Решение №РК/4128/24 о признании ненадлежащей рекламы ПАО «Росбанк» в связи с нар... от 18 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 036/05/5-370/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«14» июня 2024 года                                                                            г. Воронеж
    
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 июня 2024 года 

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
председатель Комиссии: Р.В. Колмаков - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Лисенко С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-370/2024 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Росбанк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, ИНН: 7730060164, ОГРН: 1027739460737, далее – ПАО «Росбанк»), требований части 7 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии представителя ПАО «Росбанк» <...>, представителя ООО «Стратус» <...>,

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 18 марта 2024 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламной конструкции (Электронный цифровой билборд), расположенной на перекрестке ул. Моисеева и ул. 20 Летия Октября, в непосредственной близости от Воронежского государственного цирка (г. Воронеж, ул. 20 Летия Октября, д. 121), информации следующего содержания: 
«Росбанк. Откройте вклад не выходя из дома. 16% годовых. Ставка 16% годовых по вкладу «Надежный» действует с опцией «Плюс» на срок 3 и 6 мес., на сумму от 15 000 до 1 млн. р. Опция «Плюс» действует с 22.02.2024 до отмены банком. Подробнее на www.rosbank.ru. Реклама. ПАО Росбанк. Лицензия ЦБ РФ №2272 от 28.01.2015».
Вышеуказанная информация транслировалась на электронном цифровом билборде наряду с иными информационными (рекламными) материалами. Продолжительность трансляции рекламного ролика составляет 5 секунд.
Необходимо отметить, что текст: «Росбанк. Откройте вклад не выходя из дома. 16% годовых», выполнен крупным шрифтом. 
В тоже время текст, начинающийся со слов: «Ставка 16% годовых по вкладу» и заканчивающийся словами: «ПАО Росбанк. Лицензия ЦБ РФ №2272 от 28.01.2015», выполнен мелким шрифтом.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1922, далее – Правила), дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 указанных Правил.
Согласно положению пункта 6 Правил, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной 2 и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
Воронежское УФАС России ходатайствовало (исх. № ДЧ/1860/24 от 19.03.2024 г.) перед ФАС России о наделении Управления полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ПАО «Росбанк».
Письмом ФАС России (исх. № КТ/24688/24 от 25.03.2024 г.) Воронежскому УФАС России предоставлены полномочия по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ПАО «Росбанк».
Определением (исх № РК/2162/24 от 01.04.2024 г.) о возбуждении дела № 036/05/5-370/2024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, дело назначено к рассмотрению на 15 ч. 00 мин. 15.04.2024 г. 
15.04.2024 г. в ходе рассмотрения дела, представитель ПАО «Росбанк» <...> заявил о необходимости привлечения к участию в деле ООО «Стратус».
Определением (исх. №РК/2570/24) об отложении дела №036/05/5-370/2024, рассмотрение было назначено на 11 ч. 00 мин. 26.04.2024 г.
Вышеуказанным Определением к участию в деле, в качестве заинтересованного лица, было привлечено ООО «Стратус» (ИНН: 6451410900, ОГРН: 1056405123598).
26.04.2024 г. рассмотрение дела было отложено на 10 ч. 00 мин. 24 мая 2024 г. (Определение исх. № СМ/2968/24 от 02.03.2024 г.).
24.05.2024 г. в рассмотрении дела объявлялся перерыв до 10 ч. 00 мин. 03 июня 2024 г.
03.06.2024 г. рассмотрение дела было отложено на 10 ч. 30 мин 2024 г. 11 июня 2024 г.
11.06.2024 г. Комиссия, ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные лицами, участвующими в деле, считает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются финансовые услуги банка «Росбанк» (ПАО «Росбанк», ИНН: 7730060164, ОГРН: 1027739460737) связанные с предоставлением услуг банковского вклада по ставке 16% годовых.
Нормой части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По мнению Комиссии, необходимо дополнительно в совокупности оценивать место распространения рекламы, время и условия ее восприятия, поскольку эти факторы могут помешать потребителю изучить рекламу должным и полным образом.
Рассматриваемая реклама транслировалась на электронном цифровом билборде, расположенном по адресу: г Воронеж, пересечение улиц 20-Летия Октября и Моисеева (в непосредственной близости от Воронежского государственного цирка - г. Воронеж, ул. 20 Летия Октября, д. 121).
Расстояние, с которого возможно ознакомится со спорной рекламой, составляет около 45 метров, а время трансляции ограничено пятью секундами.
Спорная реклама рассчитана на импульсивное восприятие с дальнего расстояния её потенциальными потребителями, т.е. на быстрое осознание информации и на ее уяснение без длительного сосредоточения внимания. Так как рекламный щит обращен в сторону проезжей части, а также из-за расстояния до сближающей точки, откуда возможно ознакомится с рекламным сообщением, потребители рекламы обладают ограниченными возможностями восприятия информации с точки зрения расположения рекламной конструкции и времени трансляции спорной рекламы.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что мелкий шрифт, содержащейся в спорной рекламе ПАО «Росбанк» не может быть воспринят потребителями рекламы без использования специальных технических средств.
Формальное указание мелким шрифтом в спорной рекламе информации об условиях совершения вклада: «Ставка 16% годовых по вкладу «Надежный» действует с опцией «Плюс» на срок 3 и 6 мес., на сумму от 15 000 до 1 млн. р. Опция «Плюс» действует с 22.02.2024 до отмены банком. Подробнее на www.rosbank.ru. Реклама. ПАО Росбанк. Лицензия ЦБ РФ №2272 от 28.01.2015», не может считаться доведением до потребителя существенной информации о рекламируемой услуге, ввиду ограниченного времени трансляции спорной рекламы и удаленности рекламной конструкции.
Таким образом, до потенциальных потребителей фактически доводится следующая информация: «Росбанк. Откройте вклад не выходя из дома. 16% годовых».
Ознакомившись с вышеуказанной информацией, содержащейся в спорной рекламе, потенциальный потребитель вправе полагать, что совершение вклада в ПАО «Росбанк», предполагает возврат всей суммы такого вклада, с добавлением 16% от вложенной суммы.
Как следует из предоставленных ПАО «Росбанк» условий совершения вкладов, достижение процентной ставки равной 16% возможно только при совершении вклада «Надежный» с применением опции «Плюс» на срок 3 и 6 месяцев.
Минимальная сумма вклада надежный составляет 15 000 руб., а максимальная сумма вклада, в рамках опции «Плюс», равняется 1 000 000 руб.
Понятие «процентная ставка годовых» предполагает начисление процентов по вкладу за один год (12 месяцев).
В рассматриваемом случае при соблюдении всех условий, начисление процентов по вкладу «Надежный» будет осуществляться в следующих объемах: для вклада сроком на 3 месяца – 4% к сумме вклада, для вклада сроком на 6 месяцев – 8% к сумме вклада.
Таким образом, условия совершения вклада «Надежный» в ПАО «Росбанк», не предполагают возврата всей суммы такого вклада через три и шесть месяцев, с добавлением 16% от вложенной суммы. 
Также, процентная ставка по вкладу «Надежный» недостижима для вкладов, сделанных на срок превышающий 6 месяцев, а именно: для вкладов на срок от 9 до 12 месяцев процентная ставка составляет 13.50% годовых, а для вкладов на срок от 18 до 36 месяцев процентная ставка составляет 11.00% годовых.
Кроме того, при досрочном возврате вклада «Надежный», совершенного на любой срок, процентная ставка составляет 0.01% годовых.
Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно, в рассматриваемой отсутствует существенная информация о сроке и сумме вклада, а также о том, что при досрочном возврате вклада, потенциальный потребитель получит выплату в размере 0.01% годовых.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. 
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Как следует из материалов дела № 036/05/5-370/2024 спорная реклама была распространена в рамках договора № РБ-000580-2023 от 12.04.2023 г., заключенного между ПАО «Росбанк» и ООО «Стратус».
При этом, в соответствии с пунктами 3.43 3.4 вышеуказанного договора, информационные (рабочие) материалы, предоставляются заказчиком (ПАО «Росбанк»).
В ходе рассмотрения дела № 036/05/5-370/2024 представитель ООО «Стратус» пояснил, что указанное Общество разместило оригинал-макет рекламы, полученный от ПАО «Росбанк».
Как следствие, в рассматриваемом случае, именно ПАО «Росбанк» является рекламодателем спорной рекламы.
Комиссия не может согласится с доводами ПАО «Росбанк» о том, что имеющийся в материалах дела акт проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований в сфере рекламы, не является доказательством распространения ненадлежащей рекламы, а мелкий шрифт является читаемым, ввиду следующего. 
Законодательство РФ не устанавливает форму, способа и акта фиксации спорной рекламы, а наружная реклама по определению преследует цель привлечения внимания потребителей. При таких обстоятельствах, Воронежское УФАС России полагает, что форма фиксации наружной рекламы должна позволять определить содержание такой рекламы, место и обстоятельства её распространения.
Акт от 18.03.2024 г. отвечает всем вышеуказанным критериям. Рекламная конструкция, на которой транслировалась спорная реклама, обращена в сторону проезжей части ул. Кирова (г. Воронеж), а сама фиксация распространения рекламы, производилась с минимально возможного расстояния на которое потенциальный потребитель может приблизится к рекламной конструкции для ознакомления с рекламным предложением.
Кроме того, необходимо дополнительно оценивать место расположения рекламной конструкции, время её трансляции и условия ее восприятия, поскольку эти факторы могут помешать потребителю изучить рекламу должным образом, что вводит потребителя в заблуждение.
Рассматриваемая реклама размещалась на электронном цифровом билборде, расположенной на перекрестке ул. Моисеева и ул. 20 Летия Октября. данная рекламная конструкция расположена на краю проезжей части автомобильной ул. 20 Летия Октября.
Необходимо учитывать совокупность факторов, влияющую на оценку рекламы, особенность места ее размещения.
Из материалов дела следует, что спорная реклама расположена вблизи проезжей части и рассчитана, в том числе, на водителей, пассажиров автотранспорта, проезжающего мимо. Таким образом, изложенная мелким шрифтом информация становится недоступной и не воспринимается ими. Проезжающие на личном или общественном транспорте потребители, пешеходы, переходящие дорогу, способны импульсно воспринимать часть информации, указанную крупным шрифтом, а информация об условиях совершения вклада, указанная мелким шрифтом им недоступна.
При этом, по мнению Комиссии, возможность обзора рекламной конструкции под острым углом (10-15⁰), не обеспечивает возможности ознакомления с распространяемой рекламой. Как следствие, под минимально возможным расстоянием, следует понимать не расстояние, на которое потребитель физически может приблизится к рекламной конструкции, а то расстояние, с которого возможно ознакомиться с текстом рекламы.
Исходя из понятия рекламы она предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей без специальных усилий и применения специальных средств.
Также Комиссия отмечает, отсутствие в Законе о рекламе либо иных нормативных правовых актах указания на размер шрифта текста не свидетельствует о том, что размер шрифта на рассматриваемой рекламе может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление потребителю добросовестной, достоверной и полной информации.
По мнению Комиссии, невозможность прочтения информации, выполненной мелким нечитаемым шрифтом, может быть приравнена к её отсутствию.
Довод ПАО «Росбанк» о необходимости указания процентной ставки именно в годовых процентах, отклоняется Комиссией ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 Указание Банка России от 14 июня 2022 г. № 6153-У «О порядке расчета минимальной гарантированной ставки по вкладу», расчет процентной ставки, определяющей минимальный доход, выплачиваемый кредитной организацией вкладчику на сумму вклада при условии хранения денежных средств до истечения срока вклада, без учета условий, предусматривающих возможность изменения доходности вкладов, в том числе в случаях заключения (расторжения) вкладчиком иного договора и (или) получения им дополнительной услуги, не связанных с размещением денежных средств во вклад (зачислением денежных средств на счет), осуществляется банком в процентах годовых исходя из условий договора банковского вклада с физическим лицом…//.
Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе», целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе).
Таким образом, одной из основных целей ФЗ «О рекламе», является доведение до потребителя достоверной рекламы, а указания Банка России никоим образом не регулируют отношения, возникающие в сфере рекламы.
Расчет ставки по вкладу в процентах годовых не означает, что в рекламе должна применяться исключительно упомянутая величина. Ознакомившись с содержанием рекламы, потенциальный потребитель должен составить достоверное мнение о рекламируемом товаре или услуге.
В связи с тем, что на момент вынесения решения распространение спорной рекламы было прекращено, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ПАО «Росбанк» предписания о прекращения нарушения ФЗ «О рекламе».
Иных документов и материалов, противоречащих позиции Комиссии Воронежского УФАС Росси, а также материалов, дополняющих и подтверждающих позицию ПАО «Росбанк», Комиссией не выявлено, а Ответчиком по делу не предоставлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 18 марта 2024 на рекламной конструкции (Электронный цифровой билборд), расположенной на перекрестке ул. Моисеева и ул. 20 Летия Октября, в непосредственной близости от Воронежского государственного цирка (г. Воронеж, ул. 20 Летия Октября, д. 121), следующего содержания: «Росбанк. Откройте вклад не выходя из дома. 16% годовых. Ставка 16% годовых по вкладу «Надежный» действует с опцией «Плюс» на срок 3 и 6 мес., на сумму от 15 000 до 1 млн. р. Опция «Плюс» действует с 22.02.2024 до отмены банком. Подробнее на www.rosbank.ru. Реклама. ПАО Росбанк. Лицензия ЦБ РФ №2272 от 28.01.2015», поскольку указанная реклама нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно, в рассматриваемой отсутствует существенная информация о сроке и сумме вклада, а также о том, что при досрочном возврате вклада, потенциальный потребитель получит выплату в размере 0.01% годовых.
2. Учитывая прекращение распространения ненадлежащей рекламы, предписание о прекращении нарушения требований части 7 статьи 5 «О рекламе» не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному сотруднику Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ПАО «Росбанк».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                          Р.В. Колмаков 

Члены Комиссии                                                                      А.В. Капранчиков 

                                                                                                   С.А. Лисенко

Связанные организации

Связанные организации не указаны