Решение б/н Решение от 28.06.2018 года по делу №337-з от 3 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТБ» на действия заказчика - Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области (извещение № 0131200001018002484)
(дело № 337-з)
28.06.2018 год г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Попов В.Г. - председатель Комиссии, врио руководителя управления; Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
от Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области — <…> и <…>;
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области — <…>,
от заявителя - ООО «ТБ» - <…>,
рассмотрев жалобу ООО «ТБ» на действия заказчика - Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по восстановлению пешеходных переходов и ремонту тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в муниципальных районах Воронежской области (извещение № 0131200001018002484),
у с т а н о в и л а:
22.06.2018 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «ТБ» (далее-заявитель) на действия заказчика - Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области (далее-заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по восстановлению пешеходных переходов и ремонту тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в муниципальных районах Воронежской области (извещение № 0131200001018002484, далее-аукцион).
По мнению заявителя, заказчиком в аукционной документации допущены следующие нарушения:
- неправомерное включение в один лот выполнение по ремонту пешеходных переходов и тротуаров, расположенных в разных районах области;
- неправомерное включение в аукционную документацию требования к участникам закупки о наличии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации»;
Представители заказчика и уполномоченного органа, доводы, изложенные в жалобе считают необоснованными, представили устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон о контрактной системе), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
02.07.2018 года в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Заказчик - Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.
Начальная (максимальная) цена контракта 147055161,00 рублей.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобидьных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тротуары и пешеходные переходы относятся к элементам обустройства автомобильной дороги, являющейся ее частью.
Следовательно, объект аукциона не имеет технических противоречий в части наименования объекта закупки.
Информация о нарушении Департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в части включения в один лот функционально и технологически не связанных между собой работ может быть рассмотрена только в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, указанная информация будет передана должностному лицу для рассмотрения в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции.
Далее, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что пунктом 17 информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих<*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 19 информационной карты установлено требование к участнику закупки о предоставлении в составе второй части заявки копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». Выписка должна быть выдана не ранее, чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из аукционной документации (ч.3 «описание объекта закупки»), заказчику необходимо выполнить работы по ремонту и восстановлению тротуаров и пешеходных переходов. При этом основной комплекс работ состоит из выполнения работ по текущему ремонту тротуаров и пешеходных переходов.
В общий объем работ по каждому району включены два вида работ : по устройству недостающего электроосвещения и замене знаков, которые в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (ч.4 п.4пп.3, ч.4 п.4 пп.а классификации работ) относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Как следует из объяснений представителя заказчика, необходимость выполнения данных работ, повлекла за собой необходимость установления дополнительных требований к участникам, в том числе о предоставлении в составе второй части заявки копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, Воронежское УФАС России считает, что заказчиком неправомерно объедины в один объект закупки работы по текущему ремонту тротуаров и пешеходных переходов и работы по капитальному ремонту, что привело к установлению неправомерного требования к участникам закупки о наличии опыта работ и предоставлении в составе второй части заявки копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Объединение в один объект закупки работ по текущему ремонту тротуаров и пешеходных переходов и работы по капитальному ремонту по мнению Воронежского УФАС России может привести к ограничению количества участников аукциона и лишить потенциальных участников, специализирующихся на выполнении работ по текущему ремонту дорог возможности участия в аукционе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Таким образом, при объединении работ по текущему и капитальному ремонту в один лот, заказчику необходимо учитывать способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в торгах.
При рассмотрении настоящей жалобы, Воронежское УФАС России считает необходимым принять во внимание и решение Верховного Суда Российской Федерации, где приведены нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки работы по текущему ремонту и восстановлению тротуаров и пешеходных переходов и работы по капитальному ремонту, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «ТБ» на действия заказчика - Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по восстановлению пешеходных переходов и ремонту тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в муниципальных районах Воронежской области (извещение № 0131200001018002484) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Департаменту транспорта и автомобильных дорог Воронежской области и уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем аннулирования аукциона.
Резолютивная часть объявлена: 28.06.2018 г.
Решение изготовлено в полном объеме: 03.07.2018 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены комиссии Т.В. Артемьева
Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны