк» <…>,

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 02.09.2022 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций), выявлено распространение на рекламной конструкции (Электронный цифровой билборд), расположенной на крыше здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, информации следующего содержания:
«СМП Банк. Вклад до 8.19%. Пушкинская 1. 8 800 555 2 555 smpbank.ru.  АО «СМП Банк». Генеральная лицензия Банка России № 3368 от 16.12.2014 г.».
При этом, надпись: «Вклад до 8.19%», расположена в верхней части слайда на протяжении трансляции всего видеоролика и занимает около одной третьей площади экрана.
Кроме того, в нижней части экрана установлено распространение информации следующего содержания: «Вклад «Все Просто ИБ» (далее-Вклад). При открытии вклада через интернет-банк на сумму от 1.5 млн.руб. номинальная ставка для 1 периода (1-366 дней) – 7.90% годовых, эффективная ставка – 8.19 годовых, для 2 периода (367-731 дней) номинальная ставка -5.5% годовых, эффективная ставка -7.15% годовых для 3 периода (732-1096 дней) номинальная ставка – 3.5% годовых, эффективная ставка – 6.12% годовых. Проценты выплачиваются ежемесячно. Без пополнения» (слайд № 1).
«и частичного снятия. Досрочное расторжение Вклада: до 181 дня в рамках каждого временного периода – по ставке 0.01% годовых, с 181 дня в рамках каждого временного периода -75% от ставки договора, по истечении каждого временного периода – 100% от ставки договора. Подробнее на сайте www.smpbank.ru и в офисах АО «СМП Банк». Предложение действительно по состоянию на 08.08.2022 г. Настоящее предложение не является офертой (публичной офертой)» (слайд № 2).
Рассматриваемая информация транслировалась на электронном цифровом билборде наряду с иными информационными (рекламными) материалами. Продолжительность трансляции слайда № 1 и слайда № 2 составляет 5 секунд для каждого слайда, а общая продолжительной трансляции видеоролика составляет 10 секунд.
При этом электронный цифровой билборд расположен на крыше здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, а расстояние, на которое может приблизиться потенциальный потребитель рекламы, составляет около 70 метров.
С указанного расстояния информация, распространяемая на электронном цифровом билборде, обозревается под прямым углом, что является наиболее удобным для потенциального потребителя.
При приближении к рекламной конструкции на расстояние от 40 до 30 метров, распространяемая информация обозревается под острым углом, что затрудняет прочтение и усвоение такой информации.
При приближении к рекламной конструкции на расстояние от 30 и менее метров, прочтение распространяемой информации практически невозможно, в силу особенностей расположения рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1922, далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 указанных Правил.
Согласно положению пункта 6 Правил, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Воронежское УФАС России ходатайствовало перед ФАС России о наделении Управления полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «СМП Банк».
Письмом ФАС России (исх. № ГМ/87311/22 от 21.09.2022 г.) о наделении полномочиями, Воронежскому УФАС России предоставлены полномочия по возбуждению и рассмотрению дела в отношении АО «СМП Банк» (место нахождения г. Санкт-Петербург).
Учитывая наличие в действиях АО «СМП Банк» признаков нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», Определением № 036/05/28-1190/2022 (исх. № ДЧ/7980/22 от 28.10.2022 г.) в отношении указанного лица возбуждено дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 10 ч. 30 мин. (мск) 07.11.2022 г.
Указанным определением у Общества были истребованы, в том числе, утвержденные АО банк «Северный морской путь» условия предоставления банковского продукта; «Вклад «Все Просто ИБ» по ставке 8.19%, который является объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе (пункт 4.2. Определения № 036/05/28-1190/2022 (исх. № ДЧ/7980/22 от 28.10.2022 г.).
03.11.2022 г. в Воронежское УФАС России поступила информация (вх. № 10261-ЭП/22), истребованная в рамках рассмотрения настоящего дела.
07.11.2022 г. в ходе рассмотрения дела, представитель АО «СМП Банк» <…> поддержал позицию, изложенную в пояснениях Общества (вх. № 10261-ЭП/22 от 03.11.2022 г.).
В рассмотрении дела был объявлен перерыв до 10 ч. 30 мин. (мск) 11.11.2022 г.
Комиссия, ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные лицами, участвующими в деле, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (услуги АО «СМП Банк» по привлечению вклада по ставке 8.19%), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее — рассматриваемая реклама).
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая расположение рекламной конструкции, а также, ограниченное время трансляции (5 секунд для каждого слайда), информация, содержащаяся на слайдах № 1 и № 2 является не читаемой без использования специальных технических средств.
В тоже время, надпись: «Вклад до 8.19%», выполненная крупным шрифтом и занимает около одной третьей площади экрана, может создать у потенциального потребителя впечатление о том, что вклад по вышеуказанной процентной ставке доступен без каких-либо дополнительных условий.
Созданию такого впечатления также способствует тот факт, что названная надпись присутствует на слайде на протяжении всей трансляции видеоролика (10 секунд).
При этом, рассматриваемая реклама, также содержит иную существенную информацию об условиях использования вклада, кроме процентной ставки 8.19% (слайд № 1-2).
Исходя из анализа такой информации (содержание слайда № 1-2), можно сделать вывод о том, что банковский вклад по процентной ставке 8.19% годовых, распространяется на вклады на сумму не менее 1.5 млн.руб., процентная ставка по вкладу дифференцирована по времени размещения такого вклада, а также о том, что за досрочное расторжение договора вклада предусмотрено существенное снижение дивидендов (с 8.19% до 0.01%).
Рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях использования рекламируемой услуги (банковского вклада), а именно, информация о фактической процентной ставке, минимальной сумме, сроке вклада, а также, о последствиях досрочного расторжения договора вклада.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с приказом АО «СМП Банк» № 142/3 от 04.08.2022 г., при открытии вклада «Все просто ИБ», процентные ставки дифференцируются в зависимости от суммы, валюты и срока вклада.

Наименование

вклада

Срок размещения вклада

Валюта вклада

Минимальная сумма вклада

Процентная ставка (в % годовых)

1-368 дней

367-731 дней

732-1096 дней

(1-й период)

(2-й период)

(3-й период)

 

 

 

«Все просто ИБ»

 

 

 

1096 дней

Российские рубли

1 000

7.25

5.10

3.10

250 000

7.25

5.25

3.25

1 500 000

7.90

5.50

3.50

Доллары США

50

0.60

0.10

0.10

5 000

0.70

0.10

0.10

25 000

0.80

0.10

0.10

Евро

50

0.40

0.10

0.10

5 000

0.45

0.10

0.10

25 000

0.50

0.10

0.10

(далее – таблица Вклада «Все просто ИБ»).
При этом, таблица Вклада «Все просто ИБ», предоставленная в материалы дела АО «СМП Банк», нет содержит такого понятия как: «эффективная ставка».
Кроме того, вышеуказанная таблица, не содержит упоминания об уменьшении процентной ставки при досрочном расторжении договора вклада. Доказательств наличия каких-либо дополнительных условий предоставления вклада «Все просто ИБ», АО «СМП Банк» не предоставлено и в материалах дела № 036/05/28-1190/2022 не имеется.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует иные условия оказания услуги банковского вклада «Все просто ИБ», влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно: информация о валюте, сроках и фактических процентных ставках вышеуказанного вклада.
Комиссия не может согласится с доводами АО «СМП Банк» об отсутствии в действиях Общества требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», по следующим обстоятельствам.
В рассматриваемом случае, информация, выполненная мелким шрифтом (слайд №1-2), является недоступной для потребителей вследствие отсутствия у потребителя, в том числе, возможности приблизиться к рекламной конструкции, а также ограниченного времени считывания указанной информации (10 секунд), в том числе, из проезжающего по полосе движения транспорта, в связи с чем, потребитель фактически не может получить предусмотренную законом информацию.
Кроме того, необходимо дополнительно оценивать место расположения рекламы, время и условия ее восприятия, поскольку эти факторы могут помешать потребителю изучить рекламу должным образом, что вводит потребителя в заблуждение. Рассматриваемая реклама, транслировалась на электронном цифровом билборде, расположенном на крыше здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, и рассчитана на импульсивное восприятие с дальнего расстояния автомобилистами и пешеходами, т.е. на быстрое осознание информации и на ее уяснение без длительного сосредоточения внимания. Автомобилисты, пассажиры транспортных средств, а также пешеходы обладают ограниченными возможностями восприятия информации с точки зрения времени, мелкий шрифт ими не может быть воспринят физически.
Отсутствие в Законе о рекламе либо иных нормативных правовых актах указания на размер шрифта текста не свидетельствует о том, что размер шрифта на рассматриваемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление потребителю добросовестной и достоверной информации.
В рассматриваемом случае, невозможность прочтения информации, выполненной мелким нечитаемым шрифтом, может быть приравнена к её отсутствию.   
Кроме того, довод о том, что потенциальный потребитель, заинтересовавшийся рассматриваемой рекламой, имеет возможность остановиться и приблизиться к рекламной конструкции для детального многократного ознакомления с текстом рекламы, является несостоятельным по следующим основаниям. Как установлено материалами дела, продолжительность трансляции рассматриваемой рекламы составляет 10 секунд, при этом, трансляция рекламного ролика осуществляется наряду с иными рекламными материалами. Информация о периодичности трансляции спорной рекламы, нигде не приведена. Таким образом, заинтересованный потребитель не может знать через какой промежуток времени произойдет повторная трансляция рекламного ролика, а также о самой возможности повторной трансляции ролика.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с предоставленной АО «СМП Банк» информации, указанное Общество заключило с ООО «Медийное агентство «СА Тотал Вью» (ИНН 7743079684) договор № ХД/6438 от 22.04.2022 г. на размещение рекламно-информационных материалов.
Согласно пункту 2.3.1, АО «СМП Банк» обязано, в том числе, предоставлять ООО «Медийное агентство «СА Тотал Вью» рекламные материалы, документацию или иную информацию, необходимую для выполнения обязательств.
Согласно приложению № 10 от 15.09.2022 г. к договору № ХД/6438, рассматриваемая реклама была размещена на электронном цифровом билборде, расположенном на крыше здания по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12 в период с 01.09.2022 г.
При этом, АО «СМП Банк» приняло и оплатило услуги по размещению рассматриваемой рекламы.
Таким образом, ООО «Медийное агентство «СА Тотал Вью» является посредником между операторами наружной рекламы и АО «СМП Банк». Учитывая предмет и положения договора № ХД/6438, следует признать, что рекламодателем спорной рекламы, в данном случае, является именно АО «СМП Банк».
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС Росси, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию АО «СМП Банк», Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую на рекламной конструкции (Цифровой электронный билборд), расположенной по адресу: г. Воронеж, площадь Ленина, 12, информации следующего содержания: «СМП Банк. Вклад до 8.19%. Пушкинская 1. 8 800 555 2 555 smpbank.ru.  АО «СМП Банк». Генеральная лицензия Банка России № 3368 от 16.12.2014 г.».
«Вклад «Все Просто ИБ» (далее-Вклад). При открытии вклада через интернет-банк на сумму от 1.5 млн.руб. номинальная ставка для 1 периода (1-366 дней) – 7.90% годовых, эффективная ставка – 8.19 годовых, для 2 периода (367-731 дней) номинальная ставка -5.5% годовых, эффективная ставка -7.15% годовых для 3 периода (732-1096 дней) номинальная ставка – 3.5% годовых, эффективная ставка – 6.12% годовых. Проценты выплачиваются ежемесячно. Без пополнения» (слайд № 1).
«и частичного снятия. Досрочное расторжение Вклада: до 181 дня в рамках каждого временного периода – по ставке 0.01% годовых, с 181 дня в рамках каждого временного периода -75% от ставки договора, по истечении каждого временного периода – 100% от ставки договора. Подробнее на сайте www.smpbank.ru и в офисах АО «СМП Банк». Предложение действительно по состоянию на 08.08.2022 г. Настоящее предложение не является офертой (публичной офертой)» (слайд № 2), поскольку указанная реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 «О рекламе», а именно, существенная информация о возможности использования услуг банковского вклада «Все Просто ИБ», о валюте, сроках, минимальной сумме, а также, о последствиях досрочного расторжения договора вклада, отсутствует либо является нечитаемой без использования специальных технических средств.
2. Выдать АО «СМП Банк» предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей реклам либо путем приведения рекламы в соответствие с требованиями действующего законодательства.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении АО «СМП Банк».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                          А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                      А.В. Капранчиков
                                                                                                   С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны