Решение б/н Решение от 30.09.2015 года по делу №327-15к от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 327-15к
                                            г. Воронеж
Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2015
Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела № 327-15к о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Чушкин Д.Ю. – председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела; Капранчиков А.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт, Грибанова Н.А. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт, в присутствии: представителя ответчика — администрации городского округа город Воронеж — <…>, представителя заинтересованного лица МКП МТК «Воронежпассажиртранс» — <…>, представителя заинтересованного лица МКП «Воронежгорсвет» — <…>, рассмотрев дело № 327-15к, возбужденное 20.07.2015 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») в отношении администрации городского округа город Воронеж (далее — Администрация), установила:
07.07.2015 в Воронежское УФАС России поступила информация из Управления ФСБ по Воронежской области о признаках нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в заключении МКП МТК «Воронежпассажиртранс» и МКП «Воронежгорсвет» в 2010, 2011, 2012, 2014, 2015 г.г. договоров, предметом которых является размещение рекламных конструкций на опорах освещения и контактной сети, находящихся в оперативном управлении у указанных муниципальных предприятий, расположенных на магистральных улицах города Воронеж, таких как — Московский и Ленинский проспекты, улицы Кирова, Остужева, Брусилова, 20-летия Октября, Ленина, О.Дундича, Набережная Массалитинова, а также на Чернавском и Северном мостах.
По мотивированному запросу Воронежского УФАС России, МКП МТК «Воронежпассажиртранс» были предоставлены копии договоров проведения технического обслуживания, заключенные с рядом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — ООО «Альфа-Медиа», ООО «Быстроед», АНОО «Вираж», ООО «Гэллэри Сервис», ИП <…>, НОУ «Интерлингва», ИП <…>, ООО «Ломбард Золотой рай», ЗАО «МИР», ООО «Пивная Марка», ООО «Порядок», ЗАО «Раффайзенбанк», ИП <…>, НОУ АК «Форсаж». Указанные договоры были заключены в различное время: в 2010, 2011, 2012, 2014, 2015 г.г. Сроки действия отдельных договоров и предмет договоров были изменены в следствие заключения дополнительных соглашений.
МКП «Воронежгорсвет» также был предоставлен договор № 3-79/11 от 01.05.2011 на использование опор городского наружного освещения для размещения на них наружной рекламы, заключенный с ООО «Альфа-Медиа».
Воронежским УФАС России 20.07.2015 было возбуждено дело в отношении администрации городского округа город Воронеж по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Изучив предоставленные материалы и пояснения Сторон и другие материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Муниципальными предприятиями — МКП МТК «Воронежпассажиртранс» и МКП «Воронежгорсвет» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами заключены договоры, характер и предмет которых подразумевает передачу прав пользования муниципальным имуществом — опорами освещения и контактной сети, которые входят в состав конструктивных элементов непосредственно самой контактной сети и сети городского наружного освещения. Данное муниципальное имущество, находящее в оперативном управлении у муниципальных предприятий, используется для размещения на них рекламных конструкций с целью распространения и размещения информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам тех хозяйствующих субъектов, с которыми муниципальными предприятиями заключены указанные договоры.
Указанные рекламные конструкции, размещенные на опорах контактной сети и городского наружного освещения, отсутствуют в Схеме размещения рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж.
Как следует из пояснений Администрации, по состоянию на 31.12.2014 управлением имущественных и земельных отношений Администрации разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на указанных сооружениях и решения об их аннулировании не выдавались. Предписания о демонтаже рекламных конструкций, размещенных на опорах контактной сети и городского наружного освещения, не выдавались.
В соответствии с Уставом городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы № 150-I от 27.10.2004, администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В соответствии с Федеральным законом от  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относиться выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом «О рекламе».
Рекламная деятельность — это деятельность по оказанию рекламных услуг, в том числе, включающая в себя отношения по производству, размещению и распространению рекламы, направленные на систематическое получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг, т. е. предпринимательская деятельность.
В свою очередь рекламные услуги — это услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.
Географические границы рынка рекламной деятельности, являющейся предпринимательской, определены границами городского округа город Воронеж.
Товарные границы рынка определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), которым введен такой вид деятельности — Рекламная деятельность (ОКВЭД — 74.40). Эта группировка включает: подготовку и размещение рекламы, например, на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, в демонстрационных залах, размещение рекламы на автомобилях и автобусах и т. п., воздушную рекламу, предоставление места для рекламы.
На территории г. Воронежа предпринимательскую деятельность на рынке рекламной деятельности осуществляет множество хозяйствующих субъектов, помимо тех хозсубъектов, с которыми МКП МТК «Воронежпассажиртранс» и МКП «Воронежгорсвет» были заключены договоры, предусматривающие размещение рекламных конструкций на опорах контактной сети и городского наружного освещения.
Статья 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на бездействие органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Так как, администрацией не предприняты меры по своевременному демонтажу рекламных конструкций, принадлежащих ООО «Альфа-Медиа», ООО «Быстроед», АНОО «Вираж», ООО «Гэллэри Сервис», ИП <…>, НОУ «Интерлингва», ИП <…>, ООО «Ломбард Золотой рай», ЗАО «МИР», ООО «Пивная Марка», ООО «Порядок», ЗАО «Раффайзенбанк», ИП <…>, НОУ АК «Форсаж» и установленных без разрешительной документации, такое бездействие администрации имеет признаки нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с требованиями Закона «О рекламе», заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, размещенной на муниципальном имуществе, осуществляется исключительно по результатам торгов.
Размещение рекламных конструкций без разрешительной документации и их длительное эксплуатирование, для их владельцев является преимущественным условием ведения предпринимательской деятельности, по сравнению с остальными хозсубъектами, являющихся их конкурентами.
В то же время, по мнению Комиссии, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, таким образом, размещение рекламных конструкций хозяйствующим субъектом, являющимся равноправным участником рынка, по договору с муниципальными предприятиями без проведения обязательных торгов также является ограничением конкуренции.
В настоящее время, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», постановлением Правительства Воронежской области от 09.02.2015 № 60 «О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365» полномочия органов местного самоуправления по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Руководителем управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в адрес первого заместителя руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области было направлено обращение исх. № 4076711 от 16.07.2015 с просьбой направить в адрес владельцев рекламных конструкций, размещенных на опорах контактной сети и городского наружного освещения, которые находятся в оперативном управлении у муниципальных предприятий, в нарушение части 9 статьи 19 Закона «О рекламе», предписания об их демонтаже.
От Департамента  имущественных и земельных отношений Воронежской области в адрес Управления поступило письмо с информацией о том, что 22.08.2015 было выдано 28 (двадцать восемь) предписаний о демонтаже 303 (триста трех) рекламных конструкций, размещенных на опорах контактной сети и городского наружного освещения.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия решила:
Производство по делу № 327-15к о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации городского округа город Воронеж прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, так как полномочия по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж с 09.02.2015 осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                      Д.Ю. Чушкин
Члены Комиссии:                                                                 А.В. Капранчиков
                                                                                           Н.А. Грибанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны