Решение б/н Решение от 12.07.2016 года по делу №339-з от 27 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройинвест» на действия Департамента строительной политики Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах» (извещение № 0131200001016002809)
(дело № 339-з)
12.07.2016г.                                                                                                            г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе: Рохмистров В.В. - председатель Комиссии, руководитель управления; Артемьева Т.В - член Комиссии, государственный инспектор; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей:
от Департамента строительной политики Воронежской области: <…>;
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Стройинвест» на действия Департамента строительной политики Воронежской области на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах» (извещение № 0131200001016002809), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Стройинвест» (далее - заявитель) на действия Департамента строительной политики Воронежской области (далее - заказчик) на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах» (извещение № 0131200001016002809, далее - аукцион).
По мнению заявителя, документация об аукционе разработана с нарушениями законодательства о контрактной системе, касающихся:
1) установление в проекте контракта незаконного требования к подрядчику о предоставлении надлежащего обеспечения исполнения контракта в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения договора стало недействительным или ненадлежащим;
2) установление излишнего требования к участникам о наличии лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
3) неустановление в документации о закупке информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке;
4) установление в проекте контракта условия о праве уменьшения причитающихся подрядчику платежей после 15 календарных дней с даты, указанной в уведомлении (претензии, письме государственного заказчика) и неполучения в указанный срок от подрядчика доказательства надлежащего исполнения обязательств.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона  на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах» (извещение № 0131200001016002809).
В соответствии с законодательством Российской Федерации заказчики при организации проведения закупочной деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основываются на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
1. В соответствии с ч.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 названного Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.4 ст. 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу положений Закона установление обеспечения направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Таким образом, поскольку срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, следовательно, если обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязании подрядчика представить государственному заказчику надлежащее обеспечение исполнение контракта.
Такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников закупки и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у нее намерения исполнить государственный контракт.
С учетом изложенного, комиссия Воронежского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе в части установления требования к подрядчику о предоставлении надлежащего обеспечения исполнения контракта в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения договора стало недействительным или ненадлежащим в действиях заказчика не усматривает.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах», в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации является наличие участника закупки исключительно свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.
При этом в подрядные работы включены работы, связанные с установкой охранной и автоматической пожарной сигнализации, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из содержания аукционной документации (п. 5.17 проекта контракта) следует, что подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право привлекать субподрядные организации.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по рассматриваемому аукциону, при исполнения контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, Комиссия Воронежского УФАС не находит оснований для признания нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика в части установления требования к участникам аукциона о наличии лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. В соответствии с пунктом 21 информационной карты аукционной документации, участник электронного аукциона вправе подавать запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе с момента размещения извещения в единой информационной системе и не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, указанного в пункте 22 настоящей информационной карты.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что в аукционной документации указан срок окончания даты  предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, который приходится на 28.06.2016г., следовательно участник аукциона вправе был со дня размещения извещения и аукционной документации на официальном сайте до 28.06.2016г. направить заказчику запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссией было установлено, Заявитель заявку на участие в аукционе не подавал, за разъяснениями положений документации об аукционе к заказчику не обращался, тем самым не представил доказательств о нарушении прав Заявителя, документов и сведений о намерении участвовать в вышеназванном аукционе и претендовать на заключение соответствующего контракта, а также копий разрешительных документов, требуемых в соответствии с документацией об аукционе (свидетельство СРО, лицензии и т. д.) не направлял, явку представителя для принятия участия в рассмотрении жалобы и обоснования позиций указанных в жалобе не обеспечил.
4. В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Следовательно, условие о праве уменьшения причитающихся подрядчику платежей после 15 календарных дней с даты, указанной в уведомлении (претензии, письме государственного заказчика) и неполучения в указанный срок от подрядчика доказательства надлежащего исполнения обязательств не противоречит действующему законодательству.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок решила:
1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия Департамента строительной политики Воронежской области на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах» (извещение № 0131200001016002809) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 07.07.2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 12.07.2016 года.
Председатель Комиссии                                                                              В.В. Рохмистров
Член Комиссии                                                                                            Т.В. Артемьева
Член Комиссии                                                                                           Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны