Решение б/н Решение от 19.03.2015 года по делу №35-27р от 23 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 35-27р
19 марта 2015 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии Попов В.Г. – заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 35-27р по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124, ИНН 7714072839) (далее - ФГУП «ВГТРК») в лице филиала ГТРК «Воронеж» (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394625), части 1 статьи 14 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» (Общество уведомлено надлежащим образом), установила:
На основании распоряжения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) от 25.12.2014 года № 03-16/5425 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» (ул. Карла Маркса, 114, г. Воронеж, 394625).
Продолжительность проверки: с 29.12.2014 года по 30.01.2015 года.
В ходе проведения проверки установлено следующее:
Воронежским УФАС России у ФГУП «ВГТРК» были запрошены материалы, а именно: копия записи эфира телеканала ФГУП ВГТРК и ГТРК «Воронеж» на электронном носителе за 24.12.2014 с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (мск), (запись эфира (в т.ч. на телеканале «Россия-24»).
Установлено распространение 24.12.2014 года в эфире телеканала «Россия - 24» в телеблоке «Вести NET» (с 19 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (мск) (далее в телепрограмме «Вести NET» от 24.12.2014) информации следующего содержания: «Сначала несколько сюрпризов, которые Ростелеком приготовил своим зрителям на Новый год. Интерактивное ТВ поступью командора шагает по стране, на прямой связи все 16 филиалов компании, повод значительный. Биллинг зарегистрировал трехсоттысячного абонента /…/ Абонентская база растет стремительно, говорят представители компании, четырехсоттысячный телезритель ожидается  уже в 2015-м. Поэтом, каждый регион разыграл, какие призы, получит этот счастливчик, если будет зарегистрирован на его территории/…/. На пресс-конференции анонсировали новое предложение - фактически замороженный на год тариф, он будет неизменным, как бы не росла инфляция. Кроме того, в канун праздников в сетке интерактивного ТВ появился специальный праздничный канал «Дед Мороз», который будет доступен до 31 января 2015 во всех основных пакетах интерактивного ТВ. Наталья Титова – заместитель директора Воронежского филиала ОАО «Ростелеком»: «Благодаря этому Вы сможете встретить Новый год и провести новогодние праздники в теплой, уютной, семейной атмосфере. На этом канале традиционно представлены как детские фильмы, мультфильмы, глубоко полюбившиеся нам из нашего детства, так и премьеры отечественного и зарубежного кинематографа/…/» Мало кто задумывался, что телевидение тоже ускорится. С тех пор оно многому научилось, например/…/ по желанию пользователей вырезать рекламу из трансляции, предупреждать об эфире любимой программы, предоставлять родительский контроль и фильтр контентов для ваших детей, которые можно гибко запрограммировать/…/. Антон Годовиков - коммерческий директор МРФ «Центр» ОАО «Ростелеком»: «Вы можете смотреть телевидение, как и все, что с ним связано, в том числе и видео по запросу/…/». В общем, до недавнего времени можно было поворчать, что интерактивному ТВ только караоке не хватает, сейчас не скажешь даже так/…/».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектами рекламирования в указанной рекламе являются услуги ОАО «Ростелеком»: интерактивное ТВ и специальный праздничный канал «Дед Мороз».
26.02.2015 года в отношении ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» вынесено определение о возбуждении дела № 35-27р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 40 минут (мск) 12.03.2015 года.
Согласно данным из ЕГРЮЛ, место нахождения ФГУП «ВГТРК», рекламораспространителя рассматриваемой рекламы: 125124 г. Москва, ул. Ямского Поля 5-я, 19/21, ИНН 7714072839.
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
При этом территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.
В связи с этим, 05.03.2015 года Воронежское УФАС России известило Московское УФАС России о возбуждении дела в отношении ФГУП «ВГТРК» (125124 г. Москва, ул. Ямского Поля 5-я, 19/21, ИНН 7714072839) по признакам нарушения части  1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» были предоставлены документы от 06.03.2015 года №98/104. В письменном объяснении от 06.03.2015 года № 99/104 ФГУП  «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж»  сообщило следующее: «/…/ Информация, содержащаяся в сюжете, не была нацелена на привлечение внимания телезрителей к юридическим лицам, наименование которых можно было увидеть в сюжетах. Появление в указанных сюжетах представителей тех или иных организаций было вызвано необходимостью получить комментарий компетентного специалиста и  (или) пояснения непосредственного участника событий. /…/ Темой сюжета было развитие цифровых технологий в сфере массовой коммуникации в РФ с возможностью пользователя самостоятельно влиять на получение информации. Выступление представителя ОАО «Ростелеком» было обусловлено не получением информации об организации или ее услугах, а предоставление телезрителю возможности получить специфическую информацию компетентного специалиста. /…/ Таким образом, информационный сюжет «Интерактивное ТВ» являлся составной частью телепередачи «Вести NET», представлял собой новость. Будучи частью передачи, не мог ее прервать. Следовательно, перед его показом не могло быть размещено предупреждение о дальнейшей трансляции рекламы, предусмотренное правилами ч. 1 ст. 14 закона о рекламе. В действиях ГТРК «Воронеж» отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Прерывание телепрограммы «Вести NET» рассматриваемой рекламой не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы.
Доводы ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж», указанные в объяснениях от 06.03.2015 года № 99/104, несостоятельны по следующим основаниям.
Установленное в законодательстве понятие «реклама», а также анализ информации (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что указанный сюжет (рассматриваемая реклама) направлен на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования, а именно к конкретной услуге Ростелекома – интерактивное ТВ и  специальный праздничный канал «Дед Мороз».
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась с нарушением требований части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» (Договор от 01.12.2014 года № 0304/25/455-14/424; акт от 25.12.2014 года №999/104; счет-фактура от 25.12.2014 года № 999/104; счет от 23.12.2014 года № 104/891; платежное поручение от 30.12.2014 года № 309).
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж».
Руководствуясь частью 1 статьи  36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Сначала несколько сюрпризов, которые Ростелеком приготовил своим зрителям на Новый год. Интерактивное ТВ поступью командора шагает по стране, на прямой связи все 16 филиалов компании, повод значительный. Биллинг зарегистрировал трехсоттысячного абонента /…/ Абонентская база растет стремительно, говорят представители компании, четырехсоттысячный телезритель ожидается  уже в 2015-м. Поэтом, каждый регион  разыграл, какие призы, получит этот счастливчик, если будет зарегистрирован на его территории/…/. На пресс-конференции анонсировали новое предложение - фактически замороженный на год тариф, он будет неизменным, как бы не росла инфляция. Кроме того, в канун праздников в сетке интерактивного ТВ появился специальный праздничный канал «Дед Мороз», который будет доступен до 31 января 2015 во всех основных пакетах интерактивного ТВ. Наталья Титова – заместитель директора Воронежского филиала ОАО «Ростелеком»: «Благодаря этому Вы сможете встретить Новый год и провести новогодние праздники в теплой, уютной, семейной атмосфере. На этом канале традиционно представлены как детские фильмы, мультфильмы, глубоко полюбившиеся нам из нашего детства, так и премьеры отечественного и зарубежного кинематографа/…/» Мало кто задумывался, что телевидение тоже ускорится. С тех пор оно многому научилось, например/…/ по желанию пользователей вырезать рекламу из трансляции, предупреждать об эфире любимой программы, предоставлять родительский контроль и фильтр контентов для ваших детей, которые можно гибко запрограммировать/…/. Антон Годовиков - коммерческий директор МРФ «Центр» ОАО «Ростелеком»: «Вы можете смотреть телевидение, как и все, что с ним связано, в том числе и видео по запросу/…/». В общем, до недавнего времени можно было поворчать, что интерактивному ТВ только караоке не хватает, сейчас не скажешь даже так/…/», распространявшуюся 24.12.2014 года в эфире телеканала «Россия - 24» в телеблоке «Вести NET» (с 19 часов 00 минут до 20 часов 00  минут (мск), поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Воронеж» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» путем снятия ненадлежащей рекламы с распространения либо путем приведения способа подачи рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, в части установленного законодательством разграничения распространения  рекламной информации от не рекламной.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                            В.Г. Попов
Члены Комиссии                                                                       О.Г. Козинина
                                                                                                 О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны